• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Обеспечение качества и тестирование

Статус: Курс обязательный (Программная инженерия)
Направление: 09.03.04. Программная инженерия
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: английский
Кредиты: 5
Контактные часы: 66

Course Syllabus

Abstract

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает требования к образовательным результатам и результатам обучения студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Обеспечение качества и тестирование», учебных ассистентов и студентов направления подготовки 09.03.04 Программная инженерия, обучающихся по образовательной программе «Программная инженерия».
Learning Objectives

Learning Objectives

  • Целью освоения дисциплины «Обеспечение качества и тестирование» является подготовка студентов к работе в качестве специалистов по обеспечению качества (quality assurance) программного обеспечения (ПО): знакомство студентов с понятием качества программного обеспечения, средствами его обеспечения и контроля (в частности, с помощью тестирования), действующими в данной области международными и национальными стандартами; получение навыков применения названных средств и стандартов, в частности, подготовки локальных нормативных актов предприятия в области обеспечения качества ПО; знакомство с ролями тест-аналитика, тест-дизайнера и тестировщика и получение знаний, умений и навыков, необходимых для занятия соответствующих должностей в отделе обеспечения качества предприятия.
Expected Learning Outcomes

Expected Learning Outcomes

  • Знание базовых понятий управления качеством. Умение применять ин-струменты управления качеством (диаграмму Ишикава, бенчмаркинг и пр.)
  • Знание базовых понятий управления рисками. Умение построить таблицу рисков, карту рисков.
  • Знание отечественных и международных стандартов оценки качества программного обеспечения. Умение применять их для оценки качества программ.
  • Умение использовать средства MS Visual Studio для организации тестирования программ.
Course Contents

Course Contents

  • Тема 1. Управление качеством
    Понятие качества. Контроль качества и обеспечение качества. Контроль продукта и процесса. Семейство стандартов ИСО-9000. Научная организация труда (Фредерик Тейлор). Цикл Деминга. Диаграмма Ишикава. Цепочка качества. Принцип нулевых дефектов. Основная аксиома качества. Бенчмаркинг. Реверсивные игры. Циклическая коррекция. Кружки качества. Функционально-стоимостной анализ как метод повышения качества продукта. Применение ФСА в разработке программных продуктов.
  • Тема 2. Управление рисками
    Понятие риска. Управление рисками в технологии Microsoft Solution Framework. Выявление рисков. Анализ и приоритезация. Планирование. Мониторинг и отчет-ность. Корректирование. Извлечение уроков.
  • Тема 3. Отечественные и международные стандарты оценки качества компь-ютерных программ
    Понятие стандарта, технического регламента, сертификации. ГОСТ 28195-89 Оценка качества программных средств. ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93 Оценка программной продукции. Характеристики ка-чества и руководства по их применению. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119-2000. Информационная технология. Пакеты программ требования к качеству и тестирование. Семейство стандартов ISO/IEC 9126. Software engineering – Product quality. Семейство стандартов ИСО/МЭК 25000
  • Тема 4. Организация тестирования компьютерных программ
    Test-driven development. Юнит-тестирование. Подходы к тестированию. Виды тестирования. Тестирование сборки. Дымовое тестирование. Санитарное тестирование. Регрессионное тестирование. Нефункциональное тестирование. Тестирование юэабилити. Коридорное тестирование. Пятисекундное тестирование. Тестирование локализации. Тестирование производительности. Стрессовое тестирование. Тестирование стабильности. Оценка трудозатрат на тестирование. Регламенты. Затраты на применение регламентов. Планы тестирования. Средства поддержки тестирования в Visual Studio. Юнит-тестирования. Профилирование. Тестирование производительности. Нагрузочное тестирование. Системное тестирование. Мутационное тестирование.
Assessment Elements

Assessment Elements

  • non-blocking Аудиторная работа
  • non-blocking Самостоятельная работа
  • non-blocking Экзамен
    Оценка за курс складывается из оценки за работу в семестре и оценки за экзамен. По ходу курса студенты получают ряд индивидуальных и бригадных заданий, участвуют в деловых играх, администрируют их, участвуют в обсуждениях и отвечают на вопросы на практических занятиях. Все эти действия оцениваются в соответствии со сложностью работы. (Более сложные задания имеют больший вес.) Оценка за работу в семестре вычисляется как процент суммы баллов, полученных студентом, от максимально возможного количества баллов. (Процент округляется до целого, округление – арифметическое (до ближайшего целого). ) По окончании курса преподаватель может предложить студентам получить оценку за экзамен «автоматом», на основе оценок, полученных в течение семестра. Предлагаемая оценка-«автомат» может учитывать индивидуальные особенности студента. Как правило, она ниже оценки за работу в семестре на 20% от максимально возможной оценки. Т.е. если студент за работу в семестре получил 67%, за экзамен ему будет предложена оценка 47%. Студент имеет право согласиться с предложенной ему оценкой-«автоматом» или отказаться от предложенной оценки и сдавать экзамен. Решение об отказе от оценки-«автомата» не может быть изменено. Если студент выбирает сдачу экзамена, то предложения по оценке-«автомату» снимаются. Студент получит ту, оценку, на которую он сдаст экзамен. Она может быть выше, равна или ниже оценки-«автомата». Экзамен имеет форму открытого теста. Экзамен сдается с использованием прокторинга. Оценка за экзамен вычисляется как процент суммы баллов, полученных студентом, от максимально возможного количества баллов. (Процент округляется до целого, округление – до ближайшего целого.) При вычислении оценки за курс оценка за работу в семестре берется с коэффициентом 0,6, оценка за экзамен – с коэффициентом 0,4. Оценка за курс пересчитывается в оценку из шкалы от 0 до 10. Для этого оценка за курс, полученная как взвешенная сумма оценок за работу в семестре и за экзамен, делится на 10, результат округляется до ближайшего целого.
  • non-blocking Аудиторная работа
  • non-blocking Самостоятельная работа
  • non-blocking Экзамен
Interim Assessment

Interim Assessment

  • Interim assessment (2 module)
    0.5 * Аудиторная работа + 0.1 * Самостоятельная работа + 0.4 * Экзамен
Bibliography

Bibliography

Recommended Core Bibliography

  • Управление качеством программного обеспечения : учебник / Б.В. Черников. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2019. — 240 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1018037

Recommended Additional Bibliography

  • Оценка качества программного обеспечения: Практикум: Учебное пособие / Б.В. Черников, Б.Е. Поклонов; Под ред. Б.В. Черникова - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2012. - 400 с.: ил.; 60x90 1/16. - (Высшее образование). (п) ISBN 978-5-8199-0516-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/315269
  • Стандартизация, сертификация и управление качеством программного обеспечения: Учебное пособие / Ананьева Т.Н., Новикова Н.Г., Исаев Г.Н. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 232 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (П) ISBN 978-5-16-011711-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/541003