• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Методы искусствоведческого исследования: теория и практика"

Статус: Курс обязательный (История искусств)
Направление: 50.03.03. История искусств
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Казакова Ольга Владимировна, Козичаров Никола Люба Эстер, Саленков Александр Геннадьевич, Якимович Елена Александровна
Язык: русский
Кредиты: 8
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

На НИСе на 4 курсе студенты осваивают многообразные методы, используемые в истории искусства Нового времени от Возрождения до XX века. Студенты учатся понимать контекст создания теоретических работ и анализировать их в свете последних достижений науки. Обсуждаются традиционные и новые подходы к изучению памятников изобразительного искусства. Студенты также знакомятся с основными источниками по изучению искусства Нового времени, часть занятий посвящена обсуждению предварительно прочитанных фрагментов трудов теоретиков изобразительного искусства и архитектуры.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • умение анализировать письменные источники по искусству теоретического и документального характера, как в историческом контексте времени их создания, так и в условиях их дальнейшего бытования и интерпретации
  • ознакомление студентов с научными теориями и методами анализа изобразительного искусства XX-XXI в.
  • критически оценивать и анализировать различные подходы к истории искусств
  • ознакомление студентов с научными теориями о социальной истории искусства XХ–нач. ХХI в.
  • применять изученные методы в своей собственной практике анализа памятников искусства на первоначальном уровне
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать круг ключевых исследовательских проблем изучения искусства Нового времени
  • знать основные произведения искусства рассматриваемого периода
  • знать содержание и основные идеи трудов теоретиков социальной истории изобразительного искусства
  • знать терминологию описания произведений изобразительного искусства ХХ и XXI в. в контексте их социальной истории
  • владеть основами научных подходов и методов современной искусствоведческой науки
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Ч.3. Соотношение фотографии с искусством.
    Анализ теории В.Беньямина, разбор подходов Д.Жарковского и Р.Краусс. Авангард и фотография: анализ языка. Анализ и критика идей Ролана Барта и Сюзан Зонтаг. Документальность и фикция в фотографии второй половины 20 века.
  • Ч.3. Архитектура 20 века в зеркале социальных и политических процессов.
    Соотношение искусства и инженерии в архитектуре 20 века. Преемственность дореволюционных идей в довоенной архитектуре СССР (на примере работ В. Шухова) Дискуссия о Новом быте, опыт описания архитектурных объектов 1920-х – 1930-х годов через призму социальных процессов. Обсуждение клубов (В. Хазанова «Клубная жизнь и архитектура клуба», посещение дома Наркомфина. Практическая реализация идей о соцрасселении в условиях индустриализации первых пятилеток (обсуждение книги М. Мееровича «Наказание жилищем»). Эстетический, социальный, политический аспекты жилищного строительства и градостроительного планирования в довоенном СССР. Смена политического вектора на рубеже 1920-1930-х годов, стилевые изменения в архитектуре. (работа В. Паперного «Культура-2» - анализ и критика). «Оттепель» и программа массового панельного домостроения в СССР. Переход к новой эстетике как отражение нового времени. Обсуждение книги И. Утехина «Очерки коммунального быта»
  • Ч.3. Социальная история искусства
    Введение в методы исследования в искусстве и визуальной культуре XIX - начала XX века. T.J. Clark и французский реализм. Наследие Майкла Фрида. Ориентализм. Мане и «modernity». Феминистская история искусств и искусство девятнадцатого века. Представление расы.
  • Ч.3. Институциональная критика / Новая институциональная критика: история, художественные практики и основные представители (вводная лекция с презентацией).
    Критика институциональных ограничений системы искусства: понятие «места» (Place/Site) / «не-места» (Non-Site) Экономические и социальные аспекты производства искусства: требования, радикальная критика и художественный активизм Институциональная критика как способ «детерриториализации» искусства (стратегии взаимодействия художника, музея, зрителя) Художественная интервенция: дискурс, материальная среда институции и возможность политического действия? Самореферентный опыт участников: субъективация и способность к действию Лиминальность или трансформация: к поиску альтернативной институции и критика репрезентации экспозиционной среды Стратегии выхода: теории и способы локализации «современности» в искусстве 1990-2000-х годов.
  • Ч.3. Модернизм и авангард
    Доминирующие повествования модернизма, модернистской живописи и авангарда. Введение к визуальной культуре. Модернизм чей? Амазонки авангарда. Вызов категории «ню». Авангард и «примитив» и экзотика «другой» . «Призыв к порядку» авангарда.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Промежуточная аттестация за 1-ый год НИСа
  • неблокирующий Промежуточная аттестация за 2-ой год НИСа
  • неблокирующий участие в семинаре
  • неблокирующий доклад на семинаре
    докладчик должен предложить свое видение обсуждаемого текста, знать связанную с ним литературу
  • неблокирующий домашние задание (Ge)
    Домашнее задание представляет собой описание и анализ одной работы XIX – начала XX в. из постоянной экспозиции Государственного музея им. Пушкина или Государственная Третьяковской галереи с точки зрения методологии либо феминистского истории искусства, либо социального истории искусства. Оно представляется в форме текста не больше 500 слов на английском языке.
  • неблокирующий Экзамен (Gex)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.125 * доклад на семинаре + 0.25 * домашние задание (Ge) + 0.125 * участие в семинаре + 0.5 * Экзамен (Gex)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Writing research papers from essay to research paper : student book, Zemach, D. E., 2011
  • История экономического быта Западной Европы. Т.1-2, Кулишер, И. М., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Jameson, F. (1991). Postmodernism, Or, The Cultural Logic of Late Capitalism. Durham: Duke University Press Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=681874
  • Silverman, H. J. (2017). Postmodernism : Philosophy and the Arts (Vol. First edition). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1574347