• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2019/2020

Научно-исследовательский семинар

Статус: Курс обязательный
Направление: 44.06.01. Образование и педагогические науки
Когда читается: 3-й курс, 2 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Канонир Татьяна, Лисюткин Михаил Андреевич, Минина Елена Владимировна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар (НИС) направлен на развитие навыков научно-исследовательской деятельности у аспирантов. В ходе НИСа будут затронуты вопросы методологии проведения научного исследования, актуальные исследовательские направления в области образования, принципы написания академической работы, правила ее композиционного и стилистического оформления и т.д., применительно к научным исследованиям аспирантов, но особенно диссертационному исследованию. На каждом году обучения аспиранты будут представлять свое диссертационное исследование, и будут обсуждать его прогресс. В рамках НИСа аспиранты получат обратную связь, как от ведущих семинара, так и от своих коллег – других аспирантов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоение методов проведения научного исследования
  • Формирование навыков по написанию академического текста
  • Формирование навыков работы в команде и формулирования и решения поставленных исследовательских задач
  • Освоение методологически корректного построения экспериментов и исследований
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Ознакомиться с методологией проведения научного исследования в области образования
  • Формулировать научно-исследовательские задачи
  • Обосновывать выбранное научное направление, адекватно подбирать средства и методы для решения поставленных задач в научном исследовании
  • Быть в курсе основных характеристик и особенностей основных научных направлений и школ в образовании
  • Анализировать, систематизировать и обобщать различные виды информации в рамках диссертационного исследования
  • Иметь навыки индивидуальной исследовательской работы и исследовательской работы в команде
  • Быть в курсе принципов написания академической работы, правила ее композиционного и стилистического оформления
  • Проектировать исследовательскую работу в виде устных выступлений и письменных работ, вести научную дискуссию
  • Иметь навыки устных докладов и презентаций о результатах исследовательской работы
  • Разрабатывать методологически корректные эксперименты и исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1.
    Цели и задачи научно-исследовательского семинара. Организация научного семинара и исследовательской работы аспирантов. Научно-исследовательский семинар и его роль в подготовке аспиранта. Концепция научно-исследовательского семинара Института образования. Современные исследовательские приоритеты в образовании. Понятие научной парадигмы, его истоки и современное понимание. Парадигмы и структура научного сообщества.
  • Раздел 2.
    Методика написания исследовательской работы Правила постановки проблемы исследования. Обоснование предмета и объекта исследования. Формулировка проблемы, цели и задач исследования. Оригинальность подхода и научная новизна исследования. Выдвижение гипотез в исследованиях. Выбор и обоснование методов исследования. Элементы научной новизны в теоретической части работы. Работа с понятийно-категориальным аппаратом. Иерархия и взаимосвязь терминов, понятий и категорий. Основы построения классификаций. Установление взаимосвязей и закономерностей. Разработка новых моделей, методов, методик. Приращение новых знаний как результат проведённого исследования. Элементы оригинальности научного подхода. Структура научного исследования. Теоретические источники и виды публикаций. Правила выбора теоретических источников. Рецензируемые журналы в области экономки. Ссылки. Библиографический список.
  • Раздел 3.
    Современная проблематика исследований в области образования.
  • Раздел 4.
    Обсуждение результатов научно-исследовательской работы аспирантов. Проводится обсуждение работ с применением знаний, полученных на семинаре. По каждой работе формулируются предложения по изменению и доработке к предстоящему представлению.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Выступления по теме исследования (промежуточные представления диссертационного исследования)
  • неблокирующий Итоговое представление диссертационного исследования
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (II семестр)
    0.3 * Выступления по теме исследования (промежуточные представления диссертационного исследования) + 0.7 * Итоговое представление диссертационного исследования
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Загвязинский В. И. - МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 105с. - ISBN: 978-5-534-07865-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologiya-pedagogicheskogo-issledovaniya-437925
  • Новиков А.М., Новиков Д.А. - Методология научного исследования - Новиков Дмитрий Александрович - 2009 - 280с. - ISBN: 978-5-397-00849-5 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/917315
  • Новиков А.М., Новиков Д.А. - Методология: словарь системы основных понятий - Новиков Дмитрий Александрович - 2013 - 208с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/917347

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Gideon, L. (2012). Handbook of Survey Methodology for the Social Sciences. New York: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=534934
  • Jain, R., Jain, P., & Jain, C. (2014). Book Review: Research Methods for the Behavioral Sciences. Vision (09722629), 18(1), 69. https://doi.org/10.1177/0972262913517430