Магистратура
2020/2021
Проектный семинар «Организационная аналитика и управленческое консультирование»
Статус:
Курс по выбору (Социология публичной и деловой сферы)
Направление:
39.04.01. Социология
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Ребров Алексей Владимирович
Прогр. обучения:
Социология публичной и деловой сферы
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 39.04.01 «Социология» подготовки магистра (II курс), изучающих дисциплину «Организационная аналитика и управленческое консультирование».
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины является подготовка выпускников к информационно-аналитической и консалтинговой деятельности в деловых организациях
Планируемые результаты обучения
- Способен ориентироваться на рыке услуг управленческого консалтинга и организационной аналитики, различает различные типы и виды консультантов и консалтинговых компаний
- Понимает структуру консультационного проекта Может разработать программу консультационного проекта
- Различает типы организационных структур Имеет представление об основных метриках организационной структуры управления Может классифицировать организационную структуру по основным параметрам
- Знает основные метрики, используемые для оценки HR-функций Может провести анализ HR-политики компании по количественным метрикам
- Может разработать программу корпоративного HR-исследования
Содержание учебной дисциплины
- Отрасль организационного консультирования и организационной аналитикиПредмет деятельности консультантов по управлению, понятие об управленческом консультировании. История развития управленческого консультирования, виды и области консультирования. Консультационные услуги в различных областях управления. Динамика консультационных услуг в мире. История и перспективы развития управленческого консультирования в России.
- Технология управленческого конусльтированияЭтапы процесса консультирования. Роли консультанта и характер отношений с клиентом. Рынок консалтинговых услуг. Методика выбора консультанта клиентом и роль заказчика в консультационном проекте. Контракт на услуги консультанта. Цели, модели и методы организационной диагностики. Системный подход к организационной диагностике. Основные модели организации (7С, «шесть ячеек» Вайсборда, модель Берка-Литвина). Основные источники информации о состоянии организации. Особенности консультационного отчета. Ограничения организационной диагностики как метода изучения организации.
- Организационно-управленческие метрикиРазличные подходы к определению организационной структуры. Принципы формирования и параметры измерения организационной структуры. Степень разделения труда как параметр измерения организационной структуры. Централизация и децентрализация. Факторы, влияющие на соотношение централизации и децентрализации организационной структуры. Степень формализации отношений как параметр измерения организационной структуры. Понятие формализации. Принципы департаментализации. Основные типы организационных структур. Линейно-функциональные структуры. Дивизиональные структуры. Проектные и матричные структуры.
- Организационные HR-метрикиОсновные нормативные показатели в деятельности HR-службы. Выявление проблем с укомплектованностью и текучестью кадров. Поиск лучших практик и совершенствование HR-процессов. Производительность и результативность труда. Нормативы численности службы персонала. Обзоры заработных плат и HR-бенчмаркинг. Основные метрики по различным функциям управления персоналом: подбор и адаптация, обучение, оценка, мотивация, социальное обеспечение.
- HR-исследования в организацииКомпетенции внешнего консультанта и внутреннего HRаналитика. Общие требования к программе, методам сбора данных, инструментарию исследований в организациях. Основные методы исследования. Специфика написания аналитических отчетов и представления результатов. Визуализация данных. Возможности и ограничения практического использования результатов исследований. Мониторинговые исследования: удовлетворенность и вовлеченность.
Элементы контроля
- Групповая письменная работа: коммерческое предложение на консалтинговый проект
- Групповая письменная работа: анализ выбранной организацииРабота выполняется на примере конкретной организации (компании, фирмы). Организация выбирается слушателями курса самостоятельно – профиль ее деятельности, форма собственности и численность работников не ограничиваются. Работа выполняется коллективно в рабочих группах по 3-5 человек. В письменной работе необходимо: 1. Дать краткую (1-3 страницы) характеристику выбранной организации: • Профиль основной деятельности; • Отечественная / совместная / зарубежная; • Форма собственности; • Краткая история (год основания, основные изменения видов деятельности и исторические вехи); • Организационная структура; • Численность работников – в целом и по основным структурным подразделениям. 2. Проанализировать основные структурные характеристики организации: • Тип организационной структуры, • Формализация, • Специализация, • Иерархия власти, • Централизация, • Профессионализм сотрудников, • Соотношение групп персонала. Анализ структурных характеристик должен содержать количественные оценки степени их выраженности, а также степень соответствия структурных характеристик контекстным (цели и стратегия, внешняя среда, тип технологии, размер и стадия жизненного цикла). 3. Анализ HR-метрик выбранной компании по основным функциям управления персоналом: • Структура и численность службы УП; • Формирование кадрового состава; • Организация труда; • Обучение и развитие персонала; • Оплата и стимулирование труда; • Условия и охрана труда, социально-бытовая сфера. 4. Выделить проблемные моменты и предложить пути их решения в данной организации. Это может делаться как по ходу описания существующего положения дел, так и в составе отдельного раздела зачетной работы.
- Итоговый тестИтоговый контроль проводится в форме тестирования. К тестовому заданию предъявляются следующие требования: • Задание включает в себя от 15 до 30 вопросов. • В задании могут сочетаться вопросы разного типа (открытые и закрытые, единич-ный выбор и множественный выбор). • Тестовые задания должны обновляться не реже одного раза в календарный год. • Задание должно иметь не менее 2 вариантов (для пересдач допускается 1 вари-ант). На выполнение тестового задания дается от 45 до 60 минут в зависимости от количества вопросов и их сложности из расчета 2-3 минуты на вопрос.
- Оценка активности на аудиторных занятияхСеминарские занятия проходят в режиме презентации и обсуждения результатов групповой работы в форме кейс-стади. Студенты делятся на группы по 4-6 человек. Работа в режиме кейс-стади предполагает самостоятельный выбор группой организации, анализ деятельности которой будет проводится. Для этого могут быть использованы публикации в специализированных журналах, бизнес-изданиях, материалы Интернета, а также реальная практика, если есть возможность получить и обнародовать необходимую для анализа информацию. На каждом занятии обсуждается соответствующий аспект (тема) курса на примере выбранной студентами организации. По результатам презентаций и обсуждений группа готовит аналитический отчет (с учетом замечаний и предложений по доработке), который является формой промежуточного контроля.
- Групповая письменная работа: коммерческое предложение на консалтинговый проект
- Групповая письменная работа: анализ выбранной организацииРабота выполняется на примере конкретной организации (компании, фирмы). Организация выбирается слушателями курса самостоятельно – профиль ее деятельности, форма собственности и численность работников не ограничиваются. Работа выполняется коллективно в рабочих группах по 3-5 человек. В письменной работе необходимо: 1. Дать краткую (1-3 страницы) характеристику выбранной организации: • Профиль основной деятельности; • Отечественная / совместная / зарубежная; • Форма собственности; • Краткая история (год основания, основные изменения видов деятельности и исторические вехи); • Организационная структура; • Численность работников – в целом и по основным структурным подразделениям. 2. Проанализировать основные структурные характеристики организации: • Тип организационной структуры, • Формализация, • Специализация, • Иерархия власти, • Централизация, • Профессионализм сотрудников, • Соотношение групп персонала. Анализ структурных характеристик должен содержать количественные оценки степени их выраженности, а также степень соответствия структурных характеристик контекстным (цели и стратегия, внешняя среда, тип технологии, размер и стадия жизненного цикла). 3. Анализ HR-метрик выбранной компании по основным функциям управления персоналом: • Структура и численность службы УП; • Формирование кадрового состава; • Организация труда; • Обучение и развитие персонала; • Оплата и стимулирование труда; • Условия и охрана труда, социально-бытовая сфера. 4. Выделить проблемные моменты и предложить пути их решения в данной организации. Это может делаться как по ходу описания существующего положения дел, так и в составе отдельного раздела зачетной работы.
- Итоговый тестИтоговый контроль проводится в форме тестирования. К тестовому заданию предъявляются следующие требования: • Задание включает в себя от 15 до 30 вопросов. • В задании могут сочетаться вопросы разного типа (открытые и закрытые, единич-ный выбор и множественный выбор). • Тестовые задания должны обновляться не реже одного раза в календарный год. • Задание должно иметь не менее 2 вариантов (для пересдач допускается 1 вари-ант). На выполнение тестового задания дается от 45 до 60 минут в зависимости от количества вопросов и их сложности из расчета 2-3 минуты на вопрос.
- Оценка активности на аудиторных занятияхСеминарские занятия проходят в режиме презентации и обсуждения результатов групповой работы в форме кейс-стади. Студенты делятся на группы по 4-6 человек. Работа в режиме кейс-стади предполагает самостоятельный выбор группой организации, анализ деятельности которой будет проводится. Для этого могут быть использованы публикации в специализированных журналах, бизнес-изданиях, материалы Интернета, а также реальная практика, если есть возможность получить и обнародовать необходимую для анализа информацию. На каждом занятии обсуждается соответствующий аспект (тема) курса на примере выбранной студентами организации. По результатам презентаций и обсуждений группа готовит аналитический отчет (с учетом замечаний и предложений по доработке), который является формой промежуточного контроля.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.24 * Групповая письменная работа: анализ выбранной организации + 0.12 * Групповая письменная работа: коммерческое предложение на консалтинговый проект + 0.6 * Итоговый тест + 0.04 * Оценка активности на аудиторных занятиях
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Консультирование в управлении человеческими ресурсами : учеб. пособие, Шаталова, Н. И., 2010
- Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс : учебник для вузов, Виханский, О. С., 1995
- Методы развития организаций, Пригожин, А. И., 2003
- Практика управления человеческими ресурсами : учебник, Армстронг, М., 2009
- Развитие деловых организаций : теоретические модели и проблемы практического применения: учеб. пособие, Щербина, В. В., 2010
- Теория организации : учебник для вузов, Дафт, Р. Л., 2009
Рекомендуемая дополнительная литература
- HR в борьбе за конкурентное преимущество, Ульрих, Д., 2017
- Менеджмент : учебник для вузов, Виханский, О. С., 2003
- Рационализирующие диагностические управленческие социальные технологии, Щербина, В. В., 2018
- Социальные теории организации : словарь, Щербина, В. В., 2000
- Социология организаций, Пригожин, А. И., 2015
- Теория организации : учебник для вузов, Мильнер, Б. З., 2009