Магистратура
2020/2021
Научно-исследовательский семинар "Основы научно-проектной работы"
Статус:
Курс обязательный (Интегрированные коммуникации)
Направление:
42.04.01. Реклама и связи с общественностью
Кто читает:
Школа коммуникаций
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Шеремет Елизавета Павловна
Прогр. обучения:
Интегрированные коммуникации
Язык:
русский
Кредиты:
8
Контактные часы:
100
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Основы научно-проектной работы» касается формирования компетенций в области проведения научной исследовательской работы полного цикла, включая освоение принципов выработки и приложения теоретических и методологических оснований, планирования и формирования дизайна исследования, его реализации и подготовки текста магистерской диссертации, а также презентации итоговых результатов проделанной работы.
Цель освоения дисциплины
- В результате освоения дисциплины студент должен (1) знать: • основные принципы организации основные принципы научно-исследовательской работы; • основные этапы и структурные элементы подготовки и проведения научного исследования; основные подходы и методы исследовательской деятельности, их критерии и теоретических основания • основные принципы презентации результатов исследования; (2) владеть основными навыками проведения научно-исследовательской работы для успешного написания и защиты магистерской диссертации; (3) уметь: • разрабатывать дизайн исследования; • формулировать исследовательский вопрос, цель и задачи исследования; • выбирать методы исследования с учетом поставленного исследовательского вопроса; • вырабатывать и проверять гипотезы, соответствующие задачам исследования; • формулировать и представлять результаты проведенного исследования.
Планируемые результаты обучения
- Имеет представление об основных аспектах научно-исследовательской работы
- Знает, умеет выбирать и применять различные виды количественных методов сбора данных
- Знает, умеет выбирать и применять различные виды качественных методов сбора данных
- Умеет проводить тестирование инструментария и делать рекомендации по его результатам
- Имеет представление об основных принципах работы с источниками
- Умеет создавать исследовательский инструментарий с учетом поставленных исследовательских задач
- Представляет, обосновывает и критически осмысливает проделанную работу и формирует перспективы для дальнейшей работы над ВКР
- Способен провести анализ полученных эмпирических данных с учетом разработанного дизайна исследования и сформулировать релевантные выводы на основе его результатов
- Способен представлять и обосновать результаты проделанной работы
Содержание учебной дисциплины
- Основные принципы проведения исследованияЭтапы и структурные элементы научно-исследовательского процесса. Исследовательский вопрос, цели, задачи и гипотезы исследования. Интерпретация и операционализация понятий. Дизайн исследования. Программа исследования: основные элементы и принципы разработки. Методология и методы сбора и анализа данных: общий обзор. Параметры качества измерения: надежность и валидность результатов. Выборка. Сбор и анализ данных. Анализ результатов. Интерпретация результатов. Ограничения исследования. Этика академического исследования.
- Качественный дизайн исследованияЛогика проведения качественного исследования. Качественное интервью как метод сбора данных: типология, возможности и ограничения. Стратегии работы интервьюера, его роль и задачи. Гайд как инструмент сбора данных. Подходы к работе с транскриптами. Фокус-группа как метод сбора данных: основные правила проведения, возможности и ограничения. Роль и задачи модератора. Включенное наблюдение как метод сбора эмпирических данных
- Количественный дизайн исследованияЛогика проведения количественного исследования. Понятие измерения в науке. Особенности измерения в социально-научном исследовании. Шкалы. Эксперимент как метод сбора данных: типология, возможности и ограничения. Общие представления о планировании и проведении экспериментов. Опрос как метод сбора данных: типология, возможности и ограничения. Анкета как инструмент сбора данных: структура, основные принципы построения, типология вопросов, требования к формулировкам и типичные ошибки. Сензитивные вопросы. Эффект интервьюера. Выборочный метод исследования: основные понятия, классификация выборок, принципы построения.
- ПилотажЦели и задачи проведения пилотажного исследования. Основные принципы и виды проведения пилотажного исследования. Методики проведения пилотажного исследования. Оценка результатов пилотажа, выработка рекомендаций и корректировок.
- Работа с источниками: литература и вторичные данныеПоиск релевантных источников. Принципы составления библиографии. Аналитический разбор статьи. Базы статистических данных (РМЭЗ, ESS и др.): возможности и ограничения. Мета-анализ и систематический обзор: цели, задачи и общие принципы проведения.
- Формирование исследовательского инструментария в рамках индивидуальной исследовательской работыВыбор стратегии построения выборки. Выбор техники сбора данных. Оценка дизайна индивидуальной исследовательской работы. Применение методологического инструментария для решения поставленной задачи.
- Презентация и обсуждение промежуточных результатов ВКРРешение промежуточных исследовательских задач. Сбор данных. Презентация промежуточных результатов исследования.
- Анализ данныхОценка дизайна индивидуальной исследовательской работы. Подготовка к анализу данных. Применение методологического инструментария для решения поставленной задачи.
- Проведение презентаций результатов исследованияПрезентация промежуточных результатов исследования. Подготовка презентации для защиты ВКР.
Элементы контроля
- Домашнее задание №1
- Домашнее задание №2
- Защита промежуточных результатов ВКР
- Работа на семинарах
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.12 * Домашнее задание №1 + 0.12 * Домашнее задание №2 + 0.24 * Защита промежуточных результатов ВКР + 0.52 * Работа на семинарах
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- HU, C.-P., & CHANG, Y.-Y. (2017). John W. Creswell, Research Design: Qualitative, Quantitative, and Mixed Methods Approaches. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BCEBF1CE
- Meyers, L. S. (2013). Performing Data Analysis Using IBM SPSS. Hoboken: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=610849
- Mutz, D. C. (2011). Population-Based Survey Experiments. Princeton: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=370823
- Taylor, S. J., DeVault, M. L., & Bogdan, R. (2016). Introduction to Qualitative Research Methods : A Guidebook and Resource (Vol. 4th edition). Hoboken, New Jersey: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1061324
- Методы и средства научных исследований: Учебник / Пижурин А.А., Пижурин (мл.) А.А., Пятков В.Е. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 264 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-010816-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/556860
Рекомендуемая дополнительная литература
- Маркетинговые исследования с SPSS: Учебное пособие / Г. Моосмюллер, Н.Н. Ребик. - 2-e изд. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 200 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (обложка) ISBN 978-5-16-004240-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/257371