• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

История греческого языка

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Античность)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Потемкин Александр Рудольфович
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Предметом дисциплины является круг вопросов сравнительно-исторической грамматики греческого языка и проблемы, связанные с его функционированием в античной культуре (история диалектов, история поэтического и литературного языков, историческая семантика и т.д.) Цель дисциплины – формирование у студентов целостного представления о ключевых этапах истории греческого языка и овладение первоначальными сведениями об использовании сравнительно-исторического и других современных методов в лингвистических исследованиях.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • дать представление о фонетических и морфологических особенностях древнегреческого языка в хронологической и географической перспективе;
  • дать начальные сведения об использовании сравнительно-исторического и других современных методов при анализе лингвистического материала
  • познакомить студентов с наиболее репрезентативными памятниками греческой словесности, иллюстрирующими определенные этапы в истории языка
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные направления изучения языка в глоттохронологии
  • Знать особенности системы вокализма и консонантизма ОГ; Знать особенности системы вокализма и консонантизма ПИЕ; Уметь решать задачи на этимологическую реконструкцию
  • Знать особенности системы склонения в ОГ (род, число, падеж, основа, окончания) Знать особенности спряжения в ОГ; Знать особенности морфологии ПИЕ, соотношение грамматики ОГ и ПИЕ, закономерности развития и морфологические новации
  • Знать и уметь демонстрировать особенности синтаксиса ПИЕ; Знать и уметь демонстрировать особенности синтаксического строя ОГ; Знать происхождение метрической системы ОГ; Знать проблемы реконструкции древнейшего поэтического слоя греческого языка
  • Знать характер источников по истории греческого языка; Знать особенности фонетической и морфологической системы; Уметь анализировать древнейшие памятники с точки зрения исторической грамматики
  • Знать историю греческих диалектов и географию; Знать их фонетические и морфологические различия и историю их происхождения; Уметь выделять в текстах диалектные черты, сопоставлять их с природой литературного/нелитературного источника
  • Знать этапы развития аттического диалекта и их характеристику; Уметь демонстрировать их на текстах разной жанровой природы (драма, ораторская, философская, историческая проза)
  • Знать причины возникновения койне; Знать основные фонетические особенности диалекта; Знать основные морфологические особенности диалекта; Знать лекические особенности диалекта; Уметь выделять их в предложенном для анализе тексте
  • Знать основные тенденции в развитии греческого языка в византийскую эпоху и Новое время. Знать особенности развития катаревусы. Знать особенности развития демотики; Знать отличия новогреческого языка от его предшественников
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение
    Проблемы реконструкции праиндоевропейского (ПИЕ) и «общегреческого» (ОГ) языков. Греческая лексика индоевропейского происхождения и проблемы глоттохронологии.
  • Тема 2. Фонетическая система ОГ, ее отношение к фонетической системе ПИЕ
    Характер ударения в ПИЕ и ОГ. Система гласных. Отражение ПИЕ гласных в ОГ. Индоевропейский аблаут и его отражение в греческом языке. Система полугласных в ПИЕ и ОГ. Проблема реконструкции ларингалов и их рефлексы в греческом языке. Система согласных. Рефлексы ПИЕ согласных в ОГ. Особенности отражения в греческом языке ПИЕ палатальных, велярных и лабиовелярных (диалектное членение ПИЕ на диалекты «кентум» и «сатем», место греческого языка среди этих диалектов).
  • Тема 3. Грамматическая система ОГ и проблема реконструкции ПИЕ морфологии
    Имя в ПИЕ и ОГ. Система грамматических категорий: род, число, падеж. Склонение имени в ПИЕ и греческом. Местоимения, особенности местоименного склонения. Индоевропейский и греческий глагол. Разновидности глагольных основ. Времена, залоги, наклонения. Происхождение личных глагольных окончаний. Именные формы глагола. Именное и глагольное словообразование; соотношение между именами и глаголами в ПИЕ и ОГ.
  • Тема 4. Проблема реконструкции ПИЕ синтаксиса и данные греческого языка
    Порядок слов в предложении. Эргативный строй ПИЕ и его отражение в грамматике греческого языка. ПИЕ метрика и система древнегреческого стихосложения (М.L.West). Проблема реконструкции ПИЕ поэтического языка; древнегреческие поэтические формулы индоевропейского происхождения (R. Schmitt, C. Watkins)
  • Тема 5. Древнейший период истории греческого языка (1-е тысячелетие до н.э.)
    Проблема догреческого субстрата. Древнейшие следы контактов греческого языка с неиндоевропейскими. Хурритские и ранние семитские заимствования в древнегреческом. Нерасшифрованные памятники письменности на неиндоевропейских языках Эгеиды (критская иероглифическая письменность; линейное письмо А; рисуночная письменность Фестского диска; кипро-минойская письменность; этеокипрская письменность). Первые письменные памятники на греческом языке (линейное письмо Б). Особенности языка линейного письма Б.
  • Тема 6. Древнегреческие диалекты (вост.-греч. и зап.-греч. группы)
    Особенности диалектов и древнейшие миграции греческих племен. Общая характеристика ионийско-аттического, аркадо-кипрского, эолийского и лаконского диалектов.
  • Тема 7. История древнегреческого литературного языка
    Общие замечания о литературном языке. Особенности словаря как основная характеристика греческого литературного языка. Проблема поэтической лексики и поэтического языка. Литературный язык и диалекты. Язык Гомера. Язык архаической лирики, его связь с диалектами. Язык аттической драмы. Ионийская и аттическая проза. Формирование философской и научной терминологии.
  • Тема 8. Эллинистическое койне
    Исторические условия появления койне. Основные памятники койне. Изменение фонетической и грамматической системы греческого языка в эллинистическую эпоху. Язык Септуагинты и Нового Завета. Влияние древнееврейского языка на греческий. История греческого языка в период Империи.
  • Тема 9. Общая характеристика истории греческого языка в византийскую эпоху и Новое время.
    a) Литературный и разговорный язык, проблема двуязычия. Греко-славянские языковые и культурные контакты в Средние века. Первые литературные памятники на народном языке, грамматические особенности народного языка. b) История новогреческих диалектов. Языковая ситуация в период турецкого господства и после завоевания независимости. Кафаревуса и димотика. Новогреческое койне. c) Греческий язык в Западной Европе. Его влияние на современные европейские языки. Влияние греческого языка на русский язык.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Работа на семинарах + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Древнегреческий язык. Ч.1: ., Вольф, Ф., 2004
  • Древнегреческий язык. Ч.2: ., Вольф, Ф., 2004
  • Древнегреческий язык. Ч.3: ., Вольф, Ф., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Benjamin W. Fortson, I. (2011). Indo-European Language and Culture : An Introduction. [N.p.]: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1101908
  • Henry, V. 1850-1907., & Elliott, R. T. 1863-tr. (1890). A short comparative grammar of Greek and Latin for schools and colleges. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C2D40557
  • Ieronimakis, J., & Efstathopoulou, A. (2018). Greek Language Education in Egypt: An Example in the Field of International Education. Bulgarian Comparative Education Society. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=ED586137
  • Sihler, A. L. (1995). New Comparative Grammar of Greek and Latin. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=352703
  • Steele, P. M. (n.d.). Greek: A history of the language and its speakers [Book Review]. Scholia: Studies in Classical Antiquity, 20, 170. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnzc&AN=917719342148215