• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Японский язык

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Язык и литература Японии)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Власова Наталия Васильевна, Исикава Кэнтаро, Оськина Анна Сергеевна
Язык: русский
Кредиты: 13
Контактные часы: 340

Программа дисциплины

Аннотация

Данный рассчитан на продолжение изучения базовой японской лексики и грамматики, углубление знаний в области норм письменной и устной речи, а также расширение словарного запаса (как устного, так и количества изучаемых иероглифов.) Предполагается начальное знакомство с адаптированными и неадаптированными отрывками из японской литературы, расширение знаний в области культурных норм и особенностей применения тех или иных языковых конструкций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Продолжение изучения японской грамматики и лексики. Расширение лексик по уже пройденным в первом году лексическим темам.
  • Заучивание и применение большего числа иероглифов.
  • Знакомство с отрывками из японской литературы в подлиннике.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Уметь задать эмфатический вопрос и ответить на него, используя данную конструкцию.
  • Уметь образовывать форму потенциалиса от глаголов.
  • Уметь составить предложение с вежливым отказом, используя пройденные конструкции.
  • Уметь описывать происходящее в данный момент или состояние, наступившее в результате тех или иных действий.
  • Уметь различать форму бессубъектного результатива и форму длительного вида.
  • Уметь описывать свои планы, используя изученные конструкции.
  • Уметь высказать совет и предположение о будущем.
  • Уметь передавать сообщения от одного лица другому. Уметь объяснить значение иероглифов.
  • Уметь составить инструкцию, содержащую последовательность действий с упором на наглядный пример.
  • Уметь строить условно-временные конструкции. Уметь попросить совет.
  • Уметь составлять придаточные предложения цели.
  • Различать и правильно использовать разные частицы-субстантиваторы. Уметь выделить разные члены в предложении.
  • Употребление видовой формы te/de miru. Употребление изученного вида косвенной речи.
  • Свободно ориентироваться в применении японского бенефактива.
  • Уметь образовывать придаточные цели, используя изученные конструкции.
  • Образовывать пройденные формы глагола.
  • Уметь сравнить предметы, использую пройденную конструкцию.
  • Уметь правильно применять изученные частицы и союзы.
  • Уметь образовывать временные придаточные с данными конструкциями.
  • Уметь образовывать формы предположительного наклонения.
  • Чтения отрывка из Taketori monogatari. Образование и применение форм каузатива.
  • Иметь представление о тонкостях речевого этикета в отношение собеседника, правильно выбирать формы в зависимости от речевой ситуации.
  • Иметь представление о тонкостях речевого этикета в отношение себя (говорящего), правильно выбирать формы в зависимости от речевой ситуации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 2 курс. Тема 26. Сортировка мусора.
    Конструкция no desu в утвердительных и вопросительных предложениях.
  • Тема 27. Ниндзя.
    Потенциалис: особая форма глагола. Ограничительная частица shika.
  • Тема 28. Японский завтрак.
    Деепричастие одновременности nagara. Присоединительная частица shi.
  • Тема 29. Забытые вещи.
    Длительный вид в значении результатива. Видовая форма te shimau.
  • Тема 30. Бронь билетов.
    Бессубъектный результатив и его отличие от форм длительного вида. Видовая форма te oku.
  • Тема 31. Планы на будущее.
    Употребление пятой глагольной основы: самостоятельно и в составе конструкций намерения совершить действие. Предложения с tsumori и с yotei.
  • Тема 32. Стресс.
    Выражение совета совершить или не совершать действие. Предположительное значение deshou. Конструкция kamo shirenai.
  • Тема 33. Штраф.
    Самостоятельное употребление 4й основы глаголов 1 спряжения. Грубая форма повелительного наклонения (утвердительная и отрицательная). Призыв совершить/не совершать действие. Передача информации.
  • Тема 34. Чайная церемония.
    Отрицательная форма деепричастия. Служебное слово toori ni.
  • Тема 35. Поездка на зимние каникулы.
    Условно-временной суффикс ba. Придаточные предложения со словом nara. Конструкции испрашивания совета dou sureba ii des ka; dou shitara ii des ka.
  • Тема 36. Занятия спортом.
    Придаточное предложение цели с you ni. Конструкции koto ni suru, koto ni naru и их инварианты. Конструкции you ni naru, you ni suru и их инварианты.
  • Тема 37. Достопримечательности Киото.
    Японский страдательный залог. Европейский пассив. Японский малефактив. Переходность/непереходность.
  • Тема 38. От чего хотелось бы избавиться.
    Субстантиваторы mono, koto и no. Эмфаза разных членов предложения.
  • Тема 39. Извините за опоздание!
    Выражение причины (субъективная и объективная). Выражение причины с помощью союза node.
  • Тема 40. Полезные привычки.
    Видовая форма te/de miru. Консвенная речь (придаточное вопросительное).
  • Тема 41. Свадьба
    Бенефактивные конструкции (продолжение.) Особые случаи употребления бенефактива.
  • Тема 42. На что потратить премию.
    Придаточное предложение цели с tame ni/ no ni.
  • Тема 43. Вот-вот пойдет дождь
    Видовая форма te/de kuru, наклонение видимости.
  • Тема 44. В парикмахерской
    Служебный глагол sugiru, служебные прилагательные yasui и nikui. Выражение уподобления с помощью you ni и mitai.
  • Тема 45. Марафонский забег
    Служебное слово baai, противительный союз noni.
  • Тема 46. Ремонт, починка.
    Служебное слово tokoro во временном значении. Конструкции V3 tokoro desu, ta/da tokoro desu, te/de iru tokoro desu, mou sukoshi de V3 tokoro deshita. Конструкция ta/da bakari desu. Служебное слово hazu.
  • Тема 47. Фантастические изобретения.
    Предположительное наклонение you desu. Передача информации с помощью конструкции … ni yoru to/ … sou desu.
  • Тема 48. Taketori monogatari.
    Каузатив. Каузативный малефактив и бенефактив.
  • Тема 49. Жизнь человека
    Речевой этикет: Sonkeigo. Возвышение собеседника
  • Тема 50. Speech contest.
    Речевой этикет: Kenjougo. Принижение себя.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Тестирование
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Домашние задания + 0.2 * Тестирование + 0.4 * Экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Домашние задания + 0.2 * Тестирование + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Хронопуло, Л.Ю. Японский язык. Грамматика в таблицах : справочное пособие / Л. Ю. Хронопуло. - [СПбГУ]. — Санкт-Петербург : КАРО, 2018. — 160 с. - ISBN 978-5-9925-1275-5. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1048697
  • Японский язык для начинающих. Ч.2: ., Нечаева, Л. Т., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Сиранэ Х. - Классический японский язык: грамматика - Издательский дом Высшей школы экономики - 2017 - 535с. - ISBN: 978-5-7598-1316-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100242