2017/2018
Типологическое разнообразие: языки мира, грамматическая семантика
Статус:
Майнор
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3, 4 модуль
Преподаватели:
Волков Олег Сергеевич,
Даниэль Михаил Александрович,
Зевахина Наталья Александровна,
Ландер Юрий Александрович
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
80
Программа дисциплины
Аннотация
Для успешного освоения дисциплины в качестве пререквизитов необходимо иметь базовое представление о значении следующих терминов: Абсолютив, эргатив, номинатив, аккузатив; Агглютинация; Агенс, пациенс, реципиент; Адлоги, предлоги, послелоги; Аналитизм и синтетизм; Аналитическая конструкция (periphrastic construction); Аффикс, префикс, суффикс, трансфикс, циркумфикс, инфикс, постфикс; Вершинное маркирование, зависимостное маркирование ; Грамматикализация; Грамматическая категория; Грамматическое значение; Дейксис; Диминутив; Дополнительная дистрибуция; Идиом; Изолирующие языки; Изолят; Иконичность; Инкорпорация; Каузатив; Клауза; Клитика, энклитика, проклитика, эндоклитика (=интраклитика); Конверсия; Корень; Кумуляция; Левое ветвление, правое ветвление; Лексема; Лексическое значение; Масдар; Метатеза; Морфема; Морфологическая глосса (посмотреть Leipzig Glossing Rules); Нулевой знак; Грамматическая обязательность; Основа; Относительное предложение ; Парадигма; Позиция Вакернагеля; Полисинтетические языки; Редупликация, полная и частичная; Сегментная морфология, несегментная морфология; Семантическая карта; Сентенциальный актант, сентенциальное обстоятельство; Сингармонизм; Синхрония и диахрония (Соссюр); Слово, грамматическое; Слово, фонетическое; Словоизменение, словообразование; Словоформа; Супплетивизм (сильный, слабый); Чередование
Цель освоения дисциплины
- Цели освоения дисциплины включают ознакомление со следующими языковыми феноменами и лингвистическими представлениями: - языковое разнообразие в мировом масштабе; - параметры типологического варьирования человеческого языка; - базовые характеристики основных языковых ареалов мира.
Планируемые результаты обучения
- Студент должен знать базовые характеристики основных языковых ареалов мира.
- Студент должен знать основные понятия синтаксиса и грамматической семантике, находящиеся в центре внимания современной лингвистики.
- Студент должен знать классификацию и основные типологические характеристики языков Азии и Океании.
- Студент должен знать классификацию и основные типологические характеристики языков Новой Гвинеи и Австралии
- Студент должен знать классификацию и основные типологические характеристики языков Северной Америки.
- Студент должен знать классификацию и основные типологические характеристики языков Мезоамерики и Южной Америки
- Студент должен знать классификацию и основные типологические характеристики языков Африки
- Студент должен уметь ориентироваться в лингвистической географии и генеалогической классификации
- Студент должен уметь анализировать грамматические явления как ареальные свойства языков
- Студент должен уметь читать и сопоставлять грамматические описания ранее неизвестных студенту языков
- студент знает базовые характеристики основных языковых ареалов мира
- студент умеет ориентироваться в лингвистической географии и генеалогической классификации
- студент владеет навыками изучения и чтения грамматических описаний типологически различающихся языков
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Ареальная лингвистика и языковые контакты в контексте функциональной типологииОсновные макроареалы, принципы их выделения (изоглоссы, география, языковые союзы). Соотношение языковых ареалов и языковых семей. Общий обзор основных языковых ареалов мира. Гипотеза макроареалов и ее проблематичность для функциональных объяснений в типологии.
- Тема 2. Языки ЕвразииЕвропа: Основные черты языков «среднеевропейского стандарта» (Standard Average European). Влияние «среднеевропейского стандарта» на лингвистические теории. Северная Евразия, Иранские языки и языки Индии. Языки Гималаев. Основные морфосинтаксические характеристики ареала.
- Тема 3. Языки Юго-Восточной Азии и ОкеанииОсновные языковые семьи, признаки языкового союза. Важнейшие типологические характеристики: стремление к изоляции, сериальные конструкции.. Австронезийские языки: основные грамматические типы внутри австронезийской семьи (филиппинский, индонезийские, океанийский, возможность выделения других типов). Вопрос о частях речи в филиппинских языках. Залоговая система. Синтаксическая типология языков австронезийской семьи: эргативность, аккузативность и симметричный тип. Особенности аппликативной морфологии. Социолингвистические особенности: языковые регистры. Самостоятельное домашнее задание
- Тема 4. Языки Новой Гвинеи и АвстралииПроблемы генетической классификации языков Австралии и Новой Гвинеи. Типологически необычные фонологические системы австралийских и папуасских языков. Австралийские как образец неконфигурационного синтаксиса. Расщепленная эргативность. Сериальные конструкции и прочие конструкции сложной предикации.
- Тема 5. Языки Северной АмерикиОсновные языковые семьи Северной Америки, их типологические характеристики. Полисинтетизм в языках Северной Америки: инкорпорация, проблема описания порядка морфем (на примере атабаскских и эскимосских языков). Инверсивные системы и полиперсонность. Проблема выделения корней и аффиксов в языках Северной Америки. Проблема частей речи в вакашских и салишских языках. Самостоятельное домашнее задание
- Тема 6. Языки Мезоамерики и Южной АмерикиОсновные языковые семьи Месоамерики. Особенности фонологии, морфологии и синтаксиса мезоамериканских языков. Представление о Месоамериканском языковом союзе. Проблема генетической классификации языков Южной Америки. Активный строй и проблема его выделения. «Типологические редкости» и эвиденциальность в языках Южной Америки.
- Тема 7. Языки АфрикиГенеалогическая классификация неафразийских языков Африки. Зоны особой языковой плотности: центральная Африка. Структура и особенности нигеро-конголезской и нило-сахарской семей. Койсанская проблема. Фонологическое разнообразие в Африке; тоновые языки. Морфологическое разнообразие: системы согласовательных классов в нигеро-конголезских языках; “спрягаемые местоимения” в языках манде. Синтаксический строй языков Африки: аккузативность и эргативность. Сложная предикация в языках Африки. Самостоятельное домашнее задание
- Тема 8. Языки контактного происхождения. Влияние языковых контактов и социолингвистической вариативности на структуру языка.Типы контактных языков: пиджины и креольские языки. Структурные особенности контактных языков. Понятие посткреольского континуума. Проблема смешанных языков. Контактные языки и социальная идентичность. Пиджины и креольские языки на карте мира; пиджины на основе русского языка. Самостоятельное домашнее задание
- Части речи в языках мираПодходы к выделению частей речи. Языки со слабодифференцированными частями речи. Проблема прилагательного – verbal adjective и nouny adjective.
- Зона имени.Категории имени. Число и падеж. Род. Притяжательность. Посессивность и неотчуждаемость.
- Местоименные грамматические значения.Личные иерархии. Пространственный дейксис. Типология указательных местоимений по степени удаленности, личные и дистантные системы. Различия по вертикальности. Средства поддержания референции. Логофоричность, переключение референции, рефлексивные местоимения.
- Зона глагола. Зона модальности.Модальность, ориентированная на говорящего; модальность, ориентированная на основного партиципанта. Эпистемическая и деонтическая модальность. Морфологические модальные категории: императив, оптатив, юссив, гортатив; дебитив. Взаимодействие волитивных категорий и лица; проблема «полной» парадигмы императива. Модальность и подчиненная предикация. Категория ирреалиса. Типы условных конструкций.
- Зона глагола. Зона вида.Структура ситуации и «окно наблюдения». Универсальный инвентарь видовых значений. Итеративность и хабитуальность. Акциональный класс глагола.
- Зона глагола. Зона времени.Категория времени и временная референция. Окно наблюдения. Проблема смешанных систем. Будущее: на стыке времени и модальности. Категория удаленности; проблема «отложенного императива». Таксис. Временные категории в языках мира; распространенные системы временных противопоставлений. Смещенные употребления.
- Зона глагола. Зона эвиденциальности.Типы эвиденциальных значений. Диахронические источники эвиденциальности. Ареалы и языковые семьи, для которых характерна данная категория.
- Зона глагола. Зона дериваций.Залог и диатеза; залог и деривация. Понижающие и повышающие деривации; переходность и подходы к ее определению. Пассив и медиопассив; типичный инвентарь медиопассивных значе-ний. Каузатив. Лабильность. Транзитивизирующие и детранзитивизирующие языки. Аппликативы.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.12 * контрольная работа 1 + 0.18 * контрольная работа 2 + 0.25 * работа на семинаре + 0.45 * экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Хубровская, М. Р. (2016). Грамматическая семантика модальных глаголов. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4B468A40
Рекомендуемая дополнительная литература
- Dahl, O., & Typology of Languages in Europe (Project). (2000). Tense and Aspect in the Languages of Europe. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=281573
- Plungian, V. A., & Urmanchieva, A. Y. (2017). The Perfect in Old Church Slavonic: Was It Resultative? ; Перфект в старославянском: был ли он результативным? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7BD85FDE