• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

История искусств стран Востока

Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 3-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «История искусств стран Востока» предлагает познакомиться с развитием традиционной культуры и искусства народов стран Востока с древности до XIX веке. Дисциплина состоит из нескольких разделов, каждый из которых знакомит студентов с особенностями жанров, канонов, стилистики изобразительных, визуальных искусств изучаемых восточных регионов. Дисциплина призвана научить понимать социальные и эстетические ценности, нравственные установки, заложенные в красоте памятников искусства, развить способность разбираться в семантике памятников. Лекции могут проводиться как в онлайн, так и в офлайн формате. Формат проведения каждой конкретной лекции будет указан в расписании.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать представления об основных этапах мирового развития искусства с особым акцентом на историю искусств стран Азии и Африки.
  • Сформировать представление об особенностях и многообразии культурного наследия отдельных цивилизаций и культур Ближнего и Дальнего Востока; выработать и развить способность понимания важнейших культурных событий и процессов, определивших основные направления развития истории искусства в странах Востока.
  • Развить у студентов базовые навыки описания и формально-стилистического анализа произведений искусства; познакомить студентов с особенностями художественного языка памятников искусства народов Востока.
  • Сформировать представление о семиотике искусств и ее связях с сакрально-религиозными представлениями народов Азии.
  • Сформировать умение использовать в профессиональной и исследовательской деятельности знания о проблемах развития искусств разных регионов Востока.
  • Развивать способность использования знания и понимания национальных традиций в современном мире, этнических ценностей мировой и российской культуры.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основы искусствоведческой и культурологической методологии, знаком с основными понятиями и терминами истории искусств; умеет ориентироваться в научной литературе по истории и теории искусств и семиотике.
  • Знает периоды истории культуры и истории искусства народов Ближнего и Дальнего Востока.
  • Умеет ориентироваться в стилях и направлениях изобразительных искусств стран Востока, знает историю и особенности формирования визуальных искусств исследуемых регионов.
  • Умеет ориентироваться в особенностях знаковой системы изобразительных искусств стран Востока; способен распознавать значение образного ряда в произведениях искусства, а также знает процессы их трансформации и эволюции.
  • Имеет навыки применения знаний об особенностях исследования памятников культуры, их описания и анализа при написании учебных и научных работ.
  • Имеет представление об основных художественных школах и направлениях, о творчестве крупнейших мастеров и их влиянии на современные культурные проблемы и процессы.
  • Способен использовать междисциплинарные знания для квалифицированного поиска информации в системе Интернет, демонстрирует знания и умение работать со специальными компьютерными программами.
  • Умеет создавать исследовательские, экспертные и аналитические тексты, исходя из основных принципов их организации и выбора жанров, чтобы адекватно ставить научные задачи.
  • Имеет навыки использования знаний о памятниках мирового искусства в практике межкультурной коммуникации; корректного применения понятийного аппарата искусствоведческих исследований в сфере изучения культурных, религиозных и социальных традиций и при анализе памятников искусства стран Востока.
  • Имеет представление о вкладе народов Востока в мировое искусство, а также о контактах и взаимовлиянии искусства России и Востока.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Искусство Ближнего Востока и Индии.
    Алферова Н.В. 1.1. Введение в изучение культуры и искусств стран Востока. Основные понятия культурологии и искусствоведения. Современные методы изучения памятников культуры и искусства. Этапы изучения и теоретические проблемы исследования искусств народов стран Азии. Формирование основных центров мировых культур в Древнем мире. Периодизация искусств Древнего Египта и Месопотамии. Особенности культового искусство: проблемы канона и иконографии. Искусство стран Ближнего Востока I тыс. до н.э. Семиотика и искусство. Алферова Н.В. Семинар 1.1. Своеобразие культуры древних цивилизаций: Древнего Египта и народов Ближнего Востока. Вопросы для обсуждения: Особенности периодизации изобразительного искусства древности. Культуры и искусства ранних земледельческих центров Ближнего Востока, Малой Азии, Ирана, Средней Азии в эпоху неолита (Х-IV тыс. до н.э.). Влияние эллинистического искусства на искусство и культуру народов Греко-бактрийского и Кушанского царств. Темы докладов: 1. Древняя архитектура городских центров. 2. Своеобразие культуры и искусства Месопотамии IV- II тыс. до н.э. 3. Архитектура и скульптура Древнего Египта. 4. Живопись и декоративно-прикладное искусство Древнего Египта. 5. Искусство древнего Ирана. 6.Памятники искусств Греко-бактрийского и Кушанского царств. Алферова Н.В. 1.2. Особенности формирования и развития художественной культуры народов, исповедующих ислам в VII-XV вв. Искусство Аравийского полуострова в древнеримский период. Святыни Мекки и Медины. Формирование архитектурных особенностей мечети: виды мечетей, михраб, минбар, минарет. Неизобразительный характер религиозного искусства ислама. Архитектура и изобразительное искусство Омейядов (661-750 гг.). Изменения в художественной культуре халифата Аббасидов (750-1258 гг.). Искусство Фатимидов, Сельджукидов и Айюбидов (Х-XII вв.). Эстетика исламского орнамента. Декоративно-прикладное искусство Ближнего Востока в ХII - XV вв. Художественная культура Сефевидов. Новые традиции градостроительства: застройка Исфахана. Развитие миниатюры в искусстве ислама ХI - XV вв. Расцвет сефевидской миниатюры: основные центры, художники и заказчики. Особенности символики в искусстве. Территории распространения сельджукской культуры и основные тенденции развития художественной культуры после образования Османского государства. Особенности культуры Стамбула в XV- XVI вв. Становление турецкой миниатюры в XV в. Единая мастерская миниатюры в Стамбуле и появления портретного жанра. Алферова Н.В. Семинар 1.2.1. Развитие искусства арабского мира в XII-XVI вв. Формирование художественной культурны Великих империй: Тимуридов, Сефевидов и Османов. Вопросы для обсуждения: Развитие культуры и искусства Сирии, Палестины, Египта, Магриба и Ирана в ХII - XVI вв.: вопросы периодизации. Особенности архитектуры данных регионов. Темы докладов: 1. Особенности архитектуры Магриба. 2. Стилевые отличия в культовой архитектуре мамлюков ХII - XV вв. 3. Культура и искусство Насридов в Испании (1230-1492 гг.). 4. Типы мавзолеев Ирана ХII - XV вв. 5. Архитектурные памятники Бухары и Хивы. 6. Градостроительные особенности Османской империи в XV- XVI вв. Иванова А.М. Семинар 1.2.2 Развитие искусства арабского мира в XII-XVI вв. Формирование художественной культурны Великих империй: Тимуридов, Сефевидов и Османов. Вопросы для обсуждения: Война и военное дело как элемент соционормативной сферы культур стран Востока. Этнографический статус холодного оружия в странах Востока. Сравнительный обзор оружейных традиций древнего Ирана, Египта, Японии; средневековых Ирана, Египта, Индии, Аравии; Ирана, османской Турции, Индии, Кавказа, арабских стран в период XV-XIX вв. Региональные традиции отделки оружия, его культурная роль как социального маркера, отражающего статус владельца. Наградное оружие и дипломатические подарки. Наследие некоторых восточных традиций в европейском оружии (мамлюкская сабля). Обзор коллекций предметного материала по теме в собрании Золотой кладовой Эрмитажа, МАЭ РАН, Музее искусства народов Востока. Темы докладов: 1.Иранское оружие в отечественных музейных коллекциях. 2. Цуба как отельный вид японского изобразительного искусства. 3. Влияние Индии на оружейную культуру ближневосточного региона. 4. Холодное оружие как атрибут статуса на Ближнем востоке.
  • Раздел 1. Искусство Ближнего Востока и Индии.
    Алферова Н.В. 1.3. Искусство Древней Индии, формирование особенностей буддийского искусства. Древняя архитектура ранних городских центров Индостана. особенности планировки, архитектуры и скульптуры и керамики Хараппы, Мохенджо-Даро (III тыс. до н.э. - IV в. до н.э.). Культура долины Ганга (II - тыс. до н.э. - IV в. до н.э ). Появление ведической культуры и ее влияние на памятники искусства. Графические символы древней Индии. Развитие буддийского искусства и его место в культуре Индии (IV в. до н.э - 1 в. до н.э.). Значение искусства Гандхары. Классическое гуптское искусство: утверждение канона в архитектуре, живописи и скульптуре. Пещерные храмы и функции монастырского комплекса. Иконография буддийского пантеона. Алферова Н.В. Семинар 1.3. Особенности формирования и развития художественной культуры Индии в Средние века. Вопросы для обсуждения: Художественная культура Индии IV-VIII вв. н.э. Светская и культовая архитектура Южной и Северной Индии в IX-XII вв. Темы докладов: 1. Искусство Индии VI- VIII вв.: искусство индуизма. 2. Пещерные комплексы индуизма: религиозные основы и эстетические особенности архитектуры и скульптуры. 3. Культовая архитектура Южной Индии в IX-XII вв. 4. Культовая архитектура Северной Индии в IX-XII вв. 5. Развитие бронзовой скульптуры: основные персонажи индуистского пантеона. Алферова Н.В. 1.4. Искусство Индии в эпоху Великих Моголов (XVI-XVII вв.) и в последующие столетия. Культура и искусство мусульманских государств в Индии в ХIII - XV вв. Искусство Великих Моголов XVI в. Новые градостроительные планы: возведения Агры, Фатехпур Сикри, Красного форта в Дели, Манду. Мавзолеи и мечети эпохи Великих Моголов. Своеобразие могольской миниатюры: основные памятники, иконография. Специфика декоративно-прикладного искусства мусульманской Индии XV- XVII вв.
  • Раздел 2. Искусство Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.
    Алферова Н.В. 2.1. Своеобразие искусства древних цивилизаций: Древний Китай, Корея, Япония, и страны Восточной и Юго-Восточной. Периодизация культуры Архаического и Древнего Китая. Керамика и мелкая пластика культур Яншао, Луншань. Искусство периода Шан-Инь (XVI—XI вв. до н.э.). Развитие культуры и искусства периодов Чжоу и Чжаньго (XI – III вв. до н.э.), династии Цинь (221 г. до н.э. – 206 г. до н.э.) и периода Хань (с 206 г. до н.э). Влияние религии и духовных школ древнего Китая на развитие искусства. Культовая и светская архитектура Древнего Китая. Культуры эпохи неолита и бронзового века на территории Кореи (III тыс. до н.э. - 1 тыс. до н.э.). Искусство государства Чосон (VII в. до н.э. - 108 г.). Своеобразие культуры и искусства Древней Японии. Архитектура, керамика и бронза культуры Дзёмон. Культура и искусство государства Ямато (V в. до н.э. - IV в. н.э.). Сложение синтоизма и его влияние на искусство Японии. Синтоистские святилища. Рудь П.В. Семинар 2.1. ДПИ стран Востока. Вопросы для обсуждения: Особенности камнерезного искусства древнего Китая: разнообразие изделий и символические образы. Основные этапы гончарного производства в Китае от эпохи неолита до периода Тан. Символика орнаментов изделий из фарфора, организация фарфорового производства в Китае VI-XIV вв. Историческое развитие китайского костюма в различные эпохи. Принципы формирования символических образов в декоративно-прикладном искусстве Китая. Основные символические формулы на предметах декоративно-прикладного искусства периодов Мин и Цин. Темы докладов: 1. Символика официального костюма периода Цин. 2. Символика изделий из фарфора периодов Канси и Цяньлун. Горбачева С.А. 2.2. Особенности периодизации и развития художественной культуры Китая в IV-XIII вв. Общая характеристика периодизации китайской художественной традиции. Становление китайского художественно-эстетического канона. Искусство периода Южных и Северных династий (386 - 535 гг.). Творчество китайского художника и теоретика живописи Гу Кайчжи (344-406) Теория искусства IV-V вв. н.э. Изменения в художественной культуре периода Тан (618 - 907 гг.). Творчество Ван Вэя (699— 759). Формирование жанров китайской живописи. Китайская живопись периода Пяти династий (908-960 гг.) и сунской эпохи (960-1127-1279 гг.). Расцвет традиционной китайской живописи: Гуань Тун, Ли Чэн, Фань Куань. Особенности работы Академии живописи в Китае. Горбачева С.А. Семинар 2.2. Теория искусств и средневековая живопись Китая. Вопросы для обсуждения: Формирование жанров живописи в Китае и их особенности. Семантика китайской живописи. Темы докладов: 1. Искусство китайской каллиграфии: ведущие мастера и стили. 2. Характерные особенности и принципы садово-паркового искусства в Китае. 3. Творчество крупнейших китайских мастеров пейзажного жанра IV-XIII вв. 4. Китайско-буддийские культовые сооружения – пагоды 5. Китайско-буддийское культовое изобразительное искусство. 6. Китайская народная лубочная картина няньхуа: художественные особенности, жанровое разнообразие, образный ряд. Старикова Е.О. 2.3. Специфика развития визуальных искусств в Китае. Музыка в Китае. Сакральная роль музыки, понятие «совершенной музыки» и связь музыки с конфуцианством. Традиционный китайский театр. Становление китайского театра. Китайский театр сицюй: история, основные художественные принципы, амплуа, эстетика, основные сюжеты. Театр теней и театр кукол в Китае. Старикова Е.О. Семинар 2.3. Региональные черты визуальных искусств стран Юго-Восточной Азии. Вопросы для обсуждения: Роль музыки в странах Юго-Восточной Азии. Театральные жанры Юго-Восточной Азии. Звукоряды слендро и пелог. Китайское влияние на вьетнамскую музыкальную традицию. Основные жанры вьетнамского театра: хат тео, хат бой (туонг), театр кукол на воде. Связь вьетнамского театра с народной средой. Песни-переклички во вьетнамской народной традиции, фольклорный жанр куанхо. Темы докладов: 1. Индонезийский оркестр гамелан. 2. Тайский театр. 3. Бирманский театр. 4. Королевский балет Камбоджи. 5. Индонезийский театр теней. 6. Театр кукол и театр теней в Китае.
