• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2017/2018

Типологическое разнообразие: языки мира, грамматическая семантика

Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Для успешного освоения дисциплины в качестве пререквизитов необходимо иметь базовое представление о значении следующих терминов: Абсолютив, эргатив, номинатив, аккузатив; Агглютинация; Агенс, пациенс, реципиент; Адлоги, предлоги, послелоги; Аналитизм и синтетизм; Аналитическая конструкция (periphrastic construction); Аффикс, префикс, суффикс, трансфикс, циркумфикс, инфикс, постфикс; Вершинное маркирование, зависимостное маркирование ; Грамматикализация; Грамматическая категория; Грамматическое значение; Дейксис; Диминутив; Дополнительная дистрибуция; Идиом; Изолирующие языки; Изолят; Иконичность; Инкорпорация; Каузатив; Клауза; Клитика, энклитика, проклитика, эндоклитика (=интраклитика); Конверсия; Корень; Кумуляция; Левое ветвление, правое ветвление; Лексема; Лексическое значение; Масдар; Метатеза; Морфема; Морфологическая глосса (посмотреть Leipzig Glossing Rules); Нулевой знак; Грамматическая обязательность; Основа; Относительное предложение ; Парадигма; Позиция Вакернагеля; Полисинтетические языки; Редупликация, полная и частичная; Сегментная морфология, несегментная морфология; Семантическая карта; Сентенциальный актант, сентенциальное обстоятельство; Сингармонизм; Синхрония и диахрония (Соссюр); Слово, грамматическое; Слово, фонетическое; Словоизменение, словообразование; Словоформа; Супплетивизм (сильный, слабый); Чередование
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цели освоения дисциплины включают ознакомление со следующими языковыми феноменами и лингвистическими представлениями: - языковое разнообразие в мировом масштабе; - параметры типологического варьирования человеческого языка; - базовые характеристики основных языковых ареалов мира.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент должен знать базовые характеристики основных языковых ареалов мира.
  • Студент должен знать основные понятия синтаксиса и грамматической семантике, находящиеся в центре внимания современной лингвистики.
  • Студент должен знать классификацию и основные типологические характеристики языков Азии и Океании.
  • Студент должен знать классификацию и основные типологические характеристики языков Новой Гвинеи и Австралии
  • Студент должен знать классификацию и основные типологические характеристики языков Северной Америки.
  • Студент должен знать классификацию и основные типологические характеристики языков Мезоамерики и Южной Америки
  • Студент должен знать классификацию и основные типологические характеристики языков Африки
  • Студент должен уметь ориентироваться в лингвистической географии и генеалогической классификации
  • Студент должен уметь анализировать грамматические явления как ареальные свойства языков
  • Студент должен уметь читать и сопоставлять грамматические описания ранее неизвестных студенту языков
  • студент знает базовые характеристики основных языковых ареалов мира
  • студент умеет ориентироваться в лингвистической географии и генеалогической классификации
  • студент владеет навыками изучения и чтения грамматических описаний типологически различающихся языков
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Ареальная лингвистика и языковые контакты в контексте функциональной типологии
    Основные макроареалы, принципы их выделения (изоглоссы, география, языковые союзы). Соотношение языковых ареалов и языковых семей. Общий обзор основных языковых ареалов мира. Гипотеза макроареалов и ее проблематичность для функциональных объяснений в типологии.
  • Тема 2. Языки Евразии
    Европа: Основные черты языков «среднеевропейского стандарта» (Standard Average European). Влияние «среднеевропейского стандарта» на лингвистические теории. Северная Евразия, Иранские языки и языки Индии. Языки Гималаев. Основные морфосинтаксические характеристики ареала.
  • Тема 3. Языки Юго-Восточной Азии и Океании
    Основные языковые семьи, признаки языкового союза. Важнейшие типологические характеристики: стремление к изоляции, сериальные конструкции.. Австронезийские языки: основные грамматические типы внутри австронезийской семьи (филиппинский, индонезийские, океанийский, возможность выделения других типов). Вопрос о частях речи в филиппинских языках. Залоговая система. Синтаксическая типология языков австронезийской семьи: эргативность, аккузативность и симметричный тип. Особенности аппликативной морфологии. Социолингвистические особенности: языковые регистры. Самостоятельное домашнее задание
  • Тема 4. Языки Новой Гвинеи и Австралии
    Проблемы генетической классификации языков Австралии и Новой Гвинеи. Типологически необычные фонологические системы австралийских и папуасских языков. Австралийские как образец неконфигурационного синтаксиса. Расщепленная эргативность. Сериальные конструкции и прочие конструкции сложной предикации.
  • Тема 5. Языки Северной Америки
    Основные языковые семьи Северной Америки, их типологические характеристики. Полисинтетизм в языках Северной Америки: инкорпорация, проблема описания порядка морфем (на примере атабаскских и эскимосских языков). Инверсивные системы и полиперсонность. Проблема выделения корней и аффиксов в языках Северной Америки. Проблема частей речи в вакашских и салишских языках. Самостоятельное домашнее задание
  • Тема 6. Языки Мезоамерики и Южной Америки
    Основные языковые семьи Месоамерики. Особенности фонологии, морфологии и синтаксиса мезоамериканских языков. Представление о Месоамериканском языковом союзе. Проблема генетической классификации языков Южной Америки. Активный строй и проблема его выделения. «Типологические редкости» и эвиденциальность в языках Южной Америки.
  • Тема 7. Языки Африки
    Генеалогическая классификация неафразийских языков Африки. Зоны особой языковой плотности: центральная Африка. Структура и особенности нигеро-конголезской и нило-сахарской семей. Койсанская проблема. Фонологическое разнообразие в Африке; тоновые языки. Морфологическое разнообразие: системы согласовательных классов в нигеро-конголезских языках; “спрягаемые местоимения” в языках манде. Синтаксический строй языков Африки: аккузативность и эргативность. Сложная предикация в языках Африки. Самостоятельное домашнее задание
  • Тема 8. Языки контактного происхождения. Влияние языковых контактов и социолингвистической вариативности на структуру языка.
    Типы контактных языков: пиджины и креольские языки. Структурные особенности контактных языков. Понятие посткреольского континуума. Проблема смешанных языков. Контактные языки и социальная идентичность. Пиджины и креольские языки на карте мира; пиджины на основе русского языка. Самостоятельное домашнее задание
  • Части речи в языках мира
    Подходы к выделению частей речи. Языки со слабодифференцированными частями речи. Проблема прилагательного – verbal adjective и nouny adjective.
  • Зона имени.
    Категории имени. Число и падеж. Род. Притяжательность. Посессивность и неотчуждаемость.
  • Местоименные грамматические значения.
    Личные иерархии. Пространственный дейксис. Типология указательных местоимений по степени удаленности, личные и дистантные системы. Различия по вертикальности. Средства поддержания референции. Логофоричность, переключение референции, рефлексивные местоимения.
  • Зона глагола. Зона модальности.
    Модальность, ориентированная на говорящего; модальность, ориентированная на основного партиципанта. Эпистемическая и деонтическая модальность. Морфологические модальные категории: императив, оптатив, юссив, гортатив; дебитив. Взаимодействие волитивных категорий и лица; проблема «полной» парадигмы императива. Модальность и подчиненная предикация. Категория ирреалиса. Типы условных конструкций.
  • Зона глагола. Зона вида.
    Структура ситуации и «окно наблюдения». Универсальный инвентарь видовых значений. Итеративность и хабитуальность. Акциональный класс глагола.
  • Зона глагола. Зона времени.
    Категория времени и временная референция. Окно наблюдения. Проблема смешанных систем. Будущее: на стыке времени и модальности. Категория удаленности; проблема «отложенного императива». Таксис. Временные категории в языках мира; распространенные системы временных противопоставлений. Смещенные употребления.
  • Зона глагола. Зона эвиденциальности.
    Типы эвиденциальных значений. Диахронические источники эвиденциальности. Ареалы и языковые семьи, для которых характерна данная категория.
  • Зона глагола. Зона дериваций.
    Залог и диатеза; залог и деривация. Понижающие и повышающие деривации; переходность и подходы к ее определению. Пассив и медиопассив; типичный инвентарь медиопассивных значе-ний. Каузатив. Лабильность. Транзитивизирующие и детранзитивизирующие языки. Аппликативы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольная работа 1
  • неблокирующий контрольная работа 2
  • неблокирующий работа на семинаре
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.12 * контрольная работа 1 + 0.18 * контрольная работа 2 + 0.25 * работа на семинаре + 0.45 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Хубровская, М. Р. (2016). Грамматическая семантика модальных глаголов. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4B468A40

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Dahl, O., & Typology of Languages in Europe (Project). (2000). Tense and Aspect in the Languages of Europe. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=281573
  • Plungian, V. A., & Urmanchieva, A. Y. (2017). The Perfect in Old Church Slavonic: Was It Resultative? ; Перфект в старославянском: был ли он результативным? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7BD85FDE