• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Языковая политика

Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Гронская Наталья Эдуардовна, Петрова Мария Юрьевна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе рассматриваются актуальные вопросы языковой политики на современном этапе развития мирового сообщества, роль и место региональных языков в глобализационных процессах. Конфликтность удовлетворения потребностей идентичности и взаимопонимания приводит к возникновению различных видов социолингвистической ситуации (монолингвизм, билингвизм, полилингвизм) и к появлению разных типов языковой политики в регионах. В курсе анализируются понятия «государственный язык», «титульный язык», «язык межнационального общения», «международный язык»; развенчиваются некоторые социолингвистические стереотипы. Цель курса – сформировать у студентов целостное представление о современных тенденциях языковой политики и развить способности к комплексному анализу конкретных социолингвистических кейсов. Задачи курса – анализ различных языковых ситуаций и возможных мер по урегулированию конфликтности сосуществования языков, а также рассмотрение актуальной языковой ситуации в РФ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Языковая политика» являются формирование у студентов целостного представления о сферах взаимодействия и взаимовлияния языка и политики, о современных принципах и методах языковой политики и языкового планирования и развитие способности к комплексному анализу конкретных лингвополитических кейсов в различных странах и регионах.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет культурой мышле-ния, способностью к обоб-щению, анализу, воспри-ятию информации, поста-новке цели и выбору путей её достижения
  • Знает основные понятия и категории современной лин-гвистики
  • Владеет основными метода-ми дискурсивного и семантического анализа с учетом языковых и экстралингвистических факторов.
  • Студент владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения
  • – владеет понятийным аппаратом и методами современных семантических исследований
  • – знает основной круг проблем современных семантических исследований
  • Знает основные понятия и категории современной лингвистики
  • Умеет спланировать и про-вести лингвистический эксперимент, описать его результаты и сформулировать выводы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 2. Теория знак
    1. Семантическая триада слово – понятие – вещь. ‒ слово в отношении к вещи: знак обозначает предмет (значение знака), ‒ слово в отношении к понятию: знак выражает смысл (смысл знака), ‒ понятие в отношении к вещи: смысл знака задает значение. 2. Теория знаков Ч. Пирса: ‒ знаки-индексы, ‒ иконические знаки ‒ знаки-символы. 3. Теория значимости Ф. де Соссюра. Знак как член противопоставления в «системе чис-тых значимостей». 4. Аксиоматика языкового знака.
  • Тема 1. Семантика как наука о значении
    1. Семантика как наука о значении. Основной круг проблем. 2. Семантика в отношении к семиотике: семантика ‒ синтактика ‒ прагматика. 3. Семантика в отношении к философии: лингвистическая философия. 4. Семантика в отношении к логике: логический анализ языка. 5. О значениях «значения»: ‒ значение как обозначение, ‒ значение как отраженное знание о вещи, ‒ значение как предрасположенность к какой-то реакции, ‒ значение как аппроксимация к эмпирическому опыту, ‒ значение как пропозициональная установка, ‒ значение как употребление, ‒ значение как способ верификации, ‒ значение как отношение между знаками, ‒ значение как возможность перекодировки. 6. Перспективы исследования.
  • Тема 3. Теория номинации
    1. Номинация как способ понимания. 2. Виды и способы номинации: ‒ по выполняемой в высказывании функции: экзистенциальные (интродуктивные), идентифицирующие, дескриптивные, оценочные и реляционные номинации; ‒ по способу оформления значения: первичные и вторичные, прямые и косвенные, символические, метонимические и метафорические номинации; ‒ по заключенной в имени информации: гипонимы и гиперонимы; ‒ по занимаемой позиции в суждении: субъектные и предикатные номинации. 3. Способы семантического преобразования: ‒ по смежности: метонимия, ‒ по аналогии: метафора.
  • Тема 4. Теория референции
    1. Референция как отношение актуализированного именного выражения к объектам мира. 2. Виды референции: ‒ определенная, ‒ неопределенная, ‒ нулевая референция. 3. Условия референции: ‒ к стандартному универсуму, ‒ к фиктивному универсуму, ‒ к контрафактическому универсуму 4. Расщепленная референция.
  • Тема 5. Процедуры и уровни семантического анализа: слово ‒ высказывание ‒ текст ‒ корпус текстов
    1. Анализ по компонентам значения. 1.1. Компонентный и/или семный анализ. 1.2. Виды семантических признаков (сем) в составе семемы: ‒ видовые и родовые, ‒ ингерентные и афферентные. 1.3. Семантические признаки в фокусе системной инстанции: таксономии и doxa. 1.4. Содержание семемы в языке и контексте. 2. Семантические отношения в синтагматике. 2.1. Сочетаемость и ограничения на сочетаемость: ‒ морфосинтаксические ограничения, ‒ лексические ограничения, ‒ стилистические ограничения, ‒ семантические ограничения. 2.2. Понятие изотопии как способа изучения семной комбинаторики в высказывании и/или тексте. 2.2.1. Изотопия как условие семантической связности высказывания и/или текста. 2.2.2. Изотопия как условие понимания высказывания и/или текста. 2.2.3. Типология изотопий: ‒ по типу рекуррентного семантического признака: видовые и родовые, инге-рентные и афферентные изотопии, ‒ по протяженности: локальные и глобальные изотопии, ‒ по дистрибуции семем: чередующиеся, пересекающиеся и взаимно наложен-ные изотопии. 2.2.4. Иерархия изотопий. 2.2.5. Полиизотопия и множественность смысла. 3. Семантические отношения в парадигматике. 3.1. Таксономии. 3.1. Лексические поля. 3.2. Ассоциативно-вербальные сети. 3.3. Семантические сети в исследованиях по искусственному интеллекту. 3.4. Семантические классы как определительные множества. 3.4.1. Семантические классы в языке и в контексте. 3.4.2. Системные инстанции как условие построения семантических классов: ‒ специально-научные знания, ‒ социальные нормы, ‒ идиолектные нормы. 3.4.3. Типология семантических классов: ‒ по типу участвующего в их создании семантического признака, ‒ по типу участвующей в их создании систематики, ‒ по распределению локальных зон интерпретации. 3.5. Корпус текстов.
  • Тема 6. Современные семантические исследования
    1. Семантические исследования в ракурсе стоящих перед семантикой задач. 2. Условно-истинностная семантика. Методы и процедуры анализа. 2.1. Виды истинностного значения: истинно ‒ ложно ‒ неопределенно. 2.2. Истина и/или правдоподобие. 3. Семантика возможных миров. Методы и процедуры анализа. 4. Когнитивная семантика. Методы и процедуры анализа. 4.1. Теория прототипов. 4.2. Теория фреймов. 4.3. Теория ИКМ 5. Интерпретирующая семантика. Методы и процедуры анализа. 5.1. Семантическая интерпретация как герменевтический акт. 5.2. Виды интерпретантов. 5.3. Виды и условия интерпретации. 6. Корпусные методы исследования. 6.1. Корпусы текстов как глобальные семантические универсумы. 6.2. Требования и условия построения корпуса текстов. 6.3. Дискурсы, жанры и тематические блоки как условия построения корпуса. 7. В поисках единой модели значения. Задачи и перспективы исследования.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашнее задание в виде постера и эссе
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий терминологический тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Активность на семинарских занятиях + 0.3 * домашнее задание в виде постера и эссе + 0.2 * терминологический тест + 0.3 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Семантика. Основной лексикон, науч. ред. В. М. Бухаров, 318 с., Бочкарев, А. Е., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Когнитивная семантика. Введение в когнитивную лингвистику, курс лекций : учебное пособие, М-во образования и науки РФ ; Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина ; Российская ассоц. лингвистов-когнитологов, 4-е изд., испр. и доп., 235 с., Болдырев, Н. Н., 2014
  • Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А. - Семиотика, или Азбука общения: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - 241с. - ISBN: 978-5-89349-612-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/74732
  • Лисенкова И.М. - Современный русский язык. Лексическая семантика. Синтагматика лексических единиц - Русайнс - 2016 - 134с. - ISBN: 978-5-4365-0500-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/925949