• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2017/2018

Концепции современного востоковедения

Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс представляет собой обзор востоковедения как особой комплексной научной дисциплины. Выделяются основные этапы истории изучения стран Азии и Африки в России и за рубежом. Излагаются основные элементы современного востоковедного научного знания: изучение языков, литератур, в широком смысле культур, истории, антропологии, религии и т.д. Курс познакомит студентов с востоковедным подходом к исследованиям и наиболее известным востоковедными трудами, авторами, источниками и концепциями, например, такими как регион, колонизация, деколонизация, модернизация, нация и этническая группа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение основ современной парадигмы востоковедного научного знания, включающей в себя такие принципы как преобладание истины факта над истиной мнения, принцип опоры на свидетельства языка и текста, преобладание фаллибилизма над верификационизмом и др.
  • Системное ознакомление слушателей с базовыми понятиями основных направлений востоковедного научного знания: лингвовостоковедных и текстологических исследований, востоковедного обществознания и регионоведения, азиатских и африканских исследований в области истории, культурологии, политических исследований, международных отношений и т.д.
  • Подготовка слушателей курса к восприятию более сложных по своей структуре курсов, сориентированных на изучение отдельных регионов, стран, аспектов культуры, в частности, локальных особенностей этнорелигиозного и этнопсихологического характера, особенностей генезиса общественной и философской мысли.
  • Формирование знаний о востоковедении как области научного знания надотраслевого уровня и направлении образовательной деятельности «востоковедение и африканистика».
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Студент анализирует и критически использует и источники, специфические для востоковедения. Самостоятельно находит дополнительную литературу в библиотеках. Умеет правильно составлять ссылки на использованную литературу.
  • Студент владеет навыками поиска и отбора информации по темам курса, может дать грамотную оценку этим материалам.
  • Студент демонстрирует знания о разных направлениях исследований в рамках востоковедения, полученные на лекционных и семинарских занятиях; способен самостоятельно находить, отбирать и анализировать научную литературу по теме.
  • Студент знает этапы формирование основных центров мировых культур, знаком с периодизацией истории культур и искусств народов Азии и Африки.
  • Студент критически анализирует на основе источников ход исторических процессов в Азии и на Ближнем Востоке, устанавливает связь между причинами и следствиями исторических явлений.
  • Студент на основе источников способен объяснить причины развития тех или иных исторических и социально-политических процессов, происходивших и происходящих в странах Азиатского региона.
  • Студент понимает, какие научные задачи решает современное востоковедение.
  • Студент участвует в коллективном обсуждении и анализе проблем востоковедения. Демонстрирует навыки публичной речи.
  • Студент, применяя знания, полученные в ходе учебного процесса, принимает во внимание особенности менталитета представителей стран Азии, обусловленных историческим прошлым.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Востоковедение как комплексная научная дисциплина
    Лекция 1: Современная парадигма востоковедного научного знания. Междисциплинарность как форма перехода от отраслевого к надотраслевому знанию. Примеры надотраслевых наук, базовые признаки надотраслевого научного знания. Востоковедение как надотраслевая научная дисциплина. Место востоковедения по отношению к гуманитарным и общественным наукам. Роль востоковедного образования в контексте обострения противоречий между различными «культурно-историческими ареалами» и глобализацией локальных конфликтов. «Востоковедение и африканистика» - направление образовательной деятельности в РФ. Понятие «историко-культурный ареал» и его применение в востоковедных исследованиях. Понятия «востоковедение», «ориентализм», «африканистика», «азиатские и африканские исследования» (Asian and African studies) как важные аспекты понимания современного состояния изучения Азии и Африки. «Поликультуральность» - базовый принцип современного востоковедного образования. Бинарная оппозиция «модернизм-традиционализм» в контексте теории ценностей. Значение «иерархии традиционных ценностей» в организации восточных обществ. Феномен «вестернизации». Классическое и прикладное востоковедение: генезис и современное состояние. Парадигма востоковедного научного знания. Языкознание и текстология как важнейшие компоненты современного востоковедного образования.
  • Востоковедение как комплексная научная дисциплина
    Лекция 2: Геокультурный аспект востоковедной парадигмы научного знания. Дихотомия «Восток-Запад» и ее интерпретации. Востоковедная парадигма научного знания: генезис и современное состояние. Востоковедение как комплексная наука – амальгама отраслевых наук. Пространственный фактор в современных востоковедных исследованиях. Сближение научной парадигмы востоковедного знания с макросоциальными исследованиями. Мир-системый анализ и его эволюция. Понятие «геокультура» в трактовке Иммануила Валлерстайна. Значение и смысловое содержание «гео» в контексте геокультурного метода в востоковедении. Соотношение геокультуры и геополитики в рамках научной парадигмы современного востоковедного знания и вне его. Культура, геокультура, цивилизация, империя как объекты комбинаторного анализа. Теория геокультурного поля. Понятие геокультурного кода и ансамбля геокультурных кодов: выявление ментатипичного и архетипичного в восточных культурах. Геокультурные образы, концептуальные универсалии, кодовые понятия, ключевые слова в контексте основных культурно-религиозных систем народов Азии и Африки. Конвергентный и дивергентный векторы культурогенеза народов Азии и Африки. Тезаурус ключевых слов и концептуальных универсалий «семантического метаязыка» как метод востоковедного исследования. Гуманитарный научный образ мира – содержание понятия и его применение в востоковедных исследованиях.
  • Востоковедение как комплексная научная дисциплина
    Семинар 1. Востоковедное как комплексная дисциплина Вопросы для обсуждения: 1. Востоковедение в ряду других наук.
  • Аспект языкознания в современном востоковедении
    Лекция: Современные направления в востоковедном языкознании Традиционное филологическое востоковедение (особое отношение к изучаемой культуре и языку). Национальные филологические традиции и их разновидности. Текстология, папирология. Сравнительно-историческое языкознание и его ответвления. Функционализм. Краткая характеристика, анