Бакалавриат
2020/2021
Теория отраслевых рынков
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Экономика)
Направление:
38.03.01. Экономика
Кто читает:
Департамент экономики
Где читается:
Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
64
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 38.03.01 "Экономика", изучающих дисциплину "Теория отраслевых рынков".
Цель освоения дисциплины
- Углубление представлений студентов о функционировании рынков, целях, задачах и роли государства в регулировании рынков, в рамках подготовки выпускников к аналитической, научно-исследовательской и деятельности.
- Формирование навыков теоретического анализа путем решения задач и анализа реальных или стилизованных ситуаций и эмпирических данных по рынкам.
Планируемые результаты обучения
- Знает основные понятия, категории и инструменты дисциплины
- Обобщает и критически оценивает результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями
- Демонстрирует умение представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада
- Готовит аналитические материалы для оценки моделирования реальных экономических ситуаций
- Выбирает методы для решения поставленных задач, обосновывает полученные выводы
- Анализирует и использует различные источники информации для проведения экономических расчетов
- Умеет пользоваться современными техническими средствами для решения поставленной задачи.
- Способен проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой
Содержание учебной дисциплины
- Что такое организация отраслевых рынков?Фирма. Структура курса. Что определяет границы «отрасли»? Примеры рыночной власти и изучаемые вопросы. Максимизируют ли фирмы прибыль? Что определяет границы фирмы? Почему фирмы отличаются друг от друга?
- Монополия и регулированиеМонополия. Регулирование. Ключевые ресурсы и цена доступа.
- Олигополистическая конкуренцияЦеновая и неценовая конкуренция. Модели Бертрана. Ценообразование в условиях ограничения по мощности. Модели Курно. Сравнительная статика. Модель Крепса-Шейнкмана.
- СговорПовторяющиеся взаимодействия и устойчивость сговоров. Ценовые войны. Факторы, способствующие сговору. Государственная политика.
- Рыночная структура и рыночная властьКонцентрация и рыночная власть: теория. Концентрация рынка и рыночная власть: эмпирические оценки. Поведение и рыночная власть: эмпирические оценки.
- Ценовая дискриминацияВиды ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация третьей степени. Нелинейное ценообразование. Вариативный подход, пакетирование и другие формы классификации потребителей. Законна ли ценовая дискриминация? Должна ли она быть законной?
- Вертикальные связиДвойная наценка и двухставочные тарифы. Конкуренция розничных торговцев. Внешние эффекты инвестиций. Косвенный контроль. Конкуренция производителей. Законны ли вертикальные ограничения? Насколько они необходимы?
- Дифференциация продуктаГоризонтальная дифференциация, вертикальная дифференциация и подход выделенных характеристик. Дифференциация продукта и рыночная власть.
- РекламаПозиционирование продукта. Неполная информированность и издержки переключения. Информирование, увещевание, сигнализирование. Интенсивность рекламы. Ценовая конкуренция и реклама.
- Монополистическая конкуренция
- Издержки входа, структура рынка и благосостояниеСтоимость входа и структура рынка. Эндогенные и экзогенные затраты на вход. Свободный вход и общественное благосостояние.
- Стратегическое поведение, вход и выходСдерживание входа. Хищничество. Слияния и поглощения.
- Эмпирическое исследование рынковОценивание спроса. Параметрическое оценивание кривых спроса и предложения при заданных гипотезах о форме кривых и толчках рынка. Оценка рыночной власти.
- Сети, стандарты, инновацииОжидания потребителей и критическая масса. Зависимость от избранного пути. Чрезмерная инертность и чрезмерная импульсивность. Совместимость. Государственная политика. Исследования и разработки (НИОКР) Структура рынка и стимулы для НИОКР. Динамика конкуренции в области НИОКР. Государственная политика.
Элементы контроля
- контрольная работа 1
- контрольная работа 2
- экзаменЭкзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе Zoom. К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу Zoom, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться листами А4. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.275 * контрольная работа 1 + 0.275 * контрольная работа 2 + 0.45 * экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Розанова Н. М. - ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 314с. - ISBN: 978-5-534-01824-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-otraslevyh-rynkov-v-2-ch-chast-2-434202