• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2017/2018

Литературный канон: ключевые тексты в исторической перспективе

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Преподаватели: Калугин Дмитрий Яковлевич, Родин (Маслов) Борис Павлович, Школьников Вадим Валерьевич
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе данного курса студенты студенты знакомятся с основными параметрами литературного канона, его теорией, а также на примере кейсов из сравнительной истории литературы - русской и западно-европейской - оценивают релятивность культурного капитала, стоящего за той или иной фигурой или тенденцией на протяжении новой и новейшей истории словесного искусства.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить студентов с основными формами знания о человеке и общества с точки зрения их становления в два ключевых, с точки зрения сегодняшнего дня, периода истории западноевропейской цивилизации
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает основные вехи в становлении дисциплин и форм знания в античности и в XIX-XX вв., иметь представление о наиболее значимых историко-культурых факторах, обусловивших формирование современных наук о человеке и обществе.
  • Студент умеет в интенсивном диалоге обсуждать литературные тексты повышенной сложности и аргументированно защищать свою точку зрения, а также развивать свою аргументацию в письменных эссе.
  • Студент владеет базовыми навыками филологического анализа текста (композиция, построение характера, фабула и сюжет, риторические стратегии, элементы стилистики).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что такое литература и как она устроена?
    Понятие литературы и литературных институций. Проблема литературного текста и его специфики. Литература и другие виды искусства. Антитеза формы и содержания в художественном тексте: природа информативности художественного текста. Инстанция автора в тексте. Герменевтика художественного текста. Литературные жанры и их типология. Организация повествования. Литература как мимесис. Понятие хоронотопа, композиции, авторской точки зрения. Литература и читатель. Текст с точки зрения восприятия. Понятие герменевтического круга.
  • Литературные генералы: что такое литературный канон
    Проблема фикциональности в литературе: характер вымысла в художественном тексте. Установка читателя. Тексты документальные и фикциональные и взаимопроникаемость вымысла и документа.
  • История книги как история литературы
    История отношений человека и книги. Исследование читателей и чтения как область изучения культуры. От устного текста к письменному. От свитка к кодексу и трансформации чтения в христианскую эпоху. Читательские практики в античности и в Средние века. Чтение в XVIII веке: трансформация традиционных парадигм. Руссо и чтение романов. Человек эпохи сентиментализма. Романтизм и чтение. Чтение как формирование субъекта. Современные читательские практики. Электронные книги и конец гуттенберговской эпохи.
  • Литература-реальность-литература
    Литература и реальность: проблема мимесиса. Понятие мимесиса и его значения для литературы. Проблема мимесиса у Платона и Аристотеля. Современные концепции мимесиса. Чему и как подражает литература: проблема литературных эпох и стилей. Подражание подражанию: работа литературного текста. Способы отождествления с героем литературного текста. Литература-реальность-литература: взаимообусловленность жизни и литературного текста. Поиск альтернативных моделей существования.
  • Литература и опыт
    История понятия «Опыт» и понятие жизненного опыта. Кризис морали в эпоху религиозных войн. Метаморфозы образа философа в начале Нового времени. Явление частного человека и новые границы публичного и приватного. Опыт, о котором можно рассказать и о котором рассказать нельзя. Человечество и опыт тотального уничтожения. Интерпретации Холокоста.
  • Что такое историческое событие и исторический факт?
    Понятие историографии.
  • Что такое исторический источник?
    Марк Блок и мастерская историка. Источник как свидетельство и как улика. Виды источников. Критика источника.
  • Репрезентации власти
    Репрезентации власти. Понятие репрезентации. И. Гофман «Представление себя другим в повседневной жизни». Н. Элиас «Придворное общество». Питер Бёрк о конструировании образа Людовика XIV. Концепция “Сценария власти” Р. Уортмана.
  • Исследования исторической памяти.
    Пьер Нора и понятие “места памяти”. Хальбвакс и “коллективная память”.
  • История и чувства: эмоциональное переживание события
    Люсьен Февр. “Чувствительность и история”. Н. Элиас и идея возникновения европейской цивилизации как становления практик контроля над проявлениями эмоций. Питер и Кэрол Стирнз и понятие “эмоционального стандарта”. Биологические константы и культурные переменные в анализе эмоций. Модель эмоционального процесса Николаса Фрайды и Батья Месквито. Исторические события в зеркале эмоций. Эмоция как риторический акт и “нарративное образование” (Т. Сарбин). Индивидуальное переживание как аномалия. Андрей Зорин исследует русскую эмоциональную культуру конца XVIII-XIX века.
  • История как литература
    От историографии к историописанию.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменные задания
    Наблюдения над прочитанными текстами, подготовка вопросов для обсуждения
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Активность и качество участия в дискуссиях на семинарских занятиях.
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговое эссе, 10-12 тысяч знаков. Основные тезисы итогового эссе должны быть представлены студентом на одном из семинаров второго модуля.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.3 * Письменные задания + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Brand, G. (1996). Myths Of Modern Individualism: Faust, Don Quixote, Don Juan, Robinson Crusoe. Magill Book Reviews. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=9612317025
  • Толстой, Л.Н. Дневники и дневниковые записи (1881-1887) [Электронный ресурс] / Л.Н. Толстой. - М.: Инфра-М, 2015. - 115 с. - Режим доступа http://www.znanium.com - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/505014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Cook, D. (2016). Shakespeare and the Culture of Romanticism. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DEA5D2BE
  • Беспалов, С. (2006). 2006.01.009. Уортман Р.С. Сценарии Власти: Мифы И Церемонии Русской Монархии. В 2-Х Тт. - М.: Оги, 2004. - Т. 1: От Петра Великого До Смерти Николая I. - 605 С.; Т. 2: От Александра Ii До Отречения Николая Ii. - 796 С. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F98027D1
  • ШАРОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА. (2015). Законы Семиотики В Романе Умберто Эко «Имя Розы». Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6DC1661C