Бакалавриат
2020/2021
Когнитивная лингвистика
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
2-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Гаспаров Борис Михайлович,
Москвина Анна Денисовна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Курс предлагает обзор разнообразных идей и методов, возникших в лингвистике в последние 40 лет, которые объединяет подход к языку как репрезентации мыслительных процессов (таких как память, ассоциативное и прототипическое мышление, отнесение содержания к контексту).
Цель освоения дисциплины
- Познакомить студентов с когнитивной лингвистикой в соотношении с более традиционными моделями, ориентированными на структуру языка (структурная лингвистика, генеративная грамматика).
Планируемые результаты обучения
- Студент ориентируется в основных концепциях, связанных с когнитивным подходом
- Студент умеет анализировать языковой материал с применением методов когнитивного анализа
Содержание учебной дисциплины
- Когнитивный принцип в изучении языка.Языковая структура и языковое употребление.
- Грамматика конструкцийСкалары.
- Языковая память.Два типа языковой памяти. Модели усвоения языка: правило и запоминание
- Теория протипов.Прототипы и граматика. Анализ: употребление видов в русском языке
- Прототипические аналогии и "семейное сходство"Ассоциативный словарь русского языка
- Рамочная семантика."Насыщенное описание" значения. Анализ.
- Интертекстуальность в повседневном языке.Коммуникативный фрагмент
- Концептуальная метафораУниверсальность и вариативность. Вопрос о биокинетической основе метафоры.
- Ментальное пространство.Визуальный аспект языкового значения
- "Больше, чем холодный разум"Когнитивное пространство языка. Метафора и идеология.
Элементы контроля
- Домашняя работаЧтение статей по предложенным темам, подготовка не менее трех вопросов к прочитанной статье для обсуждения на занятиях.
- Исследовательский проектПредставляет собой самостоятельное внеаудиторное исследование студента по одной из предложенных тем. Результаты индивидуального проекта представляются в виде доклада на одном из семинаров. Доклад не должен занимать более 10-12 минут. В конце доклада студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям.
- ДокладПредставляет собой самостоятельное внеаудиторное исследование студента по одной из предложенных тем. Результаты индивидуального проекта представляются в виде доклада на одном из семинаров. Доклад не должен занимать более 20-25 минут. В конце доклада студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям.
- ЭкзаменЭкзамен представляет собой выполнение студентом письменной исследовательской работы, объемом 15 000–20 000 знаков. Выполняется студентом внеаудиторно по одной из предложенных тем. Источники подбираются студентом самостоятельно
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.2 * Доклад + 0.2 * Домашняя работа + 0.2 * Исследовательский проект + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Dąbrowska, E., & Divjak, D. (2015). Handbook of Cognitive Linguistics. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1000461
- Арнольд И.В. - Основы научных исследований в лингвистике - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 176с. - ISBN: 978-5-9765-2964-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/102543
Рекомендуемая дополнительная литература
- Fuchs, Z., Gries, S. T., & Brdar, M. (2011). Cognitive Linguistics : Convergence and Expansion. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=401190
- Langacker, R. W. (2009). Investigations in Cognitive Grammar. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=293690