• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоиск
2017/2018

Становление новой эстетической парадигмы: модернизм и идея автономного искусства (1880—1950)

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Курс представляет собой важную составную часть комплексного обучения гуманитария, он методологически связан с другими дисциплинами гуманитарного цикла (теорией и историей культуры, историей философии) и содержит подробный обзор оформившегося в последней трети XIX - первой половине XX вв. типа художественного мышления и культурного движения, получившего название «модернизм». В основе модернистского мировоззрения лежит множественность позиций и точек зрения. Модернизм как важнейший пласт культуры трактуется как в рамках курса как множество относительно самостоятельных направлений и школ, различных по творческим задачам и историческому значению. Большинство из них объединены идеей преобразования человека и общества посредством искусства и техники.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов навыки описания и интерпретации феноменов искусства модернизма; и ознакомить их с понятийным аппаратом и методами исследования художественного процесса последней трети XIX – первой половины XX вв.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать историю становления и развития различных концепций искусства; работы и научные труды историков, искусствоведов и критиков.
  • Знать современный концептуально-понятийный аппарат, необходимый для анализа явлений художественной культуры последней трети XIX – первой половины XX вв.
  • Уметь выявлять, анализировать, структурировать и сопоставлять факторы, формирующие поле художественной культуры эпохи модернизма.
  • Иметь навыки интерпретации и репрезентации результатов комплексного исследования художественных явлений последней трети XIX – первой половины XX вв. с использованием культурологических, исторических, искусствоведческих методов, приёмов философии эпохи модернизма и других методик.
  • Уметь выявлять, анализировать, структурировать и сопоставлять закономерности функционирования арт-рынка и механизмов работы художественных институций.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Истоки модернизма.
    Интеллектуальные и художественные течения XIX века. Культурный контекст перелома веков. Кризис традиции. Рождение модернизма из духа fin de siècle.
  • Проблема терминологии и хронологии.
    Модернизм в контексте Модерна. Основные течения модернистского искусства.
  • Изобразительное искусство эпохи модернизма.
    От реализма к беспредметности. Направления искусства 20-го века – кубизм, футуризм, фовизм, дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм, абстрактный экспрессионизм. Реалистические тенденции в искусстве 20-го века.
  • Архитектура и дизайн эпохи модернизма.
    Футуризм и русский конструктивизм. Становление дизайна, Баухауз, ВХУТЭМАС. Функционализм – «дом – машина для жилья». Интернациональный стиль. Отдельные течения в рамках интернационального стиля. Рецидивы неоклассицизма и тоталитарные режимы. Примат эргономики и научно-ориентированный дизайн.
  • Скульптура и декоративно-прикладное искусство эпохи модернизма.
    Кинетизм: свет и движение в произведении искусства. Текучесть и динамизм форм. Авторская фантазия и реалии индустриального общества. Огюст Роден, Аристид Майоль.
  • Художественные эксперименты Модернизма.
    Приоритет новизны как творческий принцип искусства модернизма. Механизмы культурной памяти культуры модернизма.
  • Модернизм как стиль эпохи.
    Понятие стиля эпохи. Модернизм за рамками искусства? Культура рубежа XIX-XX вв. как культура «эпохи модернизма».
  • Новые культурные формы: фотография и кинематограф.
    Новый художественный язык и новая картина мира. Демократизация сферы визуальной образности. Феномен «технической воспроизводимости» произведений искусства. Серийность и массовость в искусстве.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинаре
  • неблокирующий Письменный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.6 * Активность на семинаре + 0.4 * Письменный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • составители Н. А. Хренов, А. С. Мигунов - Эстетика и теория искусства XX века: Хрестоматия - Издательство "Прогресс-Традиция" - 2008 - 688с. - ISBN: 5-89826-290-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/77142

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гегель Г. - Эстетика. Том I - Издательство "Лань" - 2013 - 321с. - ISBN: 978-5-507-11686-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/5915
  • Гегель Г. - Эстетика. Том II - Издательство "Лань" - 2013 - 316с. - ISBN: 978-5-507-11687-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/5916
  • Гегель Г. - Эстетика. Том III - Издательство "Лань" - 2013 - 612с. - ISBN: 978-5-507-11688-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/5917