Бакалавриат
2020/2021




Компаративистика и метакомпаративистика
Статус:
Курс обязательный (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент английского языка
Где читается:
Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород)
Когда читается:
3-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Зусман Валерий Григорьевич
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
34
Программа дисциплины
Аннотация
Программа "Компаративистика и метакомпаративистика" нацелена на формирование у студентов представления об основном круге проблем в изучении литературы в разные исторические периоды, об основных методах литературоведческого исследования, их авторах и терминологии, которой они пользовались. Также, в ходе изучения дисциплины, студенты обучаются умению выбирать для исследования литературного материала наиболее соответствующий ему метод. Программа базируется на знаниях, полученных в ходе изучения курса "Теория литературы", а также коррелирует со знаниями, получаемыми на "Истории русской литературы", "Истории литератур Европы и США", "Ключевых текстах русской литературы", "Ключевых текстах англоязычных литератур", "Ключевых текстах франкоязычных литератур" и "Ключевых текстах немецкоязычных литератур"
Цель освоения дисциплины
- Цели освоения курса «Компаративистика и метакомпаративистика» обучить студентов: ‒ знанию основного круга проблем в изучении литературы в разные исторические периоды; ‒ пониманию, как относится теоретическое знание к тексту, как варьируется в разных научных методах круг изучаемых литературоведением проблем и как зависит от избираемого в исследовании ракурса конструируемая в теории модель; ‒ пониманию, какие требования предъявляются к теории, в том числе требования простоты, адекватности и эксплицитности, и уметь критически оценивать, насколько верно моделируется в теории объект во всевозможных рациональных его реконструкциях; ‒ умению установить в исторической перспективе преемственность и разрывы теоретического знания.
Планируемые результаты обучения
- знает основные методы изучения литературы и их представителей
- умеет проводить исследования, используя соответствующий исследуемому материалу метод
- знает основные этапы формирования сравнительно-исторического метода
- владеет основными понятиями сравнительно-исторического метода
- Знает специфику подходов различных ученых и школ к сравнительному изучению литератур.
- Знает основы компаративного подхода, его связь с философией, сравнительным языкознанием и историей идей.
- Владеет понятиями «литературная эпоха»,«художественное сознание», «литературные контакты»,«текст», «произведение», «дискурс»,«интертекст» .
- Знает типы художественного сознания, литературных контактов, формы литературного процесса.
- знает основные принципы сравнительного изучения литературы и музыки, литературы и кино, литературы и живописи
Содержание учебной дисциплины
- Система «литература» и методы ее изученияПонятие «система литература»: автор – произведение – читатель – традиция – реальность. Обзор основных методов изучения литературы. Биографический метод. Культурно-исторический метод. Сравнительно-исторический метод/компаративистика. Социологический метод. Психологические подходы к изучению литературы. Формальный метод. Метод литературной герменевтики. Рецептивная эстетика. Эстетика воздействия. Категория смыла. Концепт в литературе. Литература как дискурс.
- История сравнительно-исторического метода в литературоведении.Сравнительно-историческое литературоведение и компаративистика.Предпосылки сравнительно-исторического изучения литератур в Античности и Средневековье. Гуманитарное знание в эпоху Возрождения. Становление понятий «культура» и «цивилизация» в XVII-XVIII вв. Эстетика Просвещения – источник компаративного понимания системы «литература». Концепция «мировой литературы» И.-В. Гете. Формирование основных понятий сравнительно-исторического метода в период романтизма: творчество Шлегелей, труды де Сталь. Историческая поэтика А.Н. Веселовского.
- Основные школы компаративных исследований.Сравнительно-исторический метод изучения мировой литературы В.М. Жирмунского. Ленинградская школа сравнительного литературоведения: М.П.Алексеев, А.А. Смирнов, Б.Г. Реизов. Метод компаративистики в научных трудах М.М. Бахтина. Понятия «диалог», «диалог культур», «автор», «авторское слово», «свободное слово», стратификации культуры и слова. Сравнительно-сопоставительное исследование литератур в Европе и в США: французская школа, американская школа, немецкая рецептивная эстетика (Ф. Брюнетьер, П. ван Тигем, Ж. Женетт, Х.Р. Яусс, В. Изер, С. Гринблатт). 3.5. Компаративные исследование литератур в ИМЛИ РАН. Концепция «Истории всемирной литературы». Исследования С.С. Аверинцева, Е.М. Мелетинского, А.В. Михайлова, А.Д. Михайлова, М.Л. Гаспарова. Компаративистика в ИМЛИ на современном этапе: интермедиальная компаративистика, «культурный трансфер» (М. Эспань), теория пограничья, цивилизационно-культурный процесс, метакомпаративистика.
- Компаративистика: предмет и метод.«Компаративистика». Основные этапы истории мировой и отечественной компаративистики. Компаративистика в системе современного гуманитарного знания, ее связь с философией, сравнительным языкознанием и историей идей. Изучение сюжетности в компаративистике.
- Основные понятия и инструментарий компаративистики. Сравнение и сопоставление. Типы литературных связей.Понятия «межлитературного процесса» и «транснациональной истории литератур». Периодизации литературного процесса. Диахронные и синхронные литературные системы. Понятие «литературной эпохи». Понятие «художественного сознания». Типы художественного сознания: архаическое/мифопоэтическое; традиционалистское/нормативное, индивидуально-авторское. Формы литературного процесса. Понятие «литературные контакты», их типы. Текст, произведение, дискурс, контекст, интертекст в компаративистских исследованиях. «Текст» и «произведение». Дискурс и текст. Интертекст как инструмент расширения научного поля компаративных исследований
- метакомпаративистика (интермедиальная компаративистика)Понятие о метакомпаративистике. Метакомпаративистика как методология. Метакомпаративистика как семиотическая наука. Метакомпаративистика как компаративистика дискурсов. Дискурс как категория современной филологии. Литература и кино. Литература и живопись. Литература и музыка. Основные подходы к интермедиальному исследованию.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.5 * Аудиторная работа + 0.5 * Письменная работа на семинарах
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Козлов А. Е. - ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 122с. - ISBN: 978-5-534-10441-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/literaturovedenie-biografiya-pisatelya-430025
- Минералов Ю. И. - СРАВНИТЕЛЬНОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ (КОМПАРАТИВИСТИКА) 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 328с. - ISBN: 978-5-534-08048-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sravnitelnoe-literaturovedenie-komparativistika-436553
Рекомендуемая дополнительная литература
- составитель Н. П. Хрящева - Теория литературы: История русского и зарубежного литературоведения: хрестоматия - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 456с. - ISBN: 978-5-9765-0960-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84591