• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2017/2018

Экономические основы предпринимательства

Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Преподаватели: Рассказова Альбина Николаевна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая рабочая программа дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Настоящая дисциплина относится к циклу/блоку дисциплин, обеспечивающих бакалавр-скую подготовку. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: рыночная аналитика; предпринимательские проекты: управление и реализация
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ключевой целью освоения дисциплины «Экономические основы предпринимательства» является развитие компетенций в области формирования фундаментальных знаний, связанных с анализом разного рода информации, результаты которого способствуют повышению эффективности подготовки предпроектных решений и бизнес-моделирования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способность оценивать потребность в ресурсах и планировать их использование при решении задач в предпроектной деятельности
  • Способность собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических показателей, характеризующих эффективность проекта
  • Способность выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Место компании на рынке
    Условия и решения для эффективного положения компании на рынке. «Три кита», на которых держится стратегия выхода на рынок и четыре вопроса, на которые необходимо ответить, чтобы занять выгодное положение на рынке. Понятие, основные решения, элементы и главные условия эффективного позиционирования. Ошибки, связанные с позиционированием. Стратегии позиционирования: на уровне, в зависимости от степени новизны товара, по отношению к маркам конкурентам, по размещению в товарной категории, по типу выбранных свойств, по количеству этапов и избранных позиций. Понятие атрибута позиционирование. Альтернативные типы позиционирования.
  • Конкурентный анализ
    Понятие конкуренции. Внешние факторы конкуренции: анализ в отрасли, модель пяти слагаемых конкуренции (М. Портер). Конкурентный анализ рынков. Классификация рынков: модель Э. Чемберлина, критерии конкуренции на рынке, модель Дж. Блейна. Анализ конкурентных позиций компании на рынке. Выбор конкурентной стратегии: лидерство в снижении издержек, фокусирование, стратегия ухода от конкурентной борьбы. Конкурентные роли на рынке: претендент, лидер, последователь, «нишевик». Оценка конкурентоспособности: алгоритм оценки, бенчмаркинг, интегральный показатель конкурентоспособности
  • Кто наши клиенты?
    Поведенческая теория: элементы покупательского поведения. Типология потребителей. Функции покупателя конечного и корпоративного. Модель потребительского поведения: «стимул-реакция». Процесс принятия решения потребителем – физлицом: этапы процесса, критерии принятия решения. Процесс принятия решения потребителем – юрлицом: этапы процесса. Сегментирование потребителей: этапы процесса, стратегии расширения рынка, увеличения своей доли на рынке. Исследование поведения потребителей: цели и методы исследования, выявление и верификация потребителей предлагаемого рынку продукта.
  • Проекты в предпринимательской деятельности
    Организационный подход в проектной деятельности. Жизненный цикл проекта. Планирование проекта. Временные рамки проекта и ресурсы. Управление рисками и изменениями в проекте. Оценка эффективности проекта. Определение стартапа и его отличие от обычных проектов. Функции стартап-менеджеров. Разновидности стартапов: интернет-стартапы, стартапы по разработке устройств, стартапы с использованием франшизы. Ключевые составляющие стартапов.
  • Описание и анализ бизнес-модели
    Понятие бизнес-модели. Инновации в бизнес-моделировании. Описание и анализ ключевых блоков бизнес-моделирования: потребительские сегменты, ценностные предложения, каналы сбыта, взаимоотношения с клиентами, денежные потоки, ключевые ресурсы, ключевые виды деятельности, ключевые партнеры, структура издержек. Бизнес-модели со сходными характеристиками, сходной структурой или сходным поведением.
  • Методический инструментарий построения бизнес-модели
    Технологии и инструменты для создания лучших и более инновационных бизнес-моделей. Построение бизнес-моделей по методу «Подсказки потребителя». Генерирование новых идей, как метод бизнес-моделирования. Метод визуализации: ценность образного мышления. Исследование бизнес-моделей на основе метода прототипирования: дизайнерский подход, масштаб прототипов. Ценность сторителлинга. Метод сценариев, как структурирование бизнес-моделирования путем конкретизации и детализации контекста дизайна.
  • Стратегии бизнес-моделирования
    Стратегии бизнес-моделирования. Четыре стратегических области. Среда бизнес-моделирования: контекст, движущие факторы дизайна и ограничения. Оценка бизнес-моделей: оценка угроз, оценка возможностей. Бизнес-модели и стратегия голубого океана, как способ анализа ценностных предложений, бизнес-моделей в целом и изучения новых потребительских сегментов. Управление множественными бизнес-моделями в рамках предприятия: проблема выбора между интеграцией и разделением.
  • Экономическая оценка бизнес-модели проекта
    Критериев оценки бизнес-модели проекта. Сложность реализации бизнес-модели: принципы реализации, новизна применения существующего продукта/услуги, зависимость успеха в результате реализации от других факторов, требование использования новых сложных систем, требование дополнительного согласования. Выгоды от реализации проекта: обеспечение улучшения качества товара/услуги, обеспечение уникального ценового преимущества и т.д. Масштаб использования результатов реализации проекта: возможность тиражирования проекта, заинтересованность управленческих кадров в реализации проекта.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашняя работа
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Домашняя работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Предпринимательство : учебник / М.Г. Лапуста. — Изд. испр. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 384 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/774327

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бизнес-планирование: Учебное пособие / Баринов В. А. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 272 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование) (Обложка) ISBN 978-5-00091-082-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/556736
  • Кузьмина Е. Е. - ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 417с. - ISBN: 978-5-534-07575-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/predprinimatelskaya-deyatelnost-437823
  • Предпринимательство. Организация и экономика малых предприятий: Учебник / Н.Г. Забродская. - Москва : Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 263 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9558-0367-8 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/453430
  • Сарченко, В. И. Общие основы и практика малого и среднего предпринимательства в градостроительстве [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В. И. Сарченко, Г. Ф. Староватов. – Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2014. – 220 с. - ISBN 978-5-7638-3021-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=505751
  • Управление конкурентоспособностью : учеб. пособие / В.А. Быков, Е.И. Комаров. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2018. — 242 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Президентская программа подготовки управленческих кадров). — www.dx.doi.org/10.12737/20892. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/942745
  • Чеберко Е. Ф. - ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 219с. - ISBN: 978-5-534-05041-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/predprinimatelskaya-deyatelnost-441329