Бакалавриат
2020/2021
Практический курс второго иностранного языка (немецкий язык)
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Иностранные языки и межкультурная коммуникация)
Направление:
45.03.02. Лингвистика
Кто читает:
Школа иностранных языков
Где читается:
Школа иностранных языков
Когда читается:
4-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Бакмансурова Алла Бариевна,
Жалсанова Жаргалма Баиновна,
Пасько Юлия Валерьевна,
Петрова Ольга Валерьевна
Язык:
русский
Кредиты:
9
Контактные часы:
144
Программа дисциплины
Аннотация
Программа «Практический курс второго иностранного языка» (немецкий язык) призвана обеспечить прозрачность требований к формированию коммуникативных умений на иностранном языке в НИУ-ВШЭ в рамках первой ступени высшего профессионального образования (уровень бакалавриата) согласно общеевропейским требованиям к формированию иноязычной коммуникативной компетенции (Common European Framework of Reference — CEFR).
Цель освоения дисциплины
- Формирование иноязычной коммуникативной компетенции не ниже уровня B2 (по Общеевропейской шкале уровней), достаточного для понимания общего содержания сложных текстов на абстрактные и конкретные темы, для быстрого и спонтанного общения с носителями языка без особых затруднений для любой из сторон,для подготовки и изложения четкого и подробного сообщения на различные темы с высказыванием собственной точки зрения с анализом различных мнений, для аргументированного и обоснованного решения конкретных проблем. Успешное освоение курса дает возможность сдать экзамен для международного сертификата, подтверждающего готовность к продолжению обучения на международных программах следующего уровня.
Планируемые результаты обучения
- высказывается на тему «Красота. Значение красоты»;
- использует в речи инфинитивы в настоящем и прошедшем времени, обстоятельства времени, причины, образа действия, места в предложении
- высказывается на тему «Здоровый образ жизни. Профилактические меры»
- использует в речи выражение противопоставления, альтернативы и последствия в главных и придаточных предложениях
- высказывается на тему «Природа как образец для технических изобретений. Возобновляемые источники энергии»
- использует в речи Konjunktiv I в косвенной речи, субъективное значение модальных глаголов „sollen und-wollen“
- умеет описывать чувства, эмоции, интуицию
- использует в речи обстоятельства образа действия, предположения (субъективное значение модальных глаголов „müssen, dürfen, können, mögen“), модальные частицы
- умеет описывать конфликтные ситуации и собственное мнение в споре
- использует в речи активный и пассивный залог в настоящем и прошлом времени, сослагательное наклонение Konjunktiv II: придаточные предложения условия, желания, ирреальные предложения сравнения
- умеет описать свое пребывание за границей, цели и задачи приезда за границу
- может рассказать об особенностях учебы за границей
- умеет идентифицировать проблемы иностранцев, приезжающих в другую страны на работу или на учебу
- использует в речи предложения уступки, парные союзы, причастие в качестве определения
Содержание учебной дисциплины
- Представления о красоте. Сила красоты. Идеалы красоты в разных культурах. Прекрасные моменты. Подготовка к сертификату В2Представления о красоте. Сила красоты. Идеалы красоты в разных культурах. Прекрасные моменты / Individuelle Vorstellungen von Schönheit. Wirkung von Schönheit. Schönheitsideale in verschiedenen Kulturen. Лексика: Красота. Значение красоты. /Schönheit. Vermutungen zur Bedeutung von Schönheit in unserer Zeit äußern. Грамматика: Инфинитивы в настоящем и прошедшем времени. Обстоятельства времени, причины, образа действия, места в предложении / Infinitivsätze in Gegenwart und Vergangenheit. Temporale, kausale, modale, lokale Angaben im Satz. Подготовка к сертификату В2
- Здоровье. Факторы здоровья. Профилактика здоровья. Посещение врача. Нетрадиционная медицина. Феномен «Birnout». Зимняя депрессия. Подготовка к сертификату В2Здоровье. Факторы здоровья. Профилактика здоровья. Посещение врача. Нетрадиционная медицина. Феномен «Birnout». Зимняя депрессия. / Gesundheit. Faktoren der Gesundheit. Maßnahmen zur Förderung der Gesundheit. Arztbesuche. Alternativmedizin. Das Fenomen „Birnout“. Winterdepression. Лексика: Здоровый образ жизни. Профилактические меры. /Über Voraussetzungen und Wirkung von Gesundheit sprechen. Грамматика: Выражение противопоставления, альтернативы и последствия в главных и придаточных предложениях. / Adversative Haupt- und Nebensätze. Alternative Haupt- und Nebensätze. Konsekutive Haupt- und Nebensätze. Подготовка к сертификату В2
- Описание природы. Бионика. Природные катаклизмы. Изменение климата. Альтернативные источники энергии. Экологически чистые продукты питания. Подготовка к сертификату В2Описание природы. Бионика. Природные катаклизмы. Изменение климата. Альтернативные источники энергии. Экологически чистые продукты питания. / Natur. Natur als Vorbild für technische Erfindungen. Katastrophenmeldungen. Klimawandel. Erneuerbare Energien. Biologische Lebensmittel. Лексика: Ассоциации с природными явлениями. Природа как образец для технических изобретений. Возобновляемые источники энергии. / Assoziationen zur Natur äußern. Eigene Erlebnisse bei Naturereignis. Naturerscheinungen als Vorbild für technische Erfindungen. Erneuerbare Energiequellen. Грамматика: Konjunktiv I в косвенной речи. Субъективное значение модальных глаголов „sollen und wollen“./ Konjunktiv I in der indirekten Rede. Subjektive Verwendung der Modalverben „sollen und wollen“. Немецкий язык для целей профессиональной коммуникации аспект «Межкультурная коммуникация»: Дискуссии «Здоровый образ жизни. Источники энергии и Природные ресурсы в Германии и России» / «Gesunde Lebensweise und Natur in Deutschland und in der Welt“, „Naturressourcen und Energiequellen in Russland und im Ausland“ Подготовка к сертификату В2
- Чувства. Вербальное и невербальное выражение чувств. Значение и роль положительных и отрицательных эмоций Подготовка к сертификату В2Чувства. Вербальное и невербальное выражение чувств. Значение и роль положительных и отрицательных эмоций. / Gefühle. Verbaler und nonverbaler Ausdruck von Gefühlen. Bedeutung und Funktion positiver und negativer Gefühle. Лексика: Описание чувств. Выражение эмоций. Интуиция. / Beschreibung der Gefühle. Ausdruck der Emotionen. Fingerspitzengefühl. Грамматика: Обстоятельства образа действия. Предположение: субъективное значение модальных глаголов „müssen, dürfen, können, mögen“. Модальные частицы. / Modalangaben. Vermutung: subjektive Verwendung der Modalverben „müssen, dürfen, können, mögen“. Modalpartikeln. Немецкий язык для целей профессиональной коммуникации аспект «Межкультурная коммуникация»: Ролевая игра «Вербальная и невербальная коммуникация в разных культурах» / «Verbale und nonverbale Kommunikation in verschiedenen Kulturen“ Подготовка к сертификату В2
- Споры и конфликтные ситуации. Конфликты на рабочем месте. Подготовка к сертификату В2Споры и конфликтные ситуации. Конфликты на рабочем месте. / Streit und Konfliktsituationen. Konflikte am Arbeitsplatz. Лексика: Выражения для конфликтных ситуаций и собственного мнения в споре / Redewendungen zu Konfliktsituationen. Verstehen und Anwenden. Eigene Meinung zum Thema „Streiten“ äußern. Грамматика: Активный и пассивный залог в настоящем и прошлом времени. Сослагательное наклонение Konjunktiv II: придаточные предложения условия, желания. Ирреальные предложения сравнения / Irreale Bedingungssätze. Aktiv, Passiv in Gegenwart und Vergangenheit. Konjunktiv II: Wunschsätze. Irreale Vergleichssätze. Немецкий язык для целей профессиональной коммуникации аспект «Межкультурная коммуникация»: Дискуссия «Конфликты и компромиссы на рабочем месте в России и Германии» / «Konflikte und Kompromisse am Arbeitsplatz in Russland und im Ausland» Кейс «Einmal bei der Firma …» Подготовка к сертификату В2
- Пребывание за границей Подготовка к сертификату В2Пребывание за границей / Raus in die Welt. Лексика: Пребывание за границей. Учеба за границей. Подготовка поездки. Поиск жилья. Культурные особенности / Erfahrungen im Ausland. Studium im Ausland. Informationen zur Vorbereitung eines Auslandsaufenthalts. Wohnungssuche. Kulturelle Unterschiede. Грамматика: Предложения уступки. Парные союзы. Причастие в качестве определения. / Konzessive Haupt und Nebensätze. Zweiteilige Konnektoren. Partizip I und II als Attribute. Немецкий язык для целей профессиональной коммуникации аспект «Межкультурная коммуникация»: Круглый стол «Преимущества и недостатки учебы в университете заграницей» / «Vorteile und Nachteile des Studiums im Ausland» Подготовка к сертификату В2
Элементы контроля
- Экзамен (Э) 3 модульИтоговый экзамен (оценка выставляется в диплом) в конце 3 модуля 4 курса состоит из заданий в формате сертификата уровня В 2. Экзамен включает: 1. Доклад на определенную тему с выражением собственного мнения. Критерии: чёткость речи, правильно интонирование. Объём и полнота высказывания, адекватность произносимого текста, логичность, лексико-грамматическая грамотность. Адекватность ответов на запрашиваемую информацию. Лексико-грамматическая ошибка – 0,5 балла. Прочие ошибки – 1 балл. 2. Диалог - дискуссия с целью поиска пути решения какой-то проблемы / задачи (в ситуациях делового общения). Критерии: чёткость речи, правильно интонирование. Объём и полнота высказывания, адекватность произносимого текста, логичность, лексико-грамматическая грамотность. Адекватность ответов на запрашиваемую информацию. Лексико-грамматическая ошибка – 0,5 балла. Прочие ошибки – 1 балл. Образцы экзаменов: Уровень В 2 https://www.goethe.de/ins/ru/ru/sta/mos/prf/gzb2.cfm В диплом выставляется оценка по итоговой аттестации за 4 курс. Выставление экзаменационной оценки автоматом не предусматривается, так как сдача экзамена в представляет собой определенную практику, целью которой является формирование и развитие навыков работы с экзаменационными заданиями международного образца.
- Проверочные работы 1-3 модуль (ПР)Проверочные работы могут быть представлены в следующих видах: словарный диктант, анализ проблемного текста, письмо личного и делового характера, дискуссия, сообщение на форуме, контрольная письменная работа, монолог на заданную тему, диалог на заданную тему. Проверочные работы проводятся в течение каждой темы курса. Результирующая оценка за проверочные работы (общая) рассчитывается как среднее арифметическое, т.е. сумма всех оценок (за каждую тему), делимая на их количество.
- Итоговые письменные контрольные работы по темам 1-3 модуль (ИПКР)Пишется 40 – 60 минут. Пишется в конце каждой темы, оценка выставляется согласно шкале оценивания. Результирующая оценка (общая) рассчитывается как среднее арифметическое, т.е. сумма всех оценок (за каждую тему), делимая на их количество.
- Итоговый устный контроль по теме 1-3 модуль (ИУК)Итоговый устный контроль по теме, включает монологи и диалог на заданную тему. Результирующая оценка выставляется по формуле 0,5 (монолог) + 0,5 (диалог)
- Итоговый письменный контроль (ИПК) 3 модульИтоговый письменный контроль (ИПК) пишется на 4 курсе 180 минут.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.15 * Итоговые письменные контрольные работы по темам 1-3 модуль (ИПКР) + 0.2 * Итоговый письменный контроль (ИПК) 3 модуль + 0.1 * Итоговый устный контроль по теме 1-3 модуль (ИУК) + 0.15 * Проверочные работы 1-3 модуль (ПР) + 0.4 * Экзамен (Э) 3 модуль
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Mittelpunkt neu B2 : Deutsch als Fremdsprache fur Fortgeschrittene, , 2019
- Mittelpunkt neu C1.1 : Deutsch als Fremdsprache fur Fortgeschrittene, , 2019
- Mittelpunkt neu C1.2 : Deutsch als Fremdsprache fur Fortgeschrittene, , 2019
- Themen neu 2 : Kursbuch, Aufderstrasse, H., 1997
Рекомендуемая дополнительная литература
- Schritte international 1 : Kursbuch + Arbeitsbuch, Niebisch, D., 2006
- Schritte international 2 : Kursbuch + Arbeitsbuch, Niebisch, D., 2006