• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

По ту сторону слова: невербальные компоненты культуры

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

В основу четвертой дисциплины майнора «По ту сторону слова: невербальные компоненты культуры» положена стратификация смыслов, предложенная философом Людвигом Виттгенштейном: «Сравни наше знание и как мы о нем говорим: какова высота Монблана в метрах? – как мы употребляем слово 'игра'? – какой звук у кларнета?». Философ обозначил три типа передачи смыслов в культуре: 1) научное знание; 2) смыслы, вытекающие из употребления языка; 3) внесловесные (образные) смыслы. Данная дисциплина даст студентам возможность обсудить место и значение несловесных аспектов культуры на примере выдающихся текстов музыки и визуальных искусств, преимущественно ХІХ-ХХ вв.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Способствовать развитию у студентов практик критического анализа и публичного обсуждения живописных и музыкальных произведений с точки зрения историко-культурного контекста их возникновения и позднейшей рецепции.
  • Сформировать у студентов навык близкого чтения текстов и фрагментов текстов повышенной сложности, основанный на практическом освоении основ риторики и стилистики.
  • Развить навык составления аргументированных текстов (эссе), основанных на собственных наблюдениях.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспринимает произведения искусства в их историко-культурном контексте.
  • Знает основные невербальные компоненты культуры. Анализирует и интерпретирует живописные и музыкальные произведения с точки зрения историко-культурного контекста. Формулирует и аргументирует свою позицию по обсуждаемым в рамках курса проблемам
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Слово и изображение: проблемы соотношения визуального и вербального кодов
  • Музыкальный нарратив
  • «Полифония: музыкальный язык и философское содержание
  • Опера: рождение и история жанра
  • Опера: роль лейтмотивов в музыке и литературе
  • Визуальные парадигмы и язык изобразительного искусства.
  • Визионерство как предмет литературного, живописного и религиозного осмысления.
  • Музыка ХХ века: остранение и пародия
  • ХХ век: Музыка, война и революция
  • Современная музыка
  • Проблема значения в музыке
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменные задания
    Анализ прочитанных текстов
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Активность и качество участия в дискуссиях на семинарских занятиях.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме (эссе) в дистанционном формате с использованием электронной почты. Для участия в экзамене студент обязан: к указанной в расписании дате направить на электронную почту преподавателя эссе по одной из предложенных тем, объемом 10 тысяч знаков. При отсутствии уважительной причины отправленные позже срока эссе не принимаются, студент направляется на пересдачу. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Письменные задания
    Анализ прочитанных текстов
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Активность и качество участия в дискуссиях на семинарских занятиях.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме (эссе) в дистанционном формате с использованием электронной почты. Для участия в экзамене студент обязан: к указанной в расписании дате направить на электронную почту преподавателя эссе по одной из предложенных тем, объемом 10 тысяч знаков. При отсутствии уважительной причины отправленные позже срока эссе не принимаются, студент направляется на пересдачу. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.3 * Аудиторная работа + 0.4 * Экзамен + 0.3 * Письменные задания
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bruhn, J. (2016). The Intermediality of Narrative Literature : Medialities Matter. London: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1242120
  • Rippl, G. (2015). Handbook of Intermediality : Literature – Image – Sound – Music. Berlin: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1033026

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Pethő, A. (2011). Cinema and Intermediality : The Passion for the In-between. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=522802
  • Ryan, M.-L., & Grishakova, M. (2010). Intermediality and Storytelling. New York: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=349514
  • Wagner, P. (1996). Icons - Texts - Iconotexts : Essays on Ekphrasis and Intermediality. Berlin: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=627336