• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Лингвистическая типология

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 42

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен ознакомлению слушателей с наиболее релевантными сходствами и различиями, существующими между языками, и их объяснением. В ходе занятий студенты обучаются работе с понятийным аппаратом лингвистической типологии, а также рассматривают различные типологические особенности, характерные для разных языков мира.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение понятийным аппаратом лингвистической типологии
  • Рассмотрение фонологических, морфологических, синтаксических и лексических особенностей, характерных для языков мира
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент формулирует цели и задачи лингвистической типологии.
  • Студент применяет правила построения выборок
  • Студент называет и характеризует основные типологические классификации.
  • Студент формулирует основные параметры морфологической типологии.
  • Студент анализирует основные параметры классификации лингвистических универсалий.
  • Студент объясняет основные испликации и иерархии лингвистической типологии
  • Студент интерпретирует основные типологические критерии маркированности.
  • Студент называет принципы экономии и иконичности.
  • Студент объясняет наиболее важные параметры типологического варьирования, связанного с порядком слов.
  • Студент характеризует основные стратегии кодирования ядерных актантов.
  • Студент интерпретирует основные понятия, связанные с грамматикализацией.
  • Студент выделяет принципы лексической типологии.
  • Студент формулирует принципы фонологической типологии.
  • Студент воспроизводит типологические тенденции, связанные с языковыми контактами.
  • Студент выделяет типологические параметры, релевантные для усвоения первого и второго языка
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Лингвистическая типология: введение
    Цели и задачи лингвистической типологии. Предмет и объект дисциплины. Материал типологических исследований. Описательная и объяснительная типология.
  • Проблема выборки.
    Различные типы выборок. Стратегии формирования выборки.
  • Типологические классификации
    История типологических классификаций. Морфологические классификации в XIX веке. Классификации Э. Сэпира и Дж. Гринберга. Эволюционный компонент в первых типологических классификациях.
  • Морфологическая типология
    Критерии флективности и агглютинативности. Релевантность понятий флективности и агглютинативности в современной типологии.
  • Лингвистические универсалии
    Определение лингвистических универсалий. Классификация универсалий. Объяснение универсалий.
  • Импликации и иерархии
    Импликации как особый тип универсалий. Иерархии как цепочки универсалий. Важнейшие типологические иерархии.
  • Маркированность
    Критерии маркированность в типологии. Маркированность по У. Крофту. Релевантность понятия маркированности.
  • Принципы экономии и иконичности
    Связь принципов экономии и иконичности с представлением языка как кода. Иконичность как свойство языкового знака. Маркированность как проявление иконичности.
  • Типология порядка слов
    Порядок слов и порядок составляющих. Порядок слов в терминах вершин и зависимых. Наиболее важные классификации по порядку слов в типологии и их корреляции.
  • Ядерные актанты
    Обоснования возможных стратегий кодирования ядерных актантов. Эргативная и аккузативная стратегии. Секундативная и индирективная стратегии.
  • Общие проблемы диахронической типологии
    Разграничение синхронической и диахронической типологии. Практическое применение диахронической типологии. Теория грамматикализации.
  • Лексическая типология
    Задачи лексической типологии. Проблемы денотата. Проблемы, возникающие в результате межъязыкового сопоставления значений. Современный исследования по лексической типологии.
  • Фонологическая типология
    Типология вокалических систем. Типология консонантных систем. Типологические особенности фонотактики. Просодическая типология. Диахроническая морфологическая типология.
  • Ареальная типология
    Принципы ареальной типологии. Ограничения на результаты языковых контактов. Ареальная типология и проблема выборки. Частотность заимствований языковых явлений.
  • Типология и изучение языка
    Типологические особенности в усвоении родного языка. Типология и усвоение иностранного языка.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Выполняется письменно, не разбивается на варианты и состоит из небольших упражнений, проверяющих усвоение материала семинаров. Направляется студентам по электронной почте. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Выполняется письменно дистанционно без вариантов. Задания для контрольной работы разработаны на основе пройденного материала. Выполненные задания в сфотографированном виде направляются преподавателю по электронной почте до заданного дедлайна.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится письменно дистанционно, состоит из письменных ответов на 5 вопросов. Вопросы составлены на основе пройденного материала, Преподаватель направляет студентам по почте материалы. Ориентировочны объем ответа - 0,5 страницы А4 на вопрос. Выполненные задания направляются преподавателю по электронной почте до заданного дедлайна.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.15 * Аудиторная работа + 0.2 * Домашнее задание + 0.3 * Контрольная работа + 0.35 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Velupillai, V. (2012). An Introduction to Linguistic Typology. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=473816
  • Шафиков С.Г. - Лингвистическая типология в комментариях и извлечениях: учеб.пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 150с. - ISBN: 978-5-9765-4059-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/116114

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Timberlake, A., Nichols, J., Peterson, D. A., Bickel, B., & Grenoble, L. A. (2013). Language Typology and Historical Contingency : In Honor of Johanna Nichols. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=668042