• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Семиотика культуры

Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 3-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс знакомит студентов филологов с семиотикой – наукой о знаках - и её основными представителями, теоретиками и практиками (Р. Барт, Тартуская школа семиотики). Курс предлагает введение в проблематику знака и знаковых систем, обсуждая проблемы коннотации и денотации, а также представления об естественном языке в широкой перспективе систем знаковой деятельности. Курс также затрагивает проблемы мимесиса и семиозиса в рамках знаковых систем.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать студентам теоретическое понятие о семиотике как этике коммуникации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент обладает знаниями о соотношениях коммуникации и знаков, студент имеет представление о конструировании знака и способен разотождествить знаки и сигналы, а также знаки индивидуального опыта и институциональные знаки.
  • Студент знает различные виды знаков и умеет аргументированно обосновать определение знака в осмыслении Соссюра, владеет основной терминологией и теоретическими знаниями.
  • Студент способен осмыслять многоуровневые знаковые конструкции, студент понимает различия между денотацией и коннотацией, а также способен видеть практические импликации в современном мире.
  • Студент овладевает представлениями о двойном процессе означивания, а также специфике языкового высказывания в его соотнесённости с художественной функцией. Студент способен сформулировать теоретическое и практическое видение проблемы.
  • Студент получает представление о специфике семиозиса и о системе кодов в повествовательном тексте. Студент овладевает терминологией, требуемой для глубокого теоретического осмысления постулированных проблем знакопорождения.
  • Студент получает представление о понятии "эффекта реальности" и его соотнесённости с семиотической проблематикой. Студент способен формулировать и анализировать проявления телесного миметизма в художественном тексте и делать филологически актуальные выводы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Коммуникация и знаки
    Коммуникация и знаки. Возможность незнаковой коммуникации (в технике и человеческих отношениях) и знаковой деятельности без коммуникации (например, рамках «уликовой парадигмы» или в теории внутреннего знака как когнитивного средства). Конструирование понятия знака: знак в отличие от сигнала, знаки индивидуального опыта в отличие от институциональных знаков
  • Конструирование понятия знака
    Конструирование понятия знака (продолжение). Три вида знаков и преимущественная роль знаков-символов в нашей культуре. Двоичные и троичные схемы знака. Дематериализованное, чисто психическое определение знака в семиотике Соссюра, позволяющее создать структурную теорию знака как чистой игры различий. Систем-ный характер «соссюровских» знаков и основные операции с ними (селекция и комбинация). Стоимость знаковой деятельности и ее сокращение в высоко абстрактных системах, где носителями значения служат минимальные элементы и различия.
  • Вторичные процессы смыслообразования
    Денотация и коннотация, многоуровневые знаковые конструкции. Коннотативные процессы в смешанных (иконико-символических) знаковых си-стемах. Сила и опасность коннотации. Коннотация как носитель власти, социального внушения, мистификации; ее использование в идеологии, пропаганде. Коннотация как средство игры со знаками; ее применение в художественном творчестве.
  • Естественный язык в системе знаковой деятельности
    Его специфические свойства: двойное членение речи, двойной процесс означивания. Художественная (поэтическая) функция в ряду других функций языкового высказывания. Связь поэтической функции с повторением, с подавлением референциальной информации. Два культурных механизма, по-разному применяющих этот процесс: массовое производство/потребление «одноразовых» текстов или углубленное перечитывание и комментирование одних и тех же текстов. Два типа культур, соответствующих этим механизмам, их сильные и слабые стороны.
  • Многокодовая структура культуры и художественного текста
    Минимальный набор кодов, сочетающихся в повествовательном тексте. «Чужие» коды в тексте; интертекстуальное взаимодействие как обмен кодами, а не отдельными элементами. Неравномерная условность при включении текста в текст; различные формы сочленения текстов. Культура как открытый семиозис, исчезновение отдельных и стабильных знаков в таком семиозисе.
  • Миметические процессы, поддерживающие и ограничивающие семиозис
    «Эффект реальности» - точка соприкосновения этих двух начал. Телесный миметизм и его воссоздание в тексте, когда знаковая коммуникация преодолевает сама себя.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной темы (содержит несколько сформулированных вопросов) по материалам лекционных занятий.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (собеседование по материалам курса: с каждым студентом обсуждается та или иная тема из программы по более конкретным вопросам экзаменатора). Экзамен проводится на платформе Zoom. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. За два дня до экзамена студентам предлагается составить и прислать преподавателю примерное расписание ответов, исходя из средней длительности ответа 15 минут. Для участия в экзамене студент должен присоединиться к сессии согласно расписанию, за 10-15 минут до окончания предыдущего ответа (в случае отставания экзамена от графика время явки корректируется; допустимы замены очередности, при условии что они не будут нарушать непрерывный ход экзамена), при ответе включить камеру и микрофон; экзаменатор может попросить студента предъявить удостоверяющий личность документ с фотографией. Во время ответа студентам запрещено выключать камеру, пользоваться печатными источниками, конспектами и подсказками, а также дополнительными девайсами и экранами (окнами). Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене и должен подать заявление в учебный офис о пересдаче по техническим причинам.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.7 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Lotman, I. M., Clark, W., & Grishakova, M. (2009). Culture and Explosion. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=302897
  • Философия. Язык. Культура: Монография / Д.А. Силичев; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 311 с.: 60x88 1/16. - (Научная книга). (обложка) ISBN 978-5-9558-0331-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/424190

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Johansen, J. D., & Larsen, S. E. (2002). Signs in Use : An Introduction to Semiotics. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=136373
  • Махортова, О. (2010). Семиотика Культуры В Работах Б. Успенского. Аналитика Культурологии, (18). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14478576