• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

История литератур Европы и США

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «История литератур Европы и США» знакомит слушателей с целым рядом ключевых проблем, жанров и произведений итальянской, французской, английской, немецкой и американской литературы с XIV по XX вв. В результате прохождения курса у студентов формируется широкое представления об историко-литературном процессе и принципах его описания.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить слушателей с ключевыми проблемами истории западных литератур Нового времени;
  • Сформировать навыки артикулированного применения исторических и теоретических знаний в области литературоведения к анализу основополагающих и наиболее репрезентативных литературных текстов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Дает характеристику существующей периодизации литературного процесса Запада, демонстрируя навыки критического мышления и понимание методологических основ и ограничений этой периодизации.
  • На материале творчества конкретных авторов и их произведений определяет и критически описывает свойства литературных эпох, направлений и жанров, составляющие предмет изучения и понятийный аппарат истории литератур Европы и США
  • Выявляет сходства и различия в тематике и художественной организации литературных текстов, написанных как в одно время, так и в разные времена, указывая на исторический контекст, в котором проявляются эти сходства и различия
  • Использует навыки внимательного чтения художественного произведения (стихотворного или прозаического, повествовательного, лирического или драматического), позволяющие соотнести текст произведения с категориями истории национальных литератур и исторической поэтики жанров
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • «Комедия» в новеллах: «Декамерон» в истории повествовательных жанров
    История литератур Европы и США: методологическое предуведомление. От Средних веков к Новому времени: культурные коды сменяющихся эпох. Боккаччо и Данте. Бокаччо и Петрарка. О жанре новеллы. Повествовательная структура «Декамерона». Анализ избранных новелл. Родня «Декамерона»: рассказы в рассказах сквозь толщу веков (Дж. Чосер, Э. А. По, Дж. Барт).
  • Чему учиться у художественной литературы: Просветительский проект с XVIII столетия на века
    Возрождение, классицизм, барокко, Просвещение. Остранение в письмах: поэтика эпистолярного романа Монтескье. Дидактизм и вольнодумство: Руссо и Вольтер. Вольтер и Дидро. Робинзон vs. Гулливер. О жанре романа воспитания: «Годы учения» и «Большие надежды». Кейс Гека Финна. Издержки роста: деформации воспитания в ХХ веке (М. Пруст, Т. Манн, У. Голдинг, П. Хёг). Литература и энциклопедизм: случай «Моби Дика».
  • «Вертер» или Стерн? Грани «сентиментализма» и эрозия сюжета в литературной традиции новых и новейших времен
    «Страдания юного Вертера», синдром Дон-Кихота, казус Эммы Бовари и два «Волхва». «А счастье была так возможно»: обрыв сюжета и закрытый финал «Вертера». Проза, любовь и чувствительность. «Сентиментальное путешествие» бедного Йорика: текст, контекст и интертекст. Травелог плюс сантименты: сумма в сюжетосложении. «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена»: сказка про белого бычка. Игра с читателем в долгосрочной перспективе (Л. Стерн, У. М. Теккерей, Дж. Фаулз, И. Кальвино, М. Павич).
  • Почему читателю понравилось бояться? Готическое в прозе XVIII-XX вв.
    Литература, страх и трепет. Жанр готического романа в XVIII в.: литература и рынок. Анна Радклиф vs. Джейн Остен. Знакомое в «Франкенштейне». Г. Уолпол и его замок. Готика без берегов: «Падение дома Ашеров» Э. А. По. Готика и новая неопределенность: «Поворот винта» Г. Джеймса как история то ли с привидениями, то ли без. «Возлюбленная» Т. Моррисон как готический роман и призраки «магического реализма» (Г. Г. Маркес).
  • Исторический роман как матрица европейских и американских идентичностей: от Вальтера Скотта к историографической метапрозе
    «Возлюбленная» Т. Моррисон как исторический роман и проблема «историографической метапрозы». «И тут является сэр Вальтер…»: магия и социология исторического романа в XIX в. «Уэверли, или Шестьдесят лет назад»: поэтика становящейся жанровой формулы и ее производные (В. Скотт, О. Бальзак, А. С. Пушкин). «Вот это убьет то»: исторический переход от Средневековья к Возрождению в «Соборе Парижской богоматери». Гюго – Стендаль – Толстой – С. Крейн: литература и война в XIX в. Хемингуэй – Селин – Мейлер – Воннегут: литература и война в ХХ в. Поэзия и история, метаистория и метапроза: о художественном и нехудожественном вымысле.
  • От «Лирических баллад» до «Дон-Жуана»: английская романтическая поэзия и коллапс жанровых систем
    Паратексты романтизма. Почему Скотт опубликовал «Уэверли» анонимно: об англоязычной поэзии начала XIX в. Вордсворт против поэтического слога. Остранение до остранения: ноль стиля и «пленка привычного» у Вордсворта и Шелли. Человек из Порлока и Шелли против Пикока: концепция вдохновения и «Кубла Хан» С. Т. Кольриджа. Жанровый репертуар на обломках классицизма: тематические разновидности и эпигонство в XIX в. «Чайльд-Гарольд» как лиро-эпическая поэма. О байроническом герое. «Дон-Жуан» и поздний романтизм
  • Идеальное стихотворение в XIX в.: от английских романтиков до французских символистов
    Поэзия, время, пространство: о (не)линейности и (не)переводимости. Дж. Китс «Ода греческой вазе». П. Б. Шелли «К жаворонку». В. Гюго «Сильф». Э. А. По «Ворон». Ш. Леконт де Лиль «Гипатия». Т. Готье «Искусство». Ш. Бодлер «Падаль». А. Теннисон «Тифон». Ж.-А. Рембо «Гласные». П. Верлен «Искусство поэзии». С. Малларме «Гробница Эдгара По». Р. Киплинг «Пыль». Э. Дикинсон «Наш мозг – он шире всех небес У. Уитмен и шаг в XX век. "Листья травы" и "Цветы зла"
  • «Ярость Калибана»: Кто придумал Францию XIX века, кто – Англию, а кто открыл Америку
    Романтизм, реализм, натурализм… Э. Золя и его теория «экспериментального романа»: позитивизм и миметические склонности прозы XIX в.. «Эффект реальности» и система читательских ожиданий: поэтика традиционного романа XIX в. Эпический мегапроект: Бальзак и Данте. Викторианский роман в Англии: Диккенс vs. Теккерей. «Домби и сын»: что такое хорошо, и что такое плохо. Мифы и легенды о «Ярмарке тщеславия». Шедевр из плесени: «Госпожа Бовари» Флобера. Литература США в XIX веке: особый путь?
  • «Ярость Калибана» 2: двоемирие от романтизма к декадансу
    Романтизм, символизм, эстетизм…. Романы романтизма (Новалис, Скотт, Гофман, Мюссе, Дюма-отец, Готорн). Двоемирие в «Золотом горшке». Двойники: от Шекспира до Паланика. «Уильям Уилсон» Э. А. По. Джекил и Хайд. Декаданс как позитивизм «Наоборот»: Бодлер, Гюисманс, Уайльд. «Портрет Дориана Грея»: искусство и мораль – две вещи несовместные. Дориан без ноги (У. Фолкнер «Нога»)
  • Европейская Новая драма между Ибсеном и Беккетом
    Классицизм vs. романтизм в театре: Расин или Гюго? «Пер Гюнт» Х. Ибсена: реванш романтизма, заря Новой драмы. «Хорошо сделанная пьеса» от Скриба до Дюма-сына: формула успеха. Ремейки «Кукольного дома»: что нового в Новой драме? Ремейк 1: хорошо сделанный, «Идеальный муж» (О. Уайльд). Ремейк 2: ибсенизм с социалистическим уклоном («Профессия миссис Уоррен» Б. Шоу). Ремейк 3: продвинутый натурализм А. Стриндберга («Фрекен Юлия»). Ремейк 4: фольклорно-символистский вариант (Г. Гауптман «Потонувший колокол»). М. Метерлинк и аллегория счастья. Эпилог: «Шесть персонажей в поисках автора» Л. Пиранделло как пьеса в пьесе о пьесе, или непреходящий Годо.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Оценка за работу на семинарах (темы 1-5)
  • неблокирующий Оценка за работу на семинарах (темы 6-10)
  • неблокирующий Тестовые задания
    Каждая из 10 тем курса снабжена тестом из 10-20 вопросов. Каждый верный ответ приносит студенту 1 балл. Набранные в ходе выполнения всех тестовых заданий баллы суммируются, и вычисляется процентная доля правильных ответов от общего числа вопросов всех 10 тестов. Округление оценки осуществляется арифметическим способом: так, при 75% правильных ответов выставляется оценка 8 ("отлично"), при 74% - 7 ("хорошо").
  • неблокирующий Свободный форум
    В ходе прохождения курса студенты обмениваются постами на онлайн-форуме на сайте дисциплины на платформе Smart LMS, отвечая на предложенные для обсуждения темы и предлагая свои. Количество постов не ограничивается, а единственное требование к их качеству - релевантность по отношению к тематике курса.
  • неблокирующий Задания на взаимное оценивание
    В продолжение курса студенты выполняют несколько заданий на взаимное оценивание. Каждое задание представляет собой вопрос или тему для мини-эссе, которое необходимо написать в соответствующем разделе на сайте онлайн-курса на платформе Smart LMS. Выполнив само задание, каждый студент должен затем выставить оценку за три работы коллег, которые система предложит автоматически, по нескольким данным в задании критериям.
  • неблокирующий Итоговый тест
    Итоговый тест из 50 вопросов на платформе Smart LMS по расписанию сессии. Продолжительность выполнения теста 60 минут. Экзаменационная оценка не является блокирующей. Следовательно, если студент набрал проходной балл по формуле, исходя из результатов по текущим формам контроля, промежуточная аттестация выставляется по формуле, пересдача не осуществляется.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Задания на взаимное оценивание + 0.2 * Итоговый тест + 0.2 * Оценка за работу на семинарах (темы 1-5) + 0.2 * Оценка за работу на семинарах (темы 6-10) + 0.1 * Свободный форум + 0.2 * Тестовые задания
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Апенко Е.М. - Отв. ред. - ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 418с. - ISBN: 978-5-534-03182-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-zarubezhnoy-literatury-xix-veka-413369
  • Ганин В. Н., Луков В. А. ; Отв. ред. Чернозёмова Е. Н. - ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVII-XVIII ВЕКОВ: ПРАКТИКУМ 2-е изд. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 265с. - ISBN: 978-5-534-06838-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-zarubezhnoy-literatury-xvii-xviii-vekov-praktikum-437773
  • Под ред. Полубояриновой Л.Н., Светлаковой О.А., Чамеева А.А. - ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. СРЕДНИЕ ВЕКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 214с. - ISBN: 978-5-9916-1270-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-zarubezhnoy-literatury-srednih-vekov-i-epohi-vozrozhdeniya-v-2-ch-chast-1-srednie-veka-433198
  • Толмачев В. М. - ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 811с. - ISBN: 978-5-9916-3136-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/zarubezhnaya-literatura-konca-xix-nachala-xx-veka-444151

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Day, A. (2011). Romanticism (Vol. 2nd ed). Hoboken: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=426619
  • Jeffrey Freedman. (2012). Books Without Borders in Enlightenment Europe : French Cosmopolitanism and German Literary Markets. Philadelphia: University of Pennsylvania Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1648344
  • Joan Templeton. (2018). Shaw’s Ibsen : A Re-Appraisal. Palgrave Macmillan.
  • Olson, K. M. (2014). Courtesy Lost : Dante, Boccaccio, and the Literature of History. Toronto: University of Toronto Press, Scholarly Publishing Division. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=878570
  • Гиленсон Б. А. - ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ЭПОХИ РЕАЛИЗМА (ВТОРАЯ ТРЕТЬ XIX ВЕКА). Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 139с. - ISBN: 978-5-534-08368-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-zarubezhnoy-literatury-epohi-realizma-vtoraya-tret-xix-veka-424894