• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2019/2020

Философские проблемы социальных наук: классическая социология и современные социологические теории

Статус: Курс по выбору
Направление: 47.06.01. Философия, этика и религиоведение
Кто читает: Школа философии
Когда читается: 2-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Курс представляет собой систематическое историко-философское введение в социологию и родственные ей социальные науки. В ходе курса слушатели получают основные знания по истории классической и современной социологии, от предыстории социологии в политической философии нового времени (Гоббс, Монтескье, Руссо) через классиков дисциплины (Теннис, Зиммель, М. Вебер, Дюркгейм) к более современным авторам (Парсонс с его неоклассическим синтезом, Шюц, Гофман, Гарфинкель, Хабермас, Луман). Принципиальной особенностью изложения является отход от узких, специально-научных тем, и сосредоточение на философской проблематике: онтология социального, понятие социального порядка, свобода и каузальность, объяснение и понимание, построение типологий, проблематика действия и события, структуры и функции, соотношение объяснительного и эмансипаторного в социально-философском тексте, проблема смысла.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить студентов с кругом основных проблем социальных наук, их понятиями и объяснительными средствами, взятыми в их исторической динамике
  • Показать философский контекст и философский смысл основополагающих социологических концепций.
  • Научить слушателей рассматривать теоретико-социологические концепции в их взаимной связи и в связи с политической философией, давшей начало движению теоретико-социологической мысли.
  • Научить слушателей разбираться в социологической аргументации, поскольку в ней используются философские понятия и философские ходы мысли.
  • Дать слушателям сжатое представление основных идей философских школ, стоящих за теоретико-социологическими концепциями.
  • Научить слушателей разбираться в динамике современной теоретико-социологической мысли, ее философских истоках и перспективах.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Слушатели ознакомлены с кругом основных проблем социальных наук, их понятиями и объяснительными средствами, взятыми в их исторической динамике
  • Слушатели усваивают философский контекст и философский смысл основополагающих социологических концепций и учатся рассматривать теоретико-социологические концепции в их взаимной связи и в связи с политической философией, давшей начало движению теоретико-социологической мысли.
  • Слушателям дается сжатое представление основных идей философских школ, стоящих за теоретико-социологическими концепциями, они научаются разбираться в основных идейных ходах.
  • Слушатели получают представление об основных идеях философских школ, стоящих за теоретико-социологическими концепциями.
  • Слушатели постигают философский контекст и философский смысл основополагающих социологических концепций.
  • Слушатели начинают разбираться в социологической аргументации, поскольку в ней используются философские понятия и философские ходы мысли.
  • Слушатели обучаются рассматривать теоретико-социологические концепции в их взаимной связи и в связи с политической философией, давшей начало движению теоретико-социологической мысли.
  • Слушатели обучаются критериям различения априоризма и реализма в социальной теории и способам применения общих критериев при работе с текстами.
  • Слушатели обучаются различать принципы понимания и объяснения и идентифицировать релевантные аргументы в соответствующих текстах.
  • Слушатели научаются различать позитивистский и критический аргументы в социологическом дискурсе о модерне.
  • Слушатели овладевают навыком прослеживания теоретического аргумента в его основных чертах через различные тексты различающихся между собой авторов.
  • Слушатели овладевают принципами философского анализа социологической категории практики.
  • Студенты разбираются в философии кибернетики второго порядка, неовитализме как основе аутопойесиса, теории самореферентных систем.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Социология и социальные науки. От истории понятия к истории дисциплины.
    Социальные науки возникли сравнительно поздно, когда сформировалось новое понятие научности, а социальная жизнь стала рассматривать как нечто, не полностью подконтрольное бюрократии. Это потребовало нового языка описаний и нового понимания проблем.
  • Проблема порядка: от Гоббса до теории систем.
    Классическая формула "гоббсова проблема социального порядка" может быть правильно понята не только в связи с философией Гоббса, но и в более широком контексте проблематики порядка в науке.
  • Концепт социологической классики. Имена, школы, объяснительные средства.
    Классика -- это не просто образцовые тексты. Это представление о социальном как особом слое реальности с собственными каузальными рядами. Социальное объясняется социальным.
  • Социологизм Эмиля Дюркгейма как философский проект.
    Истоки социологии Дюркгейма лежат в философии Гоббса, Монтескье, Спинозы и Руссо. Однако немалое влияние на него оказало и современное автору неокантианство. Пространство и время как формы созерцания, индивидуальная свобода, принудительно и общезначимость морали, автономия субъекта и превосходство социального образуют сердцевину его социологизма.
  • Война богов, формальная рациональность и политическая теология: смысл жизни и судьба Запада в социологической трактовке.
    Классическая социология завершилась вместе с концом первой мировой войны. Философское осмысление задач науки перекликалось у классиков с постановкой экзистенциальных вопросов. В это время новой альтернативой социологии в ее классическом понимании становятся социология знания и политическая теология, до сих пор сохраняющие свою философскую актуальность.
  • Социология Макса Вебера между Кантом и Ницше.
    Система категорий Вебера прочно ассоциируется либо с "социологией как таковой", либо, в лучшем случае, с "культурной коррекцией" сугубо экономического способа рассуждений. Но подлинный смысл ее можно понять, только исследуя философские истоки его понимания действия.
  • Априоризм и реализм в социальной теории.
    Традиционное противопоставление номинализма и реализма в социологии философски не всегда корректно и малопродуктивно. Гораздо большую важность имеет работа социологов с априорными схемами, которые должны позволить, несмотря на принципиально эмпирический характер социологии, рассматривать ее как подлинную науку об обществе. Здесь необходимо исследовать перекличку Вебера, Зиммеля, Дюркейма, венских марксистов и, конечно, ранний эмерджентный реализм Т. Парсонса.
  • Объяснение и понимание в социальной теории. Проекты понимающей социологии.
    Проблематика понимания -- одна из самых обширных тем, обсуждаемых философами применительно к социальным наукам. От Вебера и Зиммеля через Шюца к Гарфинкелю и Хабермасу понимание претерпевает самые серьезные изменения.
  • Критическая теория и проблема эмансипации.
    Наследие неомарксизма обычно плохо распознается как теоретический аргумент. Необходимо уяснить философский смысл программы эмансипации и теоретический потенциал критики.
  • От философского к социологическому понятию практики: Хабермас, Бурдье и Гарфинкель
    В философии практика означала особый вид действия, свободного и сознательного. В социологии понятием практики попытались заменить категорию действия и социального действия, "практики" появились во множественном числе. Это имеет свои последствия и для философии социальных наук.
  • Философия аутопойесиса и теория самореферентных систем
    Понять социологию Никласа Лумана нельзя вне философской составляющей его теорий. Через работы Матураны и Варелы происходит постижение концепций Лумана и их философского смысла.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий коллоквиум
  • неблокирующий эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.3 * коллоквиум + 0.7 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alexander, J. C. (2014). Classical Attempt at Theoretical Synthesis : Max Weber. Hoboken: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=770449
  • Alexander, J. C., Thompson, K., & Edles, L. D. (2016). Contemporary Introduction to Sociology : Culture and Society in Transition (Vol. Second edition). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1140200
  • Schluchter, W. (2015). The Duality of Structure and Action: Outline for a Weberian Research Programme. Max Weber Studies, 15(2), 192–213. https://doi.org/10.15543/MWS/2015/2/4
  • Гарфинкель, Г., & Баньковская, С. (2012). Что Такое Этнометодология? Социологическое Обозрение, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15743775
  • Гарфинкель, Г., & Корбут, А. (2003). Что Такое Этнометодология? Социологическое Обозрение, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15751388
  • Гарфинкель, Г., Турчинова, Ю., & Гусинский, Э. (2003). Рациональные Свойства Научных И Обыденных Действий. Социологическое Обозрение, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15751380
  • Дюркгейм, Э., & Юдин, Г. (2013). Дуализм Человеческой Природы И Его Социальные Условия. Социологическое Обозрение, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15743795
  • Избранное. Образ общества, Вебер, М., 1994
  • Роулз, Э., & Корбут, А. (2005). Дюркгеймовская Трактовка Практики: Альтернатива Конкретных Практик И Представлений Как Оснований Разума. Социологическое Обозрение, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15743556
  • Роулз, Э., & Корбут, А. (2014). Эпистемология Дюркгейма: Незамеченный Аргумент. Социологическое Обозрение, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15743827
  • Социология : ее предмет, метод, предназначение, Дюркгейм, Э., 1995
  • Теоретическая социология. Ч.1: ., , 2002
  • Теоретическая социология. Ч.2: ., , 2002
  • Теория общества : фундаментальные проблемы, , 1999
  • Филиппов, А. (2008). Ясность, Беспокойство И Рефлексия: К Социологической Характеристике Современности. Социологическое Обозрение, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15743614
  • Филиппов, А. (2011). О понятии теоретической социологии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.28824AC9

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alexander, J. C. (1988). Parsons’ “Structure” in American Sociology. Sociological Theory, 6(1), 96–102. https://doi.org/10.2307/201917
  • Alexander, J. C. (2014). Positivism, Presupposition and Current Controversies (Theoretical Logic in Sociology). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=770475
  • Loader, C., & Alexander, J. C. (1985). Max Weber on Churches and Sects in North America: An Alternative Path toward Rationalization. Sociological Theory, 3(1), 1–6. https://doi.org/10.2307/202165
  • Васильев, А. (2014). Воплощенная Память: Коммеморативный Ритуал В Социологии Э. Дюркгейма. Социологическое Обозрение, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15743828
  • Гарфинкель, Г., Степанцов, П., Кузьминов, В., & Баньковская, С. (2011). Парсонс Для Начинающих. Для Применения Ad Hoc. Глава 4. «Адекватные» Описания Социальных Структур. Социологическое Обозрение, (1–2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15743715
  • Западная экономическая социология : хрестоматия современной классики, , 2004
  • Куракин, Д. (2011). Ускользающее Сакральное: Проблема Амбивалентности Сакрального И Ее Значение Для «Сильной Программы» Культурсоциологии. Социологическое Обозрение, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15743726
  • О разделении общественного труда, Дюркгейм, Э., 1996
  • ФИЛИППОВ АЛЕКСАНДР ФРИДРИХОВИЧ. (2013). Общее, общественное и публичное в их преемственности и изменении. Рецензия на книгу: от общественного к публичному / под редакцией О. В. Хархордина. СПб. : Европейский университет, 2011. 529 с. Социология Власти, (1–2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16652571
  • Юдин, Г. (2009). Смысл Самоубийства. Социологическое Обозрение, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15743650
  • Юдин, Г. (2013). Коллективное И Индивидуальное В Философской Антропологии Э. Дюркгейма. Социологическое Обозрение, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15743794