• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2017/2018

Мозг и психика

Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления «Психология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Мозг и психика». Программа разработана в соответствии с: · Оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению «Психология»; · Образовательной программой «Психология». В качестве лекционного материала частично используется онлайн курс "Мозг и психика" (размещен на платформе "Открытое образование" https://openedu.ru/course/hse/BRAPS/ автор О.О. Зинченко, программу реализует НИУ ВШЭ)
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знать о соотношении психических процессов и работы мозга, психофизиологии основных психических процессов и функций
  • Знать историю развития нейронауки в контексте развития когнитивных наук
  • Знать основные методы психофизиологического исследования.
  • Уметь анализировать опубликованные научные статьи в сфере нейронаук и когнитивной психофизиологии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • анализирует представления о локализации психических функций в 18-20 вв.,
  • сравнивает символьный, модульный, нейросетевой подходы в когнитивной науке
  • Знает области применения прямых и непрямых, инвазивных и неинвазивных методов изучения мозга
  • Знает строение мозга человека (основные структуры и функции)
  • Знает представления о психофизической и психофизиологической проблеме
  • Знает основные философские подходы к решению психофизической и психофизиологической проблем
  • Знает строение сенсорных систем
  • Знает принципы работы зрительной системы человека
  • Знает основные механизмы ощущения и восприятия
  • Знает строение мозговых систем внимания
  • Анализирует теории внимания
  • Знает структуры мозга, обеспечивающие работу памяти
  • Знает виды и функции памяти
  • Знает основные мозговые системы, отвечающие за эмоции
  • Знает виды и функции эмоций
  • Знает исторические представления о теориях сна
  • Знает виды и функции сна, виды и функции сновидений
  • Знает виды и функции мышления
  • Знает мозговые механизмы мышления
  • Анализирует представления о структурной и функциональной асимметрии мозга
  • Знает базовые представления о межполушарной асимметрии и межполушарном взаимодействии для высших психических функций
  • Знает основные представления об эмпатии, ментализации, "модели психического" и их мозговых механизмах
  • Знает мозговые основы системы "социального мозга"
  • Знает представления об организации движений и их мозговые основы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в когнитивную науку и нейронауку.
    Развитие представлений о локализации психических функций в 18-20 веках. Исследования мозга и поведения в России и СССР: представления И.П. Павлова, условный и безусловный рефлексы и их мозговая организация. Классическая функциональная система П.К. Анохина и системная психофизиология. Кризис бихевиоризма и появление когнитивной науки. Связь психики и мозга в когнитивной психологии: символьный подход, модульный подход, нейросетевой подход. Полемика о роли нейрофизиологических данных для психологии.
  • Методы нейронаук
    Аппаратные методы исследования в когнитивной нейронауке: инвазивные и неинвазивные, прямые и непрямые (ФПГ, КГР, ЭЭГ, ВП, регистрация активности отдельных нейронов, окулография, БОС; ТМС, фМРТ, МЭГ). Метод вычитания в психологии и нейронауках: возникновение, обоснование, критика. Двойная диссоциация: возникновение метода, обоснование, критика. Нервная система (НС): нейроны и их взаимодействие, центральная и периферическая НС, структуры головного мозга, вегетативная НС.
  • Мозг и психика. Современное состояние психофизической и психофизиологической проблемы. Психофизиология сознания
    Постановка психофизической проблемы в XVII веке. Взгляды Декарта, Спинозы, Лейбница и Гоббса. Современные представления о психофизической проблеме. Поиск коррелятов сознания
  • Восприятие
    Общие принципы работы сенсорных систем. Строение сенсорных систем. Строение зрительной системы: обработка информации на уровне сетчатки, ЛКТ и в первичной зрительной коре. Работа зрительной системы: подсистемы "что" и "где". Осознание зрительной информации. Механизмы цветового зрения. Онтогенез зрительной системы. Специализация нейронов зрительной системы: классические подход; "зрение" в рамках системной психофизиологии; эксперименты по восприятию шрифта Брайля и др.
  • Внимание
    Исследования ориентировочного рефлекса в школе И.П.Павлова и у Е.Н. Соколова. Теории фильтра. Ресурсные теории внимания. Системы внимания по М. Познеру: появление и развитие представлений. Актуальные вопросы когнитивной психологии внимания и роль нейронаук.
  • Память
    Виды памяти: долговременная (семантическая и эпизодическая), кратковременная, сверхкратковременная. Эксплицитная и имплицитная память. Рабочая память. Структуры мозга обеспечивающие работу памяти. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга
  • Эмоции
    Эмоции и их мозговой субстрат: роль лимбической системы, межполушарная асимметрия. Системы эмоций по Панксеппу. «Система страха», система положительного подкрепления. Вегетативные индикаторы эмоций. Лицевая экспрессия и эмоции. Детектор лжи и эмоции.
  • Сон и бодрствование
    Феноменология сна. Развитие представлений о сне: теории пассивного и активного сна. Медленный и быстрый сон: проявления, центры, предположительная роль и эффекты депривации. Функции сна.
  • Мышление, принятие решений и мозг
    Мышление как принятие решений. Мышление как решение задач. Виды и функции мышления. Мозговые механизмы мышления.
  • Индивидуальные различия и мозг
    Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие. Структурная и функциональная асимметрия
  • Социальный мозг
    Эмпатия, ментализация, "модель психического". Мозговые основы системы "социального мозга". Теория системы зеркальных нейронов. Групповое поведение.
  • Моторная система
    Мозговые основы построения движений. Виды движений.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание 1 (реферат)
  • неблокирующий Домашнее задание 2 (отчет по проведению/прохождению эксперимента)
  • неблокирующий Контрольная работа (тест)
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Итоговый экзамен
    Студенты, "накопленная" (т.е. вся оценки без экзамена) оценка которых составляет 75% или более от максимальной возможной "накопленной" получают "автомат" (округление производится стандартно). Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе lms (lms.hse.ru). Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: возможность работы с lms. В лмс во время, выделенное для экзамена, будет открыт доступ к тесту, на его выполнение дается 30 минут. В тесте будет один вопрос, на который нужно будет дать развернутый ответ. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться текстами для подготовки. Повторная сдача проводится аналогично.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Активность на семинарах + 0.12 * Домашнее задание 1 (реферат) + 0.06 * Домашнее задание 2 (отчет по проведению/прохождению эксперимента) + 0.4 * Итоговый экзамен + 0.12 * Контрольная работа (тест)