• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2017/2018

Современный культурный процесс

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен анализу основных элементов и процессов современной культуры, которая рассматривается как комплекс смыслов, связанных с социальными, политическими, экономическими, технологическими и информационными явлениями современности. Отличительная особенность их сегодняшнего состояния – комплексность и высокая скорость изменений, что вызывает необходимость осмысленной ориентации в этих изменениях, модифицирует старые и порождает новые формы культурных практик и смыслов. Важную роль в этом процессе играют контркультурные реакции, связанные со сложностью и скоростью изменений современного общества. В курсе рассматриваются такие тематические блоки, как «современное искусство и политика»; «функции массовой культуры»; «формы историзации сознания (музеи, памятники, практики реконструкции)»; «пространство, мобильность и автомобильная культура»; «общество переживаний и поиск аутентичности»; «культурное изобретение природы»; «туризм и путешествия»; «смерть и культура кладбища» и т. д.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучить внутреннюю логику исследовательских программ культуры, их методологические особенности и ограничения, их историческое значение.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Уметь аргументировать принятые студентом методы теоретического анализа.
  • Уметь анализировать культурные объекты и практики с использованием инструментария современных исследований культуры.
  • Уметь аргументировать принятые им методы теоретического анализа.
  • Знать основные теоретические подходы, применяемые при анализе современных культурных феноменов.
  • Владеть представлениями о значимости теории культуры для решения прикладных задач культурологии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Некоторые основные теории современного культурного процесса.
    Субъективность и свобода – от Декарта к немецкой классической философии. Субъект в романтизме - Каспар Давид Фридрих. Культурная революция в представлениях о субъекте: «философы подозрения» - Маркс, Ницше, Фрейд. «Процесс цивилизации» Норберта Элиаса. Интериоризационные модели субъективности: Михаил Волошинов, Джордж Герберт Мид и др.
  • Город и городская культура.
    Город и демография: демографическая модернизация. Город как пространство эмансипации. Критика городской культуры и ностальгия по «сообществу». Публичные городские пространства. Что такое публика? Городской фланёр. Город и «креативный класс». Есть ли города в России?
  • Культура и медиа.
    Краткая история медиа: от появления письменности к дигитальной коммуникации. Культурные последствия и эффекты медийных революций. "The medium is the message". Идея свободы слова и современное массовое общество. Медиа и проблема публичности. Война и медиа. Медиа и эмоциональные переживания. Старые и новые медиа: люди телевизора против людей интернета? Феномены современной медикаультуры: фигура селебрити.
  • Культура и реформаторская наука.
    Генеалогия понятия «культурная политика». История вмешательства государства в культуру (в сферу искусств, в том числе коммерческих, медиа, гуманитарное знание и наследие). Что представляет собой сегодня культурный сектор. История политик «демократизации» и «децентрализации». Популизм против элитизма. Доктрина креативного города и ее импликации в правительственных практиках.
  • Коэволюция учреждений культуры и культурных политик.
    Что такое учреждения культуры? Широкое и узкое определение. Культура как один из проектов власти. На что он направлен? Ответ Бурдье: на «габитус». Ответ Жоржа Лапасада: на «институциональное бессознательное». Область чувственного, бессознательного, неотрефлексированных повседневных практик, привычек – как объект воздействия культурных политик. Конкуренция государства и церкви за «управление совестью» населения (Кондорсе).
  • Главные формы государственных культурных проектов в XX в.
    1) Универсальная культура. Вопрос о демократизации ставится с точки зрения доступности предопределенного репертуара. Территориальная децентрализация и нацеленность на регионы, обеспечение доступности базовых культурных услуг. Подход - «географический». Педагогика и образование. Публика - зритель или интерпретатор. Учреждения - союзы и советы по искусствам, классические колледжи. 2) Популистская или антиэлитистская культура. Левые проекты participation. Культура - не знание, которое следует демократизировать, а идентичность, которую надо утверждать. Публика -актер и творец. Формирование разных версий политик идентичности (мультикультурализм, гендер и пр.). Политика «социализация культуры», то есть нацеленность на социальные группы, на собирание всех соц. слоев общества (молодых и стариков, бедных и богатых, мужчин и женщин, коренных и мигрантов). 3) Экономическая или операциональная культура (с 80-ых гг.). Цель - пробудить культурное потребление с помощью развития культурных рынков. Упор на убеждение или соблазн потребителя. Инструменты - коммерциализация и маркетизация культурной индустрии. Публика - потребительский рынок. Политика (демократизация) — делегирование органами власти авторитета в принятии решений посредникам, расположенным между государством и населением (квазиправительственные организации, ассоциации, фонды, корпоративный бизнес, NGO, муниципалитеты). Результаты трех политик.
  • Политика ревитализации (возрождения) локальных сообществ
    Суть момента – утрата актуальности национально определяемых сообществ, национальных идентичностей. Две реакции: 1) консервативная – реанимация национальной идентичности и национальной идеи (память и история); 2) неоконструктивистская – проектирование будущего и проекта (организация локальных сообществ, «соседств», само-регулирующихся и самоуправляемых сообществ). Шерри Арнштайн «Лестница гражданского участия» (1969) и рождение партиципатроной политики (новых урбанистических доктрин вроде advocacy planning). Мэйнстрим- радикальный сдвиг фокуса от Центра к Локусу. Трансформация власти: Центр делегирует власть муниципалитетам, муниципалитеты - местным сообществам (соседствам). Идеологема: «Большое общество» с множеством небольших правительств. Соседство как набор «инструментов для коллективного принятия решений и/или предоставления услуг на суб-локальный уровень» (Лондес и Салливан). Соседство как новая административная единица (Роттердам, Рубе, Москва). Три значения термина «сообщество» (Bell, Newby 1976).
  • Культурные индустрии.
    Определение культурных индустрий, двусмысленность термина. Почему важны культурные индустрии: производство материальных носителей смыслов; влияние на частную жизнь людей и участие в в ее создании; конструирование фикций общественного «я»/«мы»: фантазий, эмоций и идентичности; определение идентичностей (этно-культурных, профессиональных, гендерных и проч. социальных). Сегодня эта сфера эмоционального определяется не только государственным, но и частным коммерческим сектором. Проблематизация «изменений» культурных индустрий: центральное место по отношению к «реальной» экономике; преодоление специализации (глобальные компании работают в разных культурных индустриях); дисперсия (рост количества малых и средних компаний и усложнение их отношений с крупными корпорациями); интернационализация; рост коммуникационных технологий; формирование целевых аудиторий(маркетинг, с акцентом на обращении к «нишевым» аудиториям) и т.д.
  • Медиатизации культурной политики.
    Определение коммуникации, передачи и медиа (Режи Дебрэ «Введение в медиалогию»). Противоположность традиционных, «медленных» способов передачи информации и современных, «быстрых»; исторических медиа и массмедиа. Коммуникационная утопия – переход к повышенным скоростям распространения в пространстве информации, практически одновременной. Кризис передачи (или медиакризис) – в подчинении длительного эфемерному и изменчивому (проявления - непрерывная переделка школьных программ; «реформирование» исторического знания и пр.). Существо кризиса: с одной стороны, ограничение мобильности информации – инертность и стационарность социального, с другой стороны, увеличение скорости медиатизации. «Длительные» схемы распространения культуры; «одновременность» медиараспространения. Медиа как самоорганизующаяся форма жизни, которая подменяет и угрожает силе социального (Кристофер Лэш). Основные эффекты медиа: трансформация ощущений близкого/далекого,присутствия/отсутствия; киберизоляция; стирание различия между «online» и «off-line». От радио к телевидению. Телевидение как объект, медиа и культура.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Итоговый тест по материалам лекций
  • неблокирующий Итоговый тест по материалам семинаров
  • неблокирующий Подготовка и презентация коллективного проекта
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Итоговый тест по материалам лекций + 0.25 * Итоговый тест по материалам семинаров + 0.25 * Подготовка и презентация коллективного проекта + 0.25 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Александер, Д., Куракин, Д., & Шурова, М. (2007). Аналитические Дебаты: Понимание Относительной Автономии Культуры. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BDCE8EDD

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Урри, Д. Как выглядит будущее? / Д. Урри ; пер. с англ. А. Матвеенко ; под науч. ред. С. Щукиной. — Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. - 32 с. - ISBN 978-5-7749-1324-4. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1042633