• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Основы проектирования

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Статус: Курс обязательный (Современное искусство)
Направление: 50.03.02. Изящные искусства
Кто читает: Школа дизайна
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Бугаев Никита Алексеевич, Кузнецов Константин Николаевич, Рябов Сергей Сергеевич, Щетинская Маргарита Сергеевна
Язык: русский
Кредиты: 8
Контактные часы: 200

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на выработку у студента навыков создания проектов в области современного искусства, применяя как узкопрофессиональные инструменты, так и навыки из области дизайна. В зависимости от того, по какому курсу идет обучение, студенты создают многостраничные издания, плакаты, проекты пространств, видеоролики, диафильмы и так дальше. Студенты в каждом модуле выбирают новую вариативную дисциплину.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • научиться создавать проекты в различных форматах и медиа
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 2.1. Художник и куратор. Авторский проект (этап 1).
    Задача данного модуля: создание серии картин. Картина при этом понимается расширенно — от традиционной картины (холст на подрамнике, масляные или акриловые краски) до любых плоских объектов. В ходе модуля студенты изучают различные техники и художественные приёмы работы с плоским изображением и на базе полученного опыта создают собственную серию.
  • 2.2. Художник и куратор. Авторский проект (этап 2).
    Студенты изучают специфику перформанса, принципы его организации, телесный, предметный, пространственный и временной аспекты художественного действия. В результате упражнений и исследовательских работ формулируют и исполняют собственный перформанс. В ходе подготовки исполнения перформанса студенты осваивают принципы, подходы и методы организации видео и фотосьёмки, осваивают технологии съёмки, и разрабатывают стилистику фото и видео-изображения.
  • 2.3. Художник и куратор. Основы кураторства: практика (художник/куратор - экспозиция 1) Персональный выставочный проект.
    В третьем модуле на основе полученного опыта и приобретённых навыков студенты формулируют и реализуют свой персональный выставочный проект, заостряя внимание на выработке убедительной пластической системы и эффективного творческого метода. Персональный выставочный проект должен иметь в своём составе концепцию, план экспозиции, календарный план организации события и все элементы рекламной кампании.
  • 2.1. Медиа-арт. Голос машины
    В рамках модуля студенты получат набор знаний и навыков для создания аудиопьесы. Студенты исследуют звук как выразительное средство, узнают об основах физики звука, драматургии, записи, синтеза, обработки и подготовки звукового полотна к публикации. Студенты будут работать с программами для создания и редактуры звука (Ableton Live 10, VCV Rack), искать и собирать полевые записи, научатся создавать звуковые миры, узнают как записать и синтезировать голос. Курс предполагает знакомство с понятиями аудиобрендинга и звуковой айдентики. Основываясь на полученных знаниях будет разработана аудиопьеса/звуковая инсталляция. Курс направлен на получение технический знаний и развития критического звукового мышления. Требования к промежуточному проекту — Варианты голоса персонажа; — Предварительные варианты аудио-айдентики помощника; — Предварительный вариант аудиопьесы, звуковой сетап/мир/среда/сцена; Требования к итоговому проекту — Звуковая айдентика голосового помощника. Образец голоса помощника, озвучание его работы, джингл. Файлы в формате wav или mp3 загруженные в формате плейлиста на soundcloud; — Слайды поясняющие формирование аудио-айдентики; — Слайды поясняющие работу над звуковой сценой; — Итоговый проект должен быть загружен на soundcloud в формате wav или mp3; Критерии оценивания смысловой части проекта — Актуальность направления исследования; — Оригинальность идеи; — Цельность сценария; — Успешность коммуникации заложенных в пьесу идей; — Оригинальность реализации поставленных задач; Критерии оценивания визуальной части проекта — Цельность составленной звуковой среды; — Гармоничность и новизна предложенной аудио-айдентики; — Разнообразие и проработка звукового ландшафта; — Чистый, качественный звук; — Чистота изложения нарратива; — Оригинальность; Другое Выставочный проект: да
  • 2.2. Медиа-арт. Объект интереса.