  • Раздел 2. Искусство Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.
    Горбачева С.А. 2.4. Развитие искусства Китая во время правления династий Мин и Цин. Особенности культуры и искусства в Китае в период Юань (XIII -XVI вв.). Расцвет культуры периодов Мин (1368-1644) и Цин (1644-1912). Изменения в архитектуре: градостроительные планы новой столицы - Пекина. Новые ансамбли города. Восстановление Академии художеств и социальный статус художника данного периода. Вопрос канона в живописи и изменения в живописных жанрах. Влияние европейского искусства на изобразительное искусство Китая. Школы живописи «Ортодоксальная» и «Вэньжэньхуа» периода Цин. Творчество китайских художников Шитао (1641-1719) и Чжу Да (1626-1705). Горбачева С.А. Семинар 2.4. Развитие искусства Китая во время правления династий Мин и Цин. Вопросы для обсуждения: Вопрос канона в китайской живописи и изменения в живописных жанрах. Влияния европейской культуры на китайскую. Темы докладов: 1. Основные архитектурные памятники периода династии Мин (1368-1644) 2. Особенности архитектура Цин (1644-1912) на примере основных построек 3. Особенности школ живописи «Ортодоксальная» и «Вэньжэньхуа» периода Цин. 4. «Восемь эксцентриков их Янчжоу». 5. Творчество Ци Байши (1864 — 1957) 6. Экспортное китайское искусство в XVIII в.: специфика образного ряда. Алферова Н.В. 2.5. Характерные черты художественной культуры Кореи и Японии в Средние века. - Культура и искусство Кореи в IV-VII вв. в трех независимых государствах Когурё, Пэкче и Силла. Влияние даосизма, конфуцианства и буддизма на художественную культуру региона. Расцвет архитектуры: храмовые и дворцовые комплексы; буддийские комплексы. Культура объединенного государства Силла в VIII- IХ вв.: культурные связи с Китаем, Японией, странами Центральной Азии, Индией и Ираном. Стилевые особенности корейской скульптуры. Культура Японии с VI - Х II вв. периодов Асука, Нара и Хэйан. Развитие буддийского искусства. Влияние китайского искусства эпохи тан на искусство Японии. Храмовая архитектура и скульптура: стилистическая характеристика. Эзотерическая буддийская скульптура и живопись периода Хэйан. Формирование национальных характеристик японского искусства. - Культура Кореи периода Корё (X-XIV вв.). Светская и культовая архитектура периода Корё: появления малых форм архитектуры; дворцовые комплексы; усыпальницы; стилистика корейских пагод. Открытие придворной Академии художеств (1392 г.) в Корее и формирование системы жанров живописи. - Японская культура периода Камакура. Появления портретного жанра в скульптуре и живописи. Распространение буддизма Дзэн и его влияние на изобразительные искусства. Культура Муромати. Новые градостроительные задачи, изменения в архитектурной эстетике, искусство японского сада. Значение монохромной живописи (“суми-э” и школы Кано) и ее последующее влияние на развитие художественной культуры Японии. Особенности культуры периода Момояма: развитие видов искусства, оформлявших чайную церемонию. Образование школы Римпа в Киото, сближение станкового и монументального декоративно-прикладного искусства. Последующее развитие японской культуры в периоды Эдо и Мэйдзи. Роль китайской традиции в формировании направления «бундзинга» (школы Нанга) в Японии. Изменения визуального восприятия японской гравюры в XVIII в.: значение многоцветной печати. Новые сюжеты в изобразительном искусстве Китая и Японии в XIX в. Новые тенденции в декоративно-прикладном искусстве. Искусство укиё-э и его социальные основы. Искусство периода Мэйдзи. Развитие и значение японской графики. Взаимовлияния японской и западной культуры в конце XIX- нач. ХХ века. Алферова Н.В. Семинар 2.5. Особенности развития искусств Кореи и Японии до ХХ в. Вопросы для обсуждения: Светская и культовая архитектура стран. Особенности развития декоративно-прикладного искусства Кореи и Японии XV-XIX вв. Стили японской живописи. Темы докладов: 1. Культовая архитектура периода Корё. 2. Новые градостроительные задачи периода Муромати. 3. Живопись школы Кано. 4. Крупнейшие мастера укиё-э 5. Формирование истории японского искусства в период Мэйдзи.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Визуальные тесты по материалам лекций
    В конце каждого раздела студент должен пройти тест. Тесты выполняются на семинарах и состоят из 10 визуальных картинок.
