2021/2022
История в публичном пространстве современной России
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Майнор
Кто читает:
Кафедра гуманитарных дисциплин (Пермь)
Где читается:
Социально-гуманитарный факультет (Пермь)
Когда читается:
3, 4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Каменских Алексей Александрович
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
56
Программа дисциплины
Аннотация
В последние годы вопросы истории нередко становятся темой публичных дискуссий и политических столкновений. Допустим ли на учебном заведении портрет Сталина? Можно ли переименовать улицу? Можно ли сносить памятники, посвященные историческим персонажам, деятельность которых неоднозначна в оценках потомков? Эти конфликты наблюдаются не только в России. Предлагаемый курс относится к междисциплинарным дисциплинам и охватывает историю, социологию и культурную антропологию. На занятиях студенты узнают о политическом и публичном пространстве, о том, как причудливо работает историческая память в различных странах. О том, как вопросы истории неожиданно становятся темой политических, экономических и культурных конфликтов. Формируемые компетенции: - Понимание культурных процессов и конфликтов, протекающих в современном мире; - Умение осуществлять научный анализ культурных и социальных конфликтов; - Умение осуществлять анализ прессы и открытых источников; - Умение организовать и провести публичную дискуссию; - Способность организовать и осуществить культурный проект, связанный с историческим прошлым.
Цель освоения дисциплины
- Привлечение внимания студентов к презентации исторического содержания и проблем современной истории в формах, адаптированных к средствам массовой информации и публичности. Программа предполагает не только погружение в исследование теоретических аспектов функционирования исторического знания, но затрагивает также этические, эстетические, политические и коммерческие аспекты работы с исторической памятью. В рамках этой программы студенты развивают универсальные компетенции, связанные с принципами функционирования исторической культуры и исторического обучения, а также приобретают практические навыки – такие как методы презентации и управление проектами.
Планируемые результаты обучения
- Владеет концептуальным и эмпирическим материалом, связанным с политиками памяти в России и в мире
- Владеет концептуальным содержанием понятия травм исторической памяти; может выявлять и анализировать формы конфликтов памятей в гражданских и межнациональных конфликтах; имеет опыт этической рефлексии по поводу понятий вины и ответственности в политической истории
- Владеет концепцией социальных рамок памяти, по Хальбваксу; знает типологию, структуру, формы проявления, способы конструирования и анализа исторических нарративов; понимает взаимосвязи между историческим сознанием и формами гражданско-политической идентичности
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Социальные рамки памяти и историческое сознание
- Раздел 2. Больное прошлое и коммеморативная каузальность
- Раздел 3. Политика памяти и её акторы
Элементы контроля
- письменная контрольная работа (эссе или рецензия)
- Дискуссии и/или выступления на семинарах
- Самостоятельная работа: доклад на заданную тему
- Письменный экзамен
- письменная контрольная работа (эссе или рецензия)
- Дискуссии и/или выступления на семинарах
- Самостоятельная работа: доклад на заданную тему
- Письменный экзамен
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.2 * письменная контрольная работа (эссе или рецензия) + 0.4 * Письменный экзамен + 0.1 * Самостоятельная работа: доклад на заданную тему + 0.3 * Дискуссии и/или выступления на семинарах
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Cauvin, T. (2016). Public History : A Textbook of Practice. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1240201
Рекомендуемая дополнительная литература
- James B. Gardner. (2010). Trust, Risk and Public History: A View from the United States. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B895A607