• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2017/2018

Основы международного бизнеса

Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Преподаватели: Беляков Владимир Григорьевич, Васильев Филипп Валерьевич, Веретённик Елена Вадимовна, Грищенко Татьяна Юрьевна, Зеленская Елена Михайловна, Кудрявцева Елена Игоревна, Курылев Андрей Владимирович, Липатников Виталий Сергеевич, Лисовский Александр Владимирович, Шакина Елена Анатольевна
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к блоку дисциплин дополнительного профиля (майнора) «Международный бизнес». Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Кросс-культурные коммуникации» (Сross-Cultural Communication); «Мировая экономика и международная торговля»; «Международный маркетинг» (International Marketing)  
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Приобретение студентами знаний о категориях транснационализации и глобализации мировой экономики;
  • Формирование систематизированного представления о понятийном аппарате международного бизнеса;
  • Приобретение студентами знаний о интернационализации хозяйственной жизни и формах ее проявления;
  • Приобретение студентами знаний о видах и формах международного бизнеса, его стратегиях, концептуальных основ их разработки;
  • Формирование практических навыков, необходимых для профессиональной деятельности в области международного бизнеса;
  • Расширение у студентов профессионального кругозора.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основы организации и общие правила регулирования международной предпринимательской деятельности на международном и национальном уровне; научные принципы и практику организации и управления международным бизнесом; специфику и особенности российской практики организации и ведения международной предпринимательской деятельности.
  • Уметь анализировать взаимосвязи интернационализации хозяйственной жизни в различных формах; выявлять роль и механизмы международных организаций в регулировании международного бизнеса; при анализе конкретных ситуаций международных компаний.
  • Уметь обосновать выбор основных конкурентных стратегий на глобальных рынках; выявлять основные региональные аспекты ведения международного бизнеса; анализировать и интерпретировать статистические данные международной торговли на основе международной и российской статистики.
  • Иметь навыки чтения и анализа академической литературы по международному бизнесу; различать различные формы ведения международного бизнеса; владеть методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью основных инструментов международной экономики и менеджмента.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. История развития международного бизнеса
    Этапы становления менеджмента. Выдающиеся личности и их достижения в истории менеджмента. Научное управление. Ф.У. Тейлор. Административная школа. А.Файоль. Хотторнский эксперимент и его основные выводы. Концепция Мэйо. Практики менеджмента. Свременные школы менеджмента. Логика возникновения и функционирования организаций.
  • Тема 2. Среда организации
    Системные признаки организаций: международный опыт. Новая парадигма планирования. Цели: миссия, видение, стратегия. Каскадирование корпоративной стратегии. SMART – критерий для построения грамотных целей. Среда организации: внутренний и внешний уровни. Внутренняя среда организации: 3 подхода к структурированию (ресурсно-целевой, сферный, институциональный).
  • Тема 3. Глобализация бизнеса
    Парадигма менеджмента в 21 веке. Определение понятие «менеджмент». Современные модели менеджмента. Процессный подход как концепция управленческой мысли. Функции менеджмента.
  • Тема 4. Международные стандарты управления проектами
    Общие понятия о проектной деятельности. Инвестиционные и инновационные проекты. Модель проектно-ориентированной системы управления. Основные национальные стандарты управления проектами. Старший международный стандарт по управлению проектами ISO 21500:2012. Стандарт P2M - япoнcкий подxoд к yпpaвлeнию cлoжными пpoeктaми внeдpeния иннoвaциoнныx тexнoлoгий нa ypoвнe пpeдпpиятий в нecтaбильнoй cpeдe. P2M-мышлeниe – oт cлoжнoй пpoблeмы к мoдeлям пpoeктa. Национальный стандарт Великобритании PRINCE2 - проекты в контролируемых условиях. Семь принципов, семь тем и семь процессов. Проектный менеджмент в Китае. Китайский национальный стандарт C-PMBoK. Квалификационные стандарты и сертификация специалистов по управлению проектами IPMA, PMI, СОВНЕТ. Структура и требования стандарта PMBoKv.5. Типы и виды проектов. Жизненный цикл проекта. Взаимосвязи жизненного цикла проекта и продукта. Фазы проекта. Набор и управление командой проекта. Ключевые участники проекта. Управление стейкхолдерами проекта. Влияние организации на управление проектами. Программы и портфели проектов. Офис управления проектами (PMO). Закрытие проекта.
  • Тема 5. Внешнеэкономическая деятельность, международный контракт
    Способы установления контактов продавцом (твердая оферта, свободная оферта), способы установления контактов покупателем; оформление договора. Договор международной купли-продажи товаров, его содержание. Разновидности цен, применяемые в международной торговле. Основные задачи "ИНКОТЕРМС". Базисные условия транспортировки. Условия поставки с указанием обязанностей сторон. Расчет цены товара в зависимости от базисных условий поставки при перевозке железнодорожным и морским транспортом. Инкассо. Чистое и документарное инкассо. Аккредитив. Покрытый (депонированный), непокрытый (гарантированный), отзывной, безотзывной, подтвержденный, неподтвержденный, трансферабельный (переводной), револьверный (возобновляемый) аккредитив. Аккредитив “с красной оговоркой”. Резервный аккредитив или аккредитив стэнд – бай. Компенсационный аккредитив (встречный). Банковский перевод. Обменный курс. Текущий курс (спот-курс). Срочный (форвардный) курс. Прямая и косвенная котировка. Кросс-курс. Правила расчета кросс-курса. Форвардные операции.
  • Тема 6. Корпоративное управление в иностранных компаниях
    Корпоративный бизнес. Организационные формы корпоративной модели бизнеса. Транснациональные корпорации. Участники корпоративных отношений. Организация контроля за менеджментом со стороны акционеров. Совет директоров в системе корпоративного управления. Отношения между различными группами акционеров. Отношения компании с другими заинтересованными группами (стейкхолдерами). Основные принципы теории корпоративного управления. Сравнительный анализ систем. Американская модель корпоративного управления. Континентальная модель (французская и немецкая). Корпоративное управление в переходных экономиках Налоговое планирование и офшорный бизнес. Офшорные юрисдикции. Налоговые гавани.
  • Тема 7. Стратегии международного бизнеса
    Анализ среды международного бизнеса. Политическая и экономическая среда. Социокультурная среда. Риски в международном бизнесе и методы их анализа. Критерии выбора внешнего рынка. Модели выбора внешнего рынка. Последовательность выхода на внешние рынки. Стратегии выхода на внешние рынки: экспортные, промежуточные и иерархические. Преимущества и недостатки различных типов стратегий. Развитие конкурентоспособности компании на международном рынке. Внешние и внутренние факторы выбора внешнего рынка. Сегментация внешних рынков. Критерии сегментации. Макро и микросегментация. Оценка емкости рынка. Выбор целевого сегмента. Стратегии расширения рынка. Типы стратегий проникновения на внешние рынки. Факторы выбора стратегии проникновения. Анализ транзакционных издержек. Экспортные стратегии: прямой, непрямой и совместный экспорт. Промежуточные стратегии: контрактное производство, лицензирование, франчайзинг, совместные предприятия. Иерархические стратегии.
  • Тема 8. Международные стандарты управления человеческими ресурсами
    Глобальные человеческие ресурсы. Исторические предпосылки глобализации HR. Концепция человеческого потенциала и человеческого капитала. Факторы глобализации в области труда. Факторы дифференциации глобальной рабочей силы. Ключевые задачи в области глобального HR: вызовы и ответы на них Международные организационные модели. Глобализация производства: типология компаний на международном рынке труда. Типология организации интернационального труда. Основные тренды в области глобального HRM. Стратегия компании и стратегия HRM. Ценности HRM. Примеры действий международных компаний в области HRM Культурно-экономические стандарты в различных странах: продолжительность рабочей недели, соотношение доходов разных категорий работников, трудовые привычки. Кросс-культурные и интернациональные команды: сходство и различие. Особенности формирования удаленных рабочих мест и организации трудового взаимодействия. Многообразие культур Отбор персонала. Технологии развития персонала. Подходы к формированию компенсаций. Основные принципы карьерного развития в мировых компаниях. Управление экспатриантами.
  • Тема 9. Практики ведения международного бизнеса
    Гостевые лекции международных компаний по темам курса.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Участие в решении задач, кейсов и обсуждении тем курса
  • неблокирующий Контрольная работа
    Проводится в письменном виде по материалам лекций и семинарских занятий на семинарах во время первой недели второго модуля. Продолжительность контрольной работы - 30 минут. Количество вопросов – 25. Меньше 12 правильных ответов на вопросы за контрольную работу выставляется оценка – 0 баллов.
  • блокирующий Экзамен
  • неблокирующий Домашнее задание
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Домашнее задание + 0.25 * Контрольная работа + 0.25 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Международный бизнес: Учебное пособие / В.А. Михалкин. - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2012. - 320 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9776-0233-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/315695
  • Международный бизнес: Учебное пособие / В.К. Поспелов, Н.Н. Котляров, Н.В. Лукьянович, Е.Б. Стародубцева; Под ред. В.К. Поспелова. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 256 с.: 60x90 1/16. (обложка) ISBN 978-5-9558-0355-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/443413

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Drucker, P. F., Economy, P., & Hesselbein, F. (2015). Peter Drucker’s Five Most Important Questions : Enduring Wisdom for Today’s Leaders. Hoboken, New Jersey: Jossey-Bass. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=966151
  • KEOUGH, W. (2012). The Toyota Way to Lean Leadership: Achieving and Sustaining Excellence through Leadership Development. The Journal of Applied Christian Leadership, 6(2), 135–136. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=117094865
  • Lamond, D. (2010). Managing the Future : Selections From the 1st Global Peter F. Drucker Forum 2009. [England]: Emerald Group Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=329896
  • Livingston, J. (2007). Founders at Work : Stories of Startups’ Early Days. Berkeley, CA: Apress. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=255482
  • Waterman, D. (2005). Hollywood’s Road to Riches. Cambridge, Mass: Harvard University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=282264
  • Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует / Адизес И.К., - 7-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 264 с.: ISBN 978-5-9614-5406-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912757
  • Поляков В.В., Щенин Р.К., ред. - Мировая экономика и международный бизнес. Экспресс-курс: учебник, 2-е изд., перераб. и доп. - КноРус - 2010 - 278с. - ISBN: 978-5-406-00466-1 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/254132