  • неблокирующий Доклад на семинаре
    Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. В случае пропуска семинара по уважительной причине (преподаватель получает уведомление из Учебного офиса), на котором студент должен представить доклад, дата выступления с докладом согласуется с преподавателем или куратором курса. Также студенту может быть предложено выполнить другое задание или сдать доклад в письменном виде, чтобы получить оценку по данному типу контроля. При отсутствии уважительной причины студент получает «0» по данному типу контроля. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке. Тема доклада утверждается до 12 апреля 2021.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе представляет собой самостоятельную письменную работу студента на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Эссе должно содержать четкое авторское понимание смысла темы эссе. Студент должен выбрать и обозначить научную область (области), в рамках которой (которых) будет написано эссе, использовать соответствующие научные понятия и термины, сформулировать выводы. Тема эссе утверждается до 19 апреля 2021. Дедлайн сдачи работы в электронном виде: 22.00, 01 июня 2021.
  • неблокирующий Экзамен
    Письменный экзамен – 1 час 30 минут. Задание, предлагаемое на экзамене, состоит из одного вопроса (примерный перечень указан в программе дисциплины), за развернутый ответ на который выставляется максимальная оценка 10 баллов и 10 вопросов в форме теста: 5 визуальных картинок и 5 терминов, - за ответы на которые выставляется максимальная оценка 10 баллов (1 правильный ответ – 1 балл). Оценка за первую часть экзамена (развернутый ответ на вопрос) снижается за искажение фактов, неполное раскрытие темы вопроса, бессистемное изложение, некорректные формулировки, неверные ответы на вопросы, неправильное раскрытие содержания предложенных терминов и названий. Оценка за экзамен считается по формуле: 1 часть (развернутый ответ на один вопрос) 50% + тест 50%. Максимальная оценка =10 баллов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Визуальные тесты по материалам лекций + 0.25 * Доклад на семинаре + 0.25 * Экзамен + 0.25 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ahlund, M., & Ådahl, K. (2000). Islamic Art Collections : An International Survey. Routledge.
  • Bloom, J. (2016). Early Islamic Art and Architecture. Routledge.
  • Fang, L., & Fang, L. (2019). Chinese Buddhism and Traditional Culture. Routledge.
  • Rosen-Ayalon, M. (2006). Islamic Art and Archaeology in Palestine. Routledge.
  • Woodfield, R. (2001). Art History As Cultural History : Warburg’s Projects. Routledge.
  • Ванюшкина Л. М., Тихомиров С. А., Куракина И. И., Дмитриева Л. В. - ИСТОРИЯ ИСКУССТВ. ЭПОХИ И ОБРАЗЫ. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 538с. - ISBN: 978-5-534-07165-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-iskusstv-epohi-i-obrazy-441304
  • Флиттнер Н. Д. - КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ДВУРЕЧЬЯ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 336с. - ISBN: 978-5-534-05857-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kultura-i-iskusstvo-dvurechya-410475

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Деменова В. В. - ДОИСЛАМСКОЕ ИСКУССТВО ИНДИИ. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 141с. - ISBN: 978-5-534-08216-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/doislamskoe-iskusstvo-indii-438582
  • Денике Б. П. - АРХИТЕКТУРА ЯПОНИИ. ЯПОНСКАЯ ЦВЕТНАЯ ГРАВЮРА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 194с. - ISBN: 978-5-534-11699-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/arhitektura-yaponii-yaponskaya-cvetnaya-gravyura-445919
  • Малинина Е. Е. - КУЛЬТУРА ЯПОНИИ. ИСКУССТВО БУДДИЗМА ДЗЭН 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 260с. - ISBN: 978-5-534-08183-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kultura-yaponii-iskusstvo-buddizma-dzen-442240