    Студенты проектируют предмет или серию предметов спекулятивного дизайна. Задачами модуля являются: поиск концепции предмета, определение логики его работы, разработка интерфейса устройства, дизайн инструкции по эксплуатации и упаковки продукта. Требования к промежуточному проекту -Обоснование выбора темы -Первичное исследование (документальный материал): опросы, комментарии, собранная информация -Вторичное исследование: обзор предметов дизайна и художественных проектов подобной выбранной студентом тематики -Концепция предмета -Представление рендера предмета через серию динамических постеров -Нейминг и лого -Логика интерфейса: текст. Требования к итоговому проекту 5 слайдов:-описание функций предмета -скриншоты видео (4 слайда) -мокап инструкции + ссылка на calameo. Критерии оценивания смысловой части проекта -Оригинальность идеи -Художественная актуальность выбранного направления -Глубокое исследование выбранной области и запросов аудитории -Цельность концептуальной и визуальной составляющих -Логичность предложенной механики -Эргономичность интерфейса -Коммуникация заложенной идеи -Проработанный сценарий презентационного видео. Критерии оценивания визуальной части проекта -Оригинальность дизайна предмета -Техническое исполнение 3D: расстановка света, текстур, рендер -Техническое исполнение видео: качество монтажа, поясняющей графики, звука и титров -Аккуратная типографика инструкции, оригинальный подход к разработанной семиотике и верстке -Цельность визуального языка на носителях: объект, инструкция и видео -Вовлекающий и понятный сюжет видео. Другое Выставочный проект: да.
  • 2.3. Медиа-арт. Пространство-выставка.
    Студенты осваивают принципы современного кураторства и художественные практики на стыке архитектуры и медиа. Задачей модуля является проектирование или реконструирование пространства в SketchUp. Отталкиваясь от представления об архитектуре как о материализации идеи, студенты предлагают пространство-выставку, дополняя ее при необходимости подобранными художественными работами, своими или найденными объектами, пишут кураторский текст, и аннотации к экспонатам, продумывают выставочное освещение, графическое оформление и экспозиционный маршрут. Требования к промежуточному проекту -Драфт кураторского текста -Референсы существующих выставок -Подбор художественных объектов или найденных предметов -Собранную в рамках первого задания СТ модель пространства SketchUp. Требования к итоговому проекту -Концепция выставки -Рендеры пространства (6 слайдов) или 4 скриншота из видеодокументации пространства -Кураторский текст и аннотации к работам -Обоснование выбранного формата каталога -Презентация выставочного каталога -Презентация графического оформления. Критерии оценивания смысловой части проекта -Оригинальность и цельность идеи -Успешная коммуникация трансформации мысли в пространство -Актуальность выбранных работ -Цельность и ясность кураторских текстов -Обоснованный выбор формы каталога -Цельность художественного высказывания. Критерии оценивания визуальной части проекта -Аккуратная верстка каталога -Техническое исполнение 3D: свет, рендеры, модели -Цельность и новизна графического оформления выставки -Коммуникативность выбранного формата каталога и графических средств. Другое Выставочный проект: да.
  • 2.1. Кино и видеоарт. Музыкальный клип.
    Задача №1: Что такое музыкальный клип? Виды музыкальных клипов. Роль музыки в визуальном произведении. Можно ли с помощью музыки переосмыслить изображение? Чего не надо делать, работая над музыкальным клипом? Промежуточное задание №1 (без выкладки в портфолио): смонтировать музыкальный клип из чужого визуального контента (фрагменты кинофильмов, телепередач, анимации и т.д.) Результат: музыкальное видео (хроно до 3 мин). Задача №2: Что можно выразить в кадре с помощью движения тела? Как с помощью хореографии рассказать историю? (примеры известных кинокартин: Боб Фосс, Баз Лурманн, Этторе Скола и т.д.) Промежуточное задание №2: видео танца (хроно до 5 мин): пластический этюд (3 варианта): работа режиссера — передать через три разных танца три разных характера персонажа. Требования к итоговому проекту -Креативная обложка (постер проекта) -Описание творческого задания -5-10 слайдов: референсы, бэкстейдж со съемок -видео (хроно: до 3 мин). Критерии оценивания смысловой части проекта -соответствие результата поставленной педагогами задаче: клип дополняет либо полемизирует с музыкой цельность концепции: правильно ли выбрана форма под поставленные автором задачи? оригинальность идеи клипа оправданность наличия/отсутствия сюжетного нарратива. Критерии оценивания визуальной части проекта качество технического исполнения: изображение, звук, монтаж, графика, анимация, качество работы режиссера с танцором в кадре: хореография (при наличии), а актерами в кадре (при наличии), реквизитом и костюмами (при наличии). Другое Выставочный проект: да
  • 2.2. Кино и видеоарт. Документальный фильм.
    Как появилась документальное кино? - краткий исторический экскурс. Пионеры документалистики. Виды документального кино. Мокюментари, докудрама - что это такое? Режиссерские приемы документалиста. Может ли документальное кино быть манипулятивным, или оно объективно? Провокации - как инструментарий документалиста. Как развивается сюжет в документальном фильме? Кто может быть героем документального фильма? Самые распространенные ошибки режиссера при съемке документального кино. ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ЗАДАНИЕ №1: этюд «Наблюдение» (видео, хроно до 3 мин): документация события (на выбор автора) — происшествие, происходящее в реальности (уличный музыкант с собакой играет, пожарные тушат очаг возгарания, полицейские задерживают пьяного и т.д.) Снять и смонтировать; запечатлеть документально событие (с выкладкой в портфолио). ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ЗАДАНИЕ №2: «Вербатим» - записать монолог человека, а затем поручить актеру произнести монолог. Снять на видео (хроно до 4 мин). Требования к промежуточному проекту Видеоэтюд "Наблюдение" (хроно: до 3 мин). Требования к итоговому проекту -оригинальная обложка (постер) -описание задания и авторской концепции -5-15 слайдов: референсы, бэкстейдж, допматериалы к фильму. Критерии оценивания смысловой части проекта соответствие результата поставленной педагогом задачи: раскрыт ли герой и тема фильма; цельность концепции проекта: правильно ли выбран инструментарий для реализации послания истории оригинальность идеи наличие сторителлинга в фильме наличие конфликта в драматургии фильма. Критерии оценивания визуальной части проекта качество технического исполнения: звук, операторская работа, музыка, монтаж, анимация (при наличии) качество графики: титры (открывающие и финальные), инфографика в кадре - читаемость, точность режиссура: управление вниманием зрителя, зрелищность подачи материала. Другое Выставочный проект: да.
  • 2.2. Современная фотография. Мокьюментари.
    Модуль посвящен созданию убедительного фиктивного визуального нарратива. Данный модуль представляет собой прямое продолжение работы в предыдущем, однако на сей раз - с гораздо большей суммой тематик (помимо (авто)биографической) и со фальсифицированной объективностью.
  • 2.3. Кино и видеоарт. Римейк/кинокопия.
    «РИМЕЙК/КИНОКОПИЯ». Выберите фрагмент из любимого кинофильма и либо: 1) переснимите сцену, близко оргигиналу, но с некоторыми отличиями (римейк); 2) или переснимите один-в-один (кинокопия). Что такое планировка? Как ее выполнять? Как проводят кастинг? Что такое прешут (preshoot)? ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ЗАДАНИЕ№1: «Интерпретация» — выберите сцену из известного фильма и переснимите ее так, чтобы ее смысл полностью опрокидывался (сцена ужина в королевском дворце — перенести в компанию бомжей; признание в любви подростков — снять как диалог двух стариков). ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ЗАДАНИЕ№2: сделайте раскадровку, планировку (включая движение камеры) сцены, римейк которой вы будете делать. Продемонстрируйте результат вашего кастинга. Покажите прешут вашего римейка. Требования к промежуточному проекту -Раскадровка (эскизы) -планировка (схема) -прешут (видео, до 10 мин) -кастинг (видео, до 10 мин). Требования к итоговому проекту обложка (постер проекта) описание задания и аннотация к видеофрагменту 10-20 слайдов: раскадровка, бэкстейдж со съемок, дрим каст, локации. видео№1 - кастинг (до 3 мин) видео№2 - прешут (до 3 мин, фрагмент) видео№3 - римейк/кинокопия (до 12 мин). Критерии оценивания смысловой части проекта соответствие римейка / кинокопии смысловым задачам сцены, римейк которой был сделан оригинальность концепции проекта. Критерии оценивания визуальной части проекта -техническое исполнение работы: монтаж, операторская работа, музыка, графика (при наличии) -качество актерской игры -режиссура работы в целом. Другое Выставочный проект: да.
  • 2.1. Современная фотография. Свой фотодневник / фотодневник другого.
    Студенты работают над проектом, посвященным фотофиксации собственной жизни, отдельных персональных/автобиографических ее ракурсов. Собранный визуальный материал затем подвергается концептуальной обработке, в результате чего (опционально) снабжается дополнительными артефактами (текстами, объектами, изображениями). Аналогичные процедуры производятся также в отношении чужого (современного или исторического) дневника.
  • 2.3.Ролевые игры / групповой проект.
    Студенты создают авторский проект от лица кого-то другого, на них не похожего. При этом планомерно конструируется точка зрения того лица и характер его самовыражения. Это может быть вживание в роль персонажа другого пола/гендера, профессии, национальности/гражданства, возраста, роста, с наличием определенных физических или ментальных особенностей и т.д. Альтернативой подобной ролевой игры может быть групповой проект на заданную извне либо совместно придуманную тему. В таком случае целью работы также становится преодоление его участниками границ собственной субъективности, реализация задачи коллаборативно-консенсусного проектирования в поле фотографии.
  • 2.1. Саунд-арт и дизайн. Генеративная музыка в PureData.
    Курс посвящен созданию музыки и работе со звуком с помощью математических моделей и алгоритмов, расширению композиторских и исполнительских возможностей. В программе курса изучаются: - генераторы псевдослучайных чисел - анализ музыкальных закономерностей и генерация фрагментов на основе полученных данных - использование теории Хаоса, теории Фракталов, Л-систем - генераторы звуковых событий на основе математических выражений - самообучающиеся системы. Требования к промежуточному проекту Для промежуточного просмотра студенты должны представить написанный в PureData алгоритм генерирующий звуковые события, объяснить его принцип работы и обосновать цель его создания. Требования к итоговому проекту 1. Полностью законченный, созданный в PureData патч или набор из нескольких патчей. Если в патче используются аудио файлы, они должны прилагаться. 2. Аудио файл в котором присутствует запись звука, созданного с помощью PureData патча. Формат WAV. , 24 бит / 44100 Гц 3. Краткое описание алгоритма, концепция. Формат PDF. Все файлы должны быть загружены на Google Drive. Критерии оценивания смысловой части проекта Субтрактивная система оценки: минус 2 балла за ошибки приводящие к неправильной работе патча, , патч частично не выполняет возложенные на него функции, принципиальные ошибки в синтезе звука. минус 2 балла за плохое “немузыкальное” звучание. минус 1 балл за ошибки при которых патч работает, но содержит отдельные нерационально написанные элементы.
  • 2.2. Саунд-арт и дизайн. Коммерческий саунд-дизайн.
    Курс направлен на обучение базовым навыкам работы коммерческого саунд-дизайнера. Студенты познакомятся с краткой историей функциональной музыки, узнают об основных сценариях и этапах работы с заказчиком и научатся мыслить в разных жанрах и форматах. Практическая часть курса включает знакомство с принципами работы программ для создания и редактуры звука и подробный разбор успешно реализованных проектов. Требования к промежуточному проекту Для промежуточного просмотра студенты должны создать собственный набор из 30 пресетов используя различные инструменты Ableton Live (Operator, Wavetable). Требования к итоговому проекту Отрендеренный файл видео, загруженный на Google Drive / YouTube / Vimeo (видео будет предложено преподавателем + авторская звуковая дорожка в формате WAV или AIFF). Критерии оценивания смысловой части проекта Объективные критерии: минус 1 балл за проекты, представленные позже объявленного срока или проекты, не соответствующие представленной в техническом задании спецификации. Субъективные критерии: — Звучание и сведение – минус 2 балла за проекты, полностью не соответствующие стандартам курса или минус 1 балл за заметные качественные недочеты. — Композиция и синхронизация с видео (только для двух последних проектов) – минус 1 за неразработанную (или недостаточно разработанную) композиционную структуру и минус 1 за заметные ошибки в синхронизации звука и видео. — Соответствие требованиям заказчика (преподавателя) и брифу (только для двух последних проектов), максимум минус 1 балл.
  • 2.3. Саунд-арт и дизайн. Аудиобрендинг.
    Курс направлен на теоретическое и практическое ознакомление с процессом аудиобрендинга. На занятиях студенты изучат мировой опыт, а также на практике пройдут всё этапы разработки аудиоидентичности. Требования к промежуточному проекту К промежуточному просмотру студенты подготовить 2-3 концепции аудиальной идентичности. Требования к итоговому проекту 1 финальный утвержденный проект в котором будет презентация с описанием концепции, конкурнетным анализом и аудиальным муд бордом, а также как минимум 2-мя аудио файлами формата wav. – аудиолого до 5 сек, аудио-ДНК до 1 мин. Критерии оценивания смысловой части проекта Субъективная система оценки. Я лично оценю каждый проект по следующим критериям: – аудиоидентичность подходит бренду (от 1 до 10 баллов) – аудиоидентичность дифференцирует бренд (от 1 до 10 баллов) – аудиоидентичность легко запоминается (от 1 до 10 баллов) – аудиоидентичность легко адаптируется (от 1 до 10 баллов) Объективная система оценки (опционально) Я лично оценю каждый проект по следующим критериям: – аудиоидентичность подходит бренду (от 1 до 10 баллов) – аудиоидентичность дифференцирует бренд (от 1 до 10 баллов) – аудиоидентичность легко запоминается (от 1 до 10 баллов) – аудиоидентичность легко адаптируется (от 1 до 10 баллов).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий просмотр
  • неблокирующий посещаемость
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    Итоговая оценка=0,25*посещаемость¹*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре)+0,75*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре) Посещаемость – рассчитывается по следующей формуле (100% посещаемости -1; 10% посещаемости – 0,1).
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Итоговая оценка=0,25*посещаемость¹*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре)+0,75*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре) Посещаемость – рассчитывается по следующей формуле (100% посещаемости -1; 10% посещаемости – 0,1).
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    Итоговая оценка=0,25*посещаемость¹*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре)+0,75*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре) Посещаемость – рассчитывается по следующей формуле (100% посещаемости -1; 10% посещаемости – 0,1).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 3D Studio Max + VRay. Проектирование дизайна среды : учеб. пособие / Д.А. Хворостов. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2019. — 270 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/994914
  • Jaritz, M., Gu, J., & Su, H. (2019). Multi-view PointNet for 3D Scene Understanding. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsarx&AN=edsarx.1909.13603

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Attentional PointNet for 3D-Object Detection in Point Clouds. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EC02C194