2017/2018
Рейтинги и их моделирование
Статус:
Общеуниверситетский факультатив
Кто читает:
Школа финансов
Когда читается:
2 модуль
Преподаватели:
Карминский Александр Маркович
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
38
Программа дисциплины
Аннотация
Формирование рыночного механизма в России и необходимость глубоких структурных преобразований в банковской сфере, восстановление работы финансовых рынков и использование новых технологий в операционной работе банков невозможно без оценки, анализа и моделирования финансовых рисков и рейтингов как меры рисков, прежде всего кредитных. Приобретѐные знания будут полезны аспирантам и магистрам в их профессиональной деятельности в финансовом секторе и других сферах экономики и государственного управления. Овладение основами оценки деятельности, повысит конкурентоспособность выпускника в научной деятельности в финансовой сфере, где в последнее время усиливаются потребности в навыках и знаниях оценки и управления рисками деятельности. В курсе обобщаются имеющиеся возможности по освоению, в частности, использования рейтингов в эмпирических исследований и в системах риск-менеджмента и раннего предупреждения, как для коммерческих банков, так и для регулятора (пруденциальный надзор, система страхования вкладов). Рейтинги все в большей мере являются показателем надежности контрагентов и заимствований. Они являются важным параметром при принятии инвестиционных решений, допуска к участию в аукционах, конкурсах, тендерах. В данной дисциплине углубленно рассматриваются основополагающие вопросы теории и практики построения и использования моделей рейтингов. В ходе освоения дисциплины решаются следующие задачи: - преподать особенности современной методологии и техники исследований в области рейтингов; - обучить технике академического общения и ведения научной дискуссии; развить коммуникационные и презентационные навыки для эффективного выступления на тему своего исследования и представления его результатов; - ознакомить с примерами «лучшей практики» в области исследований кредитных рейтингов и их моделировании с использованием теоретического и эмпирического инструментария; - отработать умение эффективно пользоваться имеющимися данными. После изучения курса студент должен иметь представление: - о внешних и внутренних факторах, оказывающих влияние на устойчивость компаний и бизнеса, - о международных и российских требованиях к регулированию рисков деятельности, - о проблемах и основных подходах внедрения систем контроля рисков с использованием рейтингов и их моделей в российских коммерческих банках; - о базовых и внутренних методах формирования рейтингов, а также возможностях их использования в рамках продвинутой методологии; - о российской практике моделирования рейтингов, в том числе внутренних для построения системы риск-менеджмента и систем раннего предупреждения. уметь: - ориентироваться в основных источниках информации по данной проблематике; - проводить анализ контрагентов с использованием рейтингового инструментария; - понимать принципы и использовать возможности по построению моделей рейтингов для российских банков и предприятий, регулирования деятельности мегарегулятором; - систематизировать и обобщать информацию для оперативного поиска данных о рейтингах и сопутствующей информации.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомить слушателей с основными аспектами организации и принципами присвоения рейтингов с акцентом на рейтинги, возможностями и методами их моделирования с учетом рекомендаций регулирующих органов. В курсе обобщены не только методологические положения, но и сделан упор на возможности проведения исследований в этом направлении, прежде всего проведенных применительно к России за последнее десятилетие.
Планируемые результаты обучения
- Иметь представление о внешних и внутренних факторах, оказывающих влияние на устойчивость компаний и бизнеса,
- Иметь представление о базовых и внутренних методах формирования рейтингов, а также возможностях их использования в рамках продвинутой методологии
Содержание учебной дисциплины
- Введение в рейтингиВведение в предмет. Определение рейтингов. Примеры построения и использования. Потребители рейтингов. Рейтинговая деятельность как бизнес. Нужно ли регулирование рейтинговой деятельности? Принципы рейтинговой деятельности. Примеры Сравнение.
- Кредитные рейтинги и рейтинговые агентстваКредитные рейтинги и рейтинговые агентства. Классификация субъектов рейтингования. Рейтинговые шкалы. Классификация рейтингов. Дистанционные рейтинги. Понятие конструктора рейтингов и основные принципы его построения. Учет временной компоненты и порядковых шкал для повышения устойчивости рейтингов. Обзор подходов к формированию кредитных рейтингов. Подход на основе внутренних рейтингов. Базельские соглашения. Система рейтингов. Регулирование рейтинговой деятельности. Регулирование деятельности финансовых институтов и рейтинговых агентств со стороны Банка России.
- Рейтинги в бизнесе и менеджментеОсобенность рейтингов для бизнеса. Классификация рейтингов. Рейтинги конкурентоспособности. Дистанционные рейтинги конкурентоспособности. Опыт рейтингования строительных компаний. Рейтинги агентства РАСК. Примеры рейтингов.
- Рейтинги в спорте и общественных активностяхКлассификация и примеры рейтингов. Разбор конкретных примеров из области спорта и общественной жизни.
- Модели рейтингов и вероятности дефолта. Применение в финансовой сфереМодели рейтингов. Специфика построения моделей рейтингов банков. Особенности рейтингов агентства Moody’s. Модели в различных шкалах. Рейтинги депозитов и рейтинги финансовой устойчивости. Анализ экономической сущности полученных моделей. Особенности использования моделей для российских банков. Верификация. Модели рейтингов промышленных компаний и суверенов. Анализ значимых факторов. Экономическая интерпретация моделей. Прогнозная сила моделей. Верификация моделей. Предпосылки построения системы моделей.
- Сопоставление рейтинговых шкалСопоставление рейтинговых шкал. Статистика рейтинговой активности в России. Классификация методов сопоставления шкал. Описание дистанционного метода и формирование таблиц соответствия. Использование таблиц соответствия рейтинговых шкал в регуляторной деятельности.
- Что общего в различных рейтингах? Заключительные заметкиСопоставление различных рейтингов. Общие положения. Круглый стол вопросов и ответов по теме «Рейтинги».
Элементы контроля
- Контрольная работаОценка за самостоятельную работу отражает качество подготовленного реферата, контрольную работу и лабораторную работу - компьютерный практикум. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем - Осам.работа (в которой равномерно учтены оценки за реферат, контрольную работу и лабораторную работу).
- Реферат
- Лабораторная работаОценка за самостоятельную работу отражает качество подготовленного реферата, контрольную работу и лабораторную работу - компьютерный практикум. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем - Осам.работа (в которой равномерно учтены оценки за реферат, контрольную работу и лабораторную работу).
- ЭкзаменПересдаче подлежит только оценка за экзамен Оэкзамен. Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. Используется арифметический способ округления. Результирующая оценка определяется как средневзвешенная сумма оценок по поставленным вопросам. Например, при оценке ответов на пять вопросов как 3, 5,8, 2 и 10 итоговая оценка после округления составит 6 баллов по 10-бальной шкале.
- Аудиторная работа