• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2017/2018

Рейтинги и их моделирование

Статус: Общеуниверситетский факультатив
Кто читает: Школа финансов
Когда читается: 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Формирование рыночного механизма в России и необходимость глубоких структурных преобразований в банковской сфере, восстановление работы финансовых рынков и использование новых технологий в операционной работе банков невозможно без оценки, анализа и моделирования финансовых рисков и рейтингов как меры рисков, прежде всего кредитных. Приобретѐные знания будут полезны аспирантам и магистрам в их профессиональной деятельности в финансовом секторе и других сферах экономики и государственного управления. Овладение основами оценки деятельности, повысит конкурентоспособность выпускника в научной деятельности в финансовой сфере, где в последнее время усиливаются потребности в навыках и знаниях оценки и управления рисками деятельности. В курсе обобщаются имеющиеся возможности по освоению, в частности, использования рейтингов в эмпирических исследований и в системах риск-менеджмента и раннего предупреждения, как для коммерческих банков, так и для регулятора (пруденциальный надзор, система страхования вкладов). Рейтинги все в большей мере являются показателем надежности контрагентов и заимствований. Они являются важным параметром при принятии инвестиционных решений, допуска к участию в аукционах, конкурсах, тендерах. В данной дисциплине углубленно рассматриваются основополагающие вопросы теории и практики построения и использования моделей рейтингов. В ходе освоения дисциплины решаются следующие задачи: - преподать особенности современной методологии и техники исследований в области рейтингов; - обучить технике академического общения и ведения научной дискуссии; развить коммуникационные и презентационные навыки для эффективного выступления на тему своего исследования и представления его результатов; - ознакомить с примерами «лучшей практики» в области исследований кредитных рейтингов и их моделировании с использованием теоретического и эмпирического инструментария; - отработать умение эффективно пользоваться имеющимися данными. После изучения курса студент должен иметь представление: - о внешних и внутренних факторах, оказывающих влияние на устойчивость компаний и бизнеса, - о международных и российских требованиях к регулированию рисков деятельности, - о проблемах и основных подходах внедрения систем контроля рисков с использованием рейтингов и их моделей в российских коммерческих банках; - о базовых и внутренних методах формирования рейтингов, а также возможностях их использования в рамках продвинутой методологии; - о российской практике моделирования рейтингов, в том числе внутренних для построения системы риск-менеджмента и систем раннего предупреждения. уметь: - ориентироваться в основных источниках информации по данной проблематике; - проводить анализ контрагентов с использованием рейтингового инструментария; - понимать принципы и использовать возможности по построению моделей рейтингов для российских банков и предприятий, регулирования деятельности мегарегулятором; - систематизировать и обобщать информацию для оперативного поиска данных о рейтингах и сопутствующей информации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить слушателей с основными аспектами организации и принципами присвоения рейтингов с акцентом на рейтинги, возможностями и методами их моделирования с учетом рекомендаций регулирующих органов. В курсе обобщены не только методологические положения, но и сделан упор на возможности проведения исследований в этом направлении, прежде всего проведенных применительно к России за последнее десятилетие.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Иметь представление о внешних и внутренних факторах, оказывающих влияние на устойчивость компаний и бизнеса,
  • Иметь представление о базовых и внутренних методах формирования рейтингов, а также возможностях их использования в рамках продвинутой методологии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в рейтинги
    Введение в предмет. Определение рейтингов. Примеры построения и использования. Потребители рейтингов. Рейтинговая деятельность как бизнес. Нужно ли регулирование рейтинговой деятельности? Принципы рейтинговой деятельности. Примеры Сравнение.
  • Кредитные рейтинги и рейтинговые агентства
    Кредитные рейтинги и рейтинговые агентства. Классификация субъектов рейтингования. Рейтинговые шкалы. Классификация рейтингов. Дистанционные рейтинги. Понятие конструктора рейтингов и основные принципы его построения. Учет временной компоненты и порядковых шкал для повышения устойчивости рейтингов. Обзор подходов к формированию кредитных рейтингов. Подход на основе внутренних рейтингов. Базельские соглашения. Система рейтингов. Регулирование рейтинговой деятельности. Регулирование деятельности финансовых институтов и рейтинговых агентств со стороны Банка России.
  • Рейтинги в бизнесе и менеджменте
    Особенность рейтингов для бизнеса. Классификация рейтингов. Рейтинги конкурентоспособности. Дистанционные рейтинги конкурентоспособности. Опыт рейтингования строительных компаний. Рейтинги агентства РАСК. Примеры рейтингов.
  • Рейтинги в спорте и общественных активностях
    Классификация и примеры рейтингов. Разбор конкретных примеров из области спорта и общественной жизни.
  • Модели рейтингов и вероятности дефолта. Применение в финансовой сфере
    Модели рейтингов. Специфика построения моделей рейтингов банков. Особенности рейтингов агентства Moody’s. Модели в различных шкалах. Рейтинги депозитов и рейтинги финансовой устойчивости. Анализ экономической сущности полученных моделей. Особенности использования моделей для российских банков. Верификация. Модели рейтингов промышленных компаний и суверенов. Анализ значимых факторов. Экономическая интерпретация моделей. Прогнозная сила моделей. Верификация моделей. Предпосылки построения системы моделей.
  • Сопоставление рейтинговых шкал
    Сопоставление рейтинговых шкал. Статистика рейтинговой активности в России. Классификация методов сопоставления шкал. Описание дистанционного метода и формирование таблиц соответствия. Использование таблиц соответствия рейтинговых шкал в регуляторной деятельности.
  • Что общего в различных рейтингах? Заключительные заметки
    Сопоставление различных рейтингов. Общие положения. Круглый стол вопросов и ответов по теме «Рейтинги».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Оценка за самостоятельную работу отражает качество подготовленного реферата, контрольную работу и лабораторную работу - компьютерный практикум. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем - Осам.работа (в которой равномерно учтены оценки за реферат, контрольную работу и лабораторную работу).
  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Лабораторная работа
    Оценка за самостоятельную работу отражает качество подготовленного реферата, контрольную работу и лабораторную работу - компьютерный практикум. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем - Осам.работа (в которой равномерно учтены оценки за реферат, контрольную работу и лабораторную работу).
  • неблокирующий Экзамен
    Пересдаче подлежит только оценка за экзамен Оэкзамен. Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. Используется арифметический способ округления. Результирующая оценка определяется как средневзвешенная сумма оценок по поставленным вопросам. Например, при оценке ответов на пять вопросов как 3, 5,8, 2 и 10 итоговая оценка после округления составит 6 баллов по 10-бальной шкале.
  • неблокирующий Аудиторная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.24 * Аудиторная работа + 0.12 * Контрольная работа + 0.12 * Лабораторная работа + 0.12 * Реферат + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Карминский, А., & Трофимова, Е. (2012). Роль Рейтингов В Развитии Бизнес-Процессов Российских Банков.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • КАРМИНСКИЙ А.М., КИСЕЛЁВ В.Ю., & КОЛЕСНИЧЕНКО А.С. (2011). Модели Суверенных Рейтингов И Их Возможности.