• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Социальная история Византийского мира

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (История)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках дисциплины “Социальная история византийского мира” рассматривается социальная история Восточной Римской (Византийской) империи и т.н. Byzantine Commonwealth со времени принятия империей христианства в IV в. до падения Константинополя в XV в. Особое внимание будет уделено изучению социальных и экономических тенденций в Восточном Средиземноморье, а также социальным, религиозным и культурным институтам и различным аспектам византийской истории и культуры. Для освоения данной учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: знание истории древнего мира и средних веков, в частности, истории Древней Греции, Древнего Рима и Византии на уровне программы средней общеобразовательной школы; знание истории мировой художественной культуры на уровне программы средней общеобразовательной школы; понимание языка научной и учебной литературы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов представления о важнейших сторонах цивилизации Византии, ее исторических достижениях и историко-культурном наследии.
  • Формирование у студентов комплекса знаний о Византии в контексте истории поздней античности и истории средних веков в целом, об этапах и конкретных формах синхронизированного развития Византии и стран византийского мира в их цивилизационном единстве.
  • Выработка у студентов навыков и умений, необходимых для проведения исследований в области исторических и филологических дисциплин, и способности к критическому, научному подходу к явлениям прошлого.
  • Формирование у студентов умения работать с византийскими историческими источниками, навыков междисциплинарного анализа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент овладевает культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, связанной с ключевыми проблемами истории Византии.
  • Студент учится выявлять научную сущность проблем в профессиональной области.
  • Студент овладевает способностью логически верно, аргументировано и ясно ставить проблемы и искать их решение на основе источников и научной литературы.
  • Студент учится работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)
  • Студент развивает способность работать с информацией из различных типов и видов исторических источников.
  • Студент учится использованию иностранного языка для поиска и анализа иностранных источников информации
  • Студент овладевает способностью осваивать специальную литературу на нескольких иностранных языках.
  • Студент учится читать и понимать исторические источники, написанные на одном из древних языков
  • Студент овладевает способность ориентироваться в культурно-историческом наследии прошлого.
  • Студент учится понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе
  • Студент овладевает готовностью и способностью общаться с представителями других культур.
  • Студент учится разбираться в подходах к изучению византийской истории, существующих научных школах и может выявлять по текстам историков принадлежность их к научным школам.
  • Студент развивает осознание социальной значимости своей профессии, мотивацию к выполнению профессиональной деятельности.
  • Студент учится анализировать содержание исторических источников разных видов, обладает навыками критики источника, может дать описание источника, выявить основные смысловые позиции источника, сделать конкретные и обобщающие выводы.
  • Студент развивает способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы.
  • Студент учится работать с иностранной литературой по проблемам византинистики, умеет анализировать текст на иностранном языке, находить необходимую информацию для работы на практических занятиях, обладает навыками работы с исследовательской литературой по дисциплине на иностранных языках.
  • Студент учится понимать, критически анализировать и использовать историческую информацию.
  • Студент развивает способность к использованию специальных знаний, полученных в рамках образовательной траектории.
  • Студент учится правильно и точно перевести текст источника с одного из древних языков, выявляет нужную историческую информацию из источника с древнегреческого или латинского языка.
  • Студент развивает способность к разработке и научно-информационному обеспечению историко-культурных проектов.
  • Студент осмысляет содержание и конкретные формы культурно-исторического наследия изучаемой исторической эпохи; умеет анализировать функционирование этого наследия в последующие исторические эпохи. Знает историю изучаемых исторических эпох и определяет специфику византийской цивилизации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общество и экономика поздней Римской империи. Общие проблемы истории Византии.
    Кризис III века. Диоклетиан. Поздняя империя. Поздняя античность и ранняя Византия, Byzance après Byzance, «Византийское содружество наций». Специфика византийской цивилизации: роль императора, Церкви, Константинополя. Византия как христианская империя. Византия между Востоком и Западом. Византийское наследие и его рецепция. История византинистики.
  • Трансформация империи в IV в. Константин Великий.
    История ранней Византии IV–V вв. Феномен Константина. Начало веротерпимости при Константине. Миланский Эдикт. Христианство как religio licita. Тринитарные споры. Первый Вселенский собор в Никее. Победа над арианством. Указы Константина, обеспечивавшие привилегированное положение христианства в империи. Константиновские реформы. Наследники Константина. Афанасий Александрийский. Великие каппадокийцы.
  • История Византии IV–V вв. Разделение империи и падение Запада. Вселенские соборы
    Временная измена империи христианству: Юлиан Отступник и реставрация «отеческих нравов». Возобновление союза империи и церкви. Феодосий Великий — объединитель и разъединитель империи. Константинопольский собор 381 г. Никео-Константинопольский Символ веры. Христологические споры. Великие Отцы церкви на Западе. Организационное укрепление римской церкви. Христианское монашество. Последние века римского язычества. Борьба вокруг Алтаря Победы. Окончательное торжество христианства в империи. Культура "последнего века": историки, поэты, философы и учителя. Судьба Западной Римской империи. «Германский кризис». Рим и германцы. Великое переселение народов. Падение Западной Римской империи. Династия Феодосия и сложение византийской цивилизации. Кризис престолонаследия и церковная легитимация власти. Великое переселение народов и кризис империи во 2 пол. IV в. Церковь, православие, ересь в IV–V вв. Вселенские Соборы.
  • История Византии VI–VII вв. Юстиниан Великий.
    История ранней Византии VI–VII Юстиниан и renovatio imperii. Юстиниан как политик, стратег, законодатель, строитель и богослов. Концепция «симфонии» и проблема цезарепапизма. Преемники Юстиниана и кризис кон. VI в.
  • Византийские «темные века».
    Эра Ираклия: «христианская империя» и конец Римской империи. Победа над Персией и поражение от арабов. Кризис позднеантичной экономики. Конец христологических споров и распад христианской ойкумены. «Темные века» или переходный период? Кризис империи на Востоке и на Западе. Конец династии Ираклия и кризис нач. VIII в. Исаврийская династия и византийская «реконкиста». Административная реформа: фемы и епархии. Феномен иконоборчества: проблема иконопочитания, восточное влияния, император как глава Церкви. Восстановление иконопочитания и конец Исаврийской династии. Византия, Болгария и славяне. Монашеская оппозиция. «Второе иконоборчество». Аморийская династия. Феофил — герой или антигерой? Византийская пропаганда и контрпропаганда. Победа иконопочитателей и конец Аморийской династии.
  • Македонская династия и "кризис XI века"
    Македонская династия. Василий Iи создание новой династии. «Византийский ренессанс». «Исправление древних законов» и Василики. Новая «симфония». Лев VI и тетрагамический кризис. Роман Лакапин, Симеон и начало второй «византийской реконкисты». Начало феодализации, возникновение фамилий и «борьба за стратиота». Интеллектуалы и воины у власти: от Константина Багрянородного до Иоанна Цимисхия. Василий II. Византия и Русь. Конец Македонской династии.
  • Трансформация византийского общества при Комнинах и Ангелах.
    Аристократы у власти и начало кризиса. Катастрофа при Манцикерте и «сужение» империи. Богословские споры вовне и внутри. Алексей Комнин и начало новой династии. Крестоносцы и Византия: политика и культура.
  • Четвертый крестовый поход и падение Константинополя.
    Преемники Алексея. Катастрофа при Мириокефале и «начало конца». Эпоха «ок. 1200 г.». Падение Константинополя и итог средневизантйиского периода. Никейская империя, Трапезундская империя, Эпирский деспотат.
  • Социальная история империи и стран "Византийского содружества" в палеологовский период.
    Поздневизантийский период и византийские «империи». Никея и удача Михаила VIII. Династия Палеологов. «Палеологовский ренессанс». Византия, латиняне и славяне. Приход турок-османов. Богословские споры и политический кризис. Византия между «чалмой и тиарой»: уния и унии. Тимур и «спасение» Византии. «Сжатие» до столицы. Мехмет II и конец тысячелетней империи. Политическое и культурное наследие Византии.
  • Византийская культура, идейный и духовный мир.
    Византийская культура и ее специфика. История византийской архитектуры: базилика, центрический храм, «купольная базилика», крестово-купольный храм, светское зодчество. История византийской живописи: мозаики, фрески, иконы, миниатюры. История византийской литературы: богословие, агиография, гимнография, гомилетика, светская проза и поэзия.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирует часть оценки/расчета Аудиторная работа на семинарах
    В ходе работы на семинарах студент должен продемонстрировать знание содержания обязательной для прочтения к соответствующему занятию литературы – он должен быть готовым ответить на вопросы по содержанию прочитанной литературы. Кроме того, студент должен показать умение обобщать и критически анализировать прочитанное. Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях в зависимости от посещаемости, конструктивной активности, качества (точности и полноты) выполнения аудиторных заданий. Накопленную оценку по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях и самостоятельную работу преподаватель выставляет в рабочую ведомость.
  • блокирует часть оценки/расчета Аудиторная работа
    В ходе работы на семинарах студент должен продемонстрировать знание содержания обязательной для прочтения к соответствующему занятию литературы – он должен быть готовым ответить на вопросы по содержанию прочитанной литературы. Кроме того, студент должен показать умение обобщать и критически анализировать прочитанное. Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях в зависимости от посещаемости, конструктивной активности, качества (точности и полноты) выполнения аудиторных заданий. Накопленную оценку по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях и самостоятельную работу преподаватель выставляет в рабочую ведомость.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Устный экзамен составляет 50% итоговой оценки.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Brandt, J. R., Hagelberg, E., Bjørnstad, G., & Ahrens, S. (2017). Life and Death in Asia Minor in Hellenistic, Roman and Byzantine Times : Studies in Archaeology and Bioarchaeology. Oxford: Oxbow Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1471690
  • Cameron, A. (2014). Byzantine Matters. Princeton, New Jersey: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=672416
  • El-Cheikh, N. M. (2004). Byzantium viewed by the Arabs. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsndl&AN=edsndl.oai.union.ndltd.org.OCLC.oai.xtcat.oclc.org.OCLCNo.492669917
  • Freeman, C. (2003). Heraclius, Emperor of Byzantium (Book). History Today, 53(10), 60. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=11021825
  • Garland, L. (1999). Byzantine Empresses : Women and Power in Byzantium AD 527-1204. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=60534
  • Geanakoplos, D. (1975). Donald M. Nicol. The Last Centuries of Byzantium, 1261-1453. New York: St. Martin’s Press. 1972. Pp. xii, 481. $14.95. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FEC6637
  • Haldon, J. F. (1990). Byzantium in the Seventh Century : The Transformation of a Culture. Cambridge [England]: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2403
  • Haldon, J. F. (2010). The Palgrave Atlas of Byzantine History. Basingstoke: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=349921
  • Harris, J. (2007). Constantinople : Capital of Byzantium. London: Bloomsbury UK. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=343907
  • Harris, J. (2014). Byzantium and the Crusades (Vol. Second edition). London, England: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=831247
  • Herrin, J. (2007). Byzantium : The Surprising Life of a Medieval Empire. Princeton: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1490839
  • James, L. (2010). A Companion to Byzantium. Chichester, West Sussex, U.K.: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=310722
  • Jeffreys, E. (2016). Rhetoric in Byzantium : Papers From the Thirty-fifth Spring Symposium of Byzantine Studies, Exeter College, University of Oxford, March 2001. Oxon, OX: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1552664
  • Kaegi, W. E. (2002). Church and Society in Byzantium under the Comneni, 1081-1261 (Book). Journal of Near Eastern Studies, 61(4), 293. https://doi.org/10.1086/469053
  • Kaldellis, A. (2007). Hellenism in Byzantium : The Transformations of Greek Identity and the Reception of the Classical Tradition. Cambridge, UK: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=220339
  • Littlewood, A. R. (2003). The Economic History of Byzantium from the Seventh through the Fifteenth Century. Edited by Angeliki E. Laiou. Dumbarton Oaks Studies 39. Washington, DC, 2002. 3 vol. Pp. viii, vi, vi, 1205. $180.00. The Journal of Economic History, (04), 1149. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.jechis.v63y2003i04p1149.1150.21
  • Louth, A. (2013). Byzantium in the Iconoclast Era c. 680-850: A History. By LESLIE BRUBAKER and JOHN HALDON. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AC128FDF
  • Macrides, R. (2016). History As Literature in Byzantium : Papers From the Fortieth Spring Symposium of Byzantine Studies, University of Birmingham, April 2007. [Place of publication not identified]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1432520
  • Magdalino, P. (2003). Byzantium in the Year 1000. Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=167210
  • Milena Dobreva, & Serguey Ivanov. (n.d.). Medieval Slavic World: Byzantium and the Slavs in the 9th century AD’. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8A96028A
  • Neville, L. A. (2012). Heroes and Romans in Twelfth-Century Byzantium : The Material for History of Nikephoros Bryennios. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=480317
  • Ousterhout, R. G., & Wescoat, B. D. (2012). Architecture of the Sacred : Space, Ritual, and Experience From Classical Greece to Byzantium. New York: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=435259
  • Papaioannou, S. (2013). Michael Psellos : Rhetoric and Authorship in Byzantium. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=569188
  • Smith, W. R. (2011). The Oxford History of Byzantium. Comparative Civilizations Review, (65), 128–129. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=sih&AN=69849544
  • Smythe, D., & Marciniak, P. (2016). The Reception of Byzantium in European Culture Since 1500. Farnham, Surrey: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1062493

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. В 2 т.. Т.1: Раннее христианство. Византия, ,