• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Арабский язык

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Степанова Анастасия Владимировна, Хасен Шахразед
Язык: русский
Кредиты: 9
Контактные часы: 216

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Арабский язык» 3 курса представляет собой вторую часть программы по арабскому языку как второму восточному, закрепляющую и развивающую языковые знания и навыки, заложенные на 2 курсе. Обе части программы представляют современный литературный арабский язык, охватывая важнейшие сферы его употребления. Программа позволяет полностью освоить базовую грамматику и лексику, навыки говорения, понимания со слуха, письма и чтения неогласованных текстов. Пререквизитом для данного курса является успешное освоение следующих дисциплин: Арабский язык (2 курс).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Арабский язык» являются овладение знаниями и компетенциями в области арабского литературного языка - фонетикой, графикой, нормативной грамматикой и лексикой в объеме, предусмотренном настоящей программой, а также расширение социокультурной компетенции в арабском языке применительно к различным сферам его функционирования.
  • Овладение комплексом знаний, которые позволят адекватно понимать и интерпретировать различные виды текстов
  • Формирование у студентов умений прагматического мышления на материале иностранного (арабского) языка.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает специфику артикуляции звуков, интонации, ударения и ритмики нейтральной речи в арабском литературном языке; синтагматического членения речи, основные особенности полного стиля произношения и устной речи.
  • Знает основы грамматического строя арабского литературного языка и его грамматические правила; уметь определять грамматическую форму встречающихся лексем, иметь грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении.
  • Владеет лексикой в объеме данного курса.
  • Распознает на слух слова и словосочетания в объеме лексического материала и грамматики, определенном данным курсом.
  • Читает и осуществляет двусторонний арабско-русский письменный литературный перевод неогласованных текстов, принадлежащих к разным жанрам (художественная литература, публицистика и СМИ, деловой язык, драма и др.) со словарем в объеме изученной тематики.
  • Имеет навыки ведения беседы и диалога на арабском литературном языке в объеме изученной лексики; использует адекватные социокультурные модели коммуникации в типовых ситуациях.
  • Умеет осуществлять двусторонний устный перевод (с арабского языка на русский и с русского на арабский) в объеме освоенной лексики и типовых конструкций.
  • Владеет базовыми социокультурными и страноведческими сведениями, позволяющими уверенную ориентацию в различных текстах и коммуникативных ситуациях, в объеме данного курса.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Первый модуль
    1. Морфология, словообразовательная система глагола. Залог. Действительный и страдательный залоги глагола. Перфект и имперфект. Синтаксис. Предложения с глаголами в страдательном залоге Прошедшее и настоящее время 7 породы правильного глагола Залог. Действительный и страдательный залоги глагола. Предложения со сказуемым в страдательном залоге. 2. Морфология. Усеченное наклонение глагола. Частица ل . Модальный глагол وَجَبَ Синтаксис. Побудительное предложение с фактивным побуждением к 1 и 3 лицам. Предложения с модальным глаголом وَجَبَ 3. Морфология. Грамматические категории и породы причастий. Повторение. Прохибитивные предложения. Принципы организации арабских словарей. Структура словарной статьи. Алгоритмы поиска в словарях 4. Синтаксис. Причастный оборот в предложении в функции определения. Морфология. Прошедшее совершенное время глагола. Породы условного наклонения глагола 5. Причастный оборот в предложении в функции обстоятельства حال Модальный глагол لَزِمَ . Предложения с модальным глаголом لَزِمَ . Безличные предложения 6. Предложения с لَيت и لعل Синтаксис. Неопределенно личные предложени Глагол اضطرّ . Глагол أتى . 7. Повторение – диалоги – тексты. Домашнее чтение
  • Второй модуль
    1. Квазиправильные глаголы. Спряжение перфекта. Образование производных пород. Причастный оборот. Повторение и развитие. Именная группа. 2. Спряжение имперфекта квазиправильных глаголов. Образование производных пород. Придаточное изъяснительное. Глаголы, вводящие придаточное изъяснительное. 3. Сослагательное наклонение квазиправильных глаголов. Квазиправильные глаголы в будущем времени с частицей لن . Усеченная форма квазиправильных глаголов. Ученная форма квазиправильных глаголов в побудительных предложениях с частицей لِ . Усеченная форма квазиправильных глаголов с частицей لَم . 4. Будущее совершенное время Будущее несовершенное время. 5. Повелительное наклонение квазиправильных глаголов. Пермиссивный императив. Глагол وَدَعَ . Предложения пермиссивной каузацией 1 и 3 лиц. Страдательный залог с подлежащим и без подлежащего. Конструкция с تَمَّ 6. Причастия квазиправильных глаголов. Причастный оборот одновременности. Повторение Пустые глаголы. Спряжение перфекта и образование производных пород. Повторение оборотов исключения 7. Спряжение имперфекта и образование производных пород пустых глаголов. Придаточное предложение места 8. Повторение – диалоги-тексты. Домашнее чтение
  • Третий модуль
    1. Сослагательное наклонение пустых глаголов. Придаточное цели Усеченное наклонение пустых глаголов. Усеченная форма пустых глаголов в прошедшем времени с отрицанием, в побудительных и запретительных конструкциях 2. Повелительное наклонение пустых глаголов. Определительное придаточное предложение. Союзное и бессоюзное придаточное. 3. Причастия пустых глаголов. Безличные предложения. Причастный оборот с причастиями пустых глаголов Неопределенно-личные предложения Подлежащное придаточное предложение. 4. Недостаточные глаголы. Спряжение перфекта и образование производных пород. 5. Придаточное предложение времени. Предшествование, совпадение, следование 6. Спряжение имперфекта и образование производных пород недостаточных глаголов. 7. Придаточное предложение причины Усеченная форма недостаточных глаголов Придаточное предложение следствия 8. Дитранзитивные глаголы. Повелительное наклонение недостаточных глаголов. Каузативные глаголы и конструкции 9. Страдательный залог пустых и недостаточных, хамзованных, квазиправильных глаголов. Перфект и имперфект. Образование производных пород 10. Условные предложения реального условия Условные предложения нереального условия 11. Тексты – диалоги – повторение. Домашнее чтение.
  • Четвертый модуль
    1. Четырехсогласные глаголы. Спряжения и породы Масдары неправильных глаголов и повторение модальных конструкций 2. Удвоенные глаголы. Спряжение перфекта и образование производных пород. 9 порода правильного глагола 3. Спряжение имперфекта удвоенных глаголов и образование производных пород. Сослагательное наклонение удвоенных глаголов. Усеченная форма удвоенных глаголов. 4. Уступительные придаточные предложения Повелительное наклонение удвоенных глаголов Сравнительное придаточное предложение 5. Имперфектный таксис одновременности Местоименный таксис Арабская каллиграфия. Почерки и шрифты 6. Безличные модальные конструкции Использование арабского языка в текстовых редакторах 7. Основные принципы русско-арабского и арабско-русского переводов 8. Повторение – тексты – диалоги – домашнее чтение.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания и устные ответы на аудиторных занятиях. Модуль 1.
  • неблокирующий Домашние задания и устные ответы на аудиторных занятиях. Модуль 2.
  • неблокирующий Домашние работы и устные ответы на аудиторных занятиях . Модуль 3.
  • неблокирующий Домашние работы и устные ответы на аудиторных занятиях . Модуль 4.
  • неблокирующий Контрольные работы. Модуль 1.
  • неблокирующий Контрольные работы. Модуль 2.
  • неблокирующий Контрольные работы. Модуль 3.
  • неблокирующий Контрольные работы. Модуль 4.
  • блокирующий Экзамен. Модуль 2.
    Ввиду дистанционного режима обучения экзамен в период промежуточной аттестации 2 модуля будет проходить в онлайн формате. Все детали проведения экзамена доводятся до студентов посредством LMS.
  • блокирующий Экзамен. Модуль 4.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Домашние задания и устные ответы на аудиторных занятиях. Модуль 2. + 0.25 * Контрольные работы. Модуль 2. + 0.5 * Экзамен. Модуль 2.
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Домашние работы и устные ответы на аудиторных занятиях . Модуль 4. + 0.25 * Контрольные работы. Модуль 4. + 0.5 * Экзамен. Модуль 4.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Лебедев В. Г., Тюрева Л. С. - ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС АРАБСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА: ВВОДНЫЙ КУРС 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 344с. - ISBN: 978-5-534-01606-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/prakticheskiy-kurs-arabskogo-literaturnogo-yazyka-vvodnyy-kurs-437182

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Lahlali, E. M. (2009). How to Write in Arabic. Edinburgh: Edinburgh University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=310880
  • Степанов Р.В., Кузьмин В.А. - Арабский язык: начальный курс: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 64с. - ISBN: 978-5-9765-3885-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/119088