• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Методы социальных исследований

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Управление образованием)
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 2-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Прогр. обучения: Управление образованием
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 20

Программа дисциплины

Аннотация

Курс формирует представления о доказательном подходе в образовании. Знакомит слушателей с тем, что такое информационная основа для принятия решений, оценки эффективности изменений, программ, политик и других исследовательских и управленческих ситуаций. Курс знакомит студентов с основными видами дизайна исследований в образовании, а также нацелен на формирование «методологической чувствительности» или критического взгляда на методологию исследования. Этот курс поможет научиться видеть сильные и слабые стороны в методологии любого этапа исследования – в постановке исследовательского вопроса, в инструментарии сбора и анализа данных, в оценке достаточности оснований для выводов исследования и т.д., а также интерпретировать результаты исследований. В результате успешного освоения курса студент будет уметь использовать результаты исследований в своей профессиональной деятельности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирует представление о доказательном подходе в исследованиях в области образования;
  • знакомит слушателя с информационной средой, позволяющей принимать взвешенные решения с опорой на эмпирические результаты
  • формирует представление об основных дизайнах исследований, направлен на развитие "методологической чувствительности", позволяющей видеть сильные и слабые стороны в методологии исследований
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент может аргументировать когда (на каком этапе принятия решений) и с какой целью (что именно нуждается в обосновании) необходимо найти доказательную основу для принятия решений/провести исследование
  • Называет основные источники данных релевантных для проведения исследований в образовании
  • Формулирует признаки качественной и некачественной реализации различных этапов исследования (отличает хорошее исследование от плохого)
  • Воспроизводит и различает основные виды дизайнов исследований в образовании
  • Формулирует исследовательский вопрос на основе анализа реальной ситуации. Выявляет исследовательскую составляющую в реальной ситуации
  • Знает/понимает, что такое доказательная база для принятия решений, изучения ситуации (what is evidence). Различает источники информации для принятия решений
  • Интерпретирует данные исследований в области образования, понимает различия между дизайнами и методологиями исследований
  • Проектирует (разрабатывает) заказ на исследование, проверяет адекватность выбранного дизайна целям или исследовательскому вопросу
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Доказательный подход в управлении образованием
    Что такое мышление основанное на данных: чем отличается интуиция и анализ. Зачем управленцу “думать медленно”. Зачем проводить социальные исследования. Роль исследований и данных в принятии управленческих решений в образовании. Типы ситуаций и задач в образовании, когда нужны исследования. Исследования как основа принятия решений в образовании. Источники данных в образовании.
  • Тема 2. Дизайн и методология исследования
    Что такое дизайн исследования и для чего он нужен? Различия между дизайном и методологией исследования. Используемая методология в исследованиях об образовании. Исследовательские вопросы и их типы. Как правильно поставить исследовательский вопрос? Взаимосвязь между методологией и исследовательским вопросом. Отличительные черты исследовательского вопроса. Что такое выборочная и генеральная совокупность? Почему нужно обращать внимание на выборочную совокупность в исследованиях?
  • Тема 3. Методы сбора данных
    Обзор методов сбора данных. Решаемые задачи различными методами сбора данных. Область применения, преимущества и ограничения. Соответствие типов исследовательских вопросов и методов сбора данных. Принципы выбора метода сбора данных и области применения разных методов в образовательных исследованиях.
  • Тема 4. Анализ и интерпретация данных
    Как читать и интерпретировать? Способы анализа данных, их ограничения и преимущества. Основные типы исследовательских стратегий, воспроизводимость исследований в области образования.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельные работы, выполняемые в ходе изучения темы
    Подразумевает выполнение 4 заданий в рамках каждой из тем
  • неблокирующий Домашная работа: Тема 1, Задание 1: Обсуждение лекции на форуме
    Форум для обсуждения лекции, равно как и ссылка на саму лекцию, опубликованы в SmartLMS. Критерии оценивания: 1. Приведены примеры основанных на фактах и основанных на мнениях суждений. 2. Дан ответ на вопрос: "Какое место отводится исследованиям в процессе управления изменениями в образовании? На каких этапах управления нужны исследования?"
  • неблокирующий Домашная работа: Тема 1, Задание 2: Подтвердите или опровергните приведенное суждение
    Задание 2. Подтвердите или опровергните приведенное суждение с использованием данных исследований, опросов общественного мнения и других данных Критерии оценивания задания В тексте ответа на задание должно быть указано: Где, кем, когда, на какой выборке и каким методом собраны данные, на основании которых дается подтверждение или опровержение тезиса Приведены конкретные цифры, подтверждающие или опровергающие тезис Как проводится проверка Задание присуждается случайно каждой группе. В группе 2-3 человека. Состав команды также определяются случайно. Группа коллективно выполняет задание в соответствии с предложенными критериями, а затем направляет его на почту учебному ассистенту. После получения задания, учебный ассистент перенаправляет вашу работу иной группе студентов. Оценка за задание – средняя оценка вашего задания двумя другими группами: (Группа ХХ + Группа ХХ) / 2 Само задание на проверку пришлет вам учебный ассистент Работа проверяется по следующим критериям: А. Указано, кто, в каком году, на какой выборке, каким методом собраны данные (2,5 балла) B. Вывод подтвержден цифрами (2,5 балла) C. Вывод сделан корректно в соответствие с теми данными, которые приведены в публикации исследования (2,5 балла) D. Соответствие по объему (2,5 балла) Максимальная оценка по данному задания 10 баллов. Таким образом, вы самостоятельно участвуете в оценке присланной вам учебным ассистентом работы
  • неблокирующий Домашняя работа: Тема 1: Задание 3. Дайджест
    Вам необходимо подготовить дайджест, основываясь на источниких в образовании. С опорой на эти источники, необходимо отобрать не менее 5 статей / публикаций (на каждого участника группы) из не менее чем 5-ех источников, приведенных ниже. Все статьи (аналитические записки / отчеты) должны основываться на данных эмпирических исследований. Тематическая рамка выбирается студентами самостоятельно: она может соответствовать вашей ВКР, проекту, курсовой, тематике практики В качестве результата, вы представляете форму анализа публикаций, в которой содержатся следующие вопросы о каждой из 5 публикаций: полное название публикации, выходные данные (по ГОСТ), что изучается и в чем цель исследования, какие данные использовались, что и как измерялось, какие ключевые выводы, что вы "берете" с собой, или чем она была полезна лично вам? Рекомендуем вначале подготовить материал, а после этого загрузить в соответствующую форму за "один подход" улыбаюсь В форме вам предстоит ответить на следующие вопросы: Номер Группы Выходные данные публикации Что изучается в чем цель? Какова цель исследования? Какой исследовательский опрос? Зачем проводилось? Какие данные использовались? Являются ли они открытыми? Или они авторские? Что и как измерялось? На каком эмпирическом материале сделана статья: размер и тип выборки, сроки сбора данных Какие ключевые выводы Что берет с собой? Чем полезна эта статья? Что было неожиданно? Удивило?
  • неблокирующий Домашняя работа: Тема 2: Задание 2: Репликация исследования или проведение собственного
    Данное задание начинается в рамках Темы 2 (текущей), а заканчивается в рамках Темы 4. Вам необходимо собрать “свои” данные, но без проведения полного цикла проектирования исследования. С одной стороны, вы сможете приобрести непосредственный опыт проведения исследования в своей организации / населенном пункте / регионе. С другой стороны, вы обеспечите себя данными, которые вы сможете проанализировать и презентовать в рамках Темы 4. Критерии оценивания: 0-3 – задание не выполнено или почти не выполнено 4-6 – задание сдано, но выполнено не полностью (не описаны все требуемые пункты) 7-8 – задание выполнено полностью, в т.ч. описаны все требуемые пункты, 9-10 – заметны приложенные дополнительные усилия (описанный проект может быть реализован на практике).
  • неблокирующий Тест: Тема 2: Выборка.
    Критерии оценивания: 0-3 – тест не выполнен или почти не выполнен 4-6 – тест сдано, но выполнено не полностью 7-10 – тест выполнен полностью,
  • неблокирующий Домашняя работа: Тема 3: Задание 1: Карта методов
    Задание заключается в заполнении одного из блока презентации, посвященной методам исследования. Каждая группа студентов готовит выступление для собственных одногруппников, самостоятельно находя информацию в открытых источниках.
  • неблокирующий Домашняя работа: Тема 4: Задание 1. Анализ и презентация результатов реплицированного исследования
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Домашняя работа: Тема 1: Задание 3. Дайджест + 0.2 * Домашняя работа: Тема 2: Задание 2: Репликация исследования или проведение собственного + 0.2 * Домашняя работа: Тема 3: Задание 1: Карта методов + 0.2 * Домашняя работа: Тема 4: Задание 1. Анализ и презентация результатов реплицированного исследования + 0.2 * Самостоятельные работы, выполняемые в ходе изучения темы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Creswell, J. W. . (DE-588)133331512, (DE-627)543371581, (DE-576)164944168, aut. (1994). Research design qualitative & quantitative approaches John W. Creswell.
  • Думай медленно... решай быстро, Канеман, Д., 2019
  • Социологический метод : практ. пособие по социологии, Хеллевик, О., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • In Search of Evidence: Empirical findings and professional perspectives on evidence-based management. (2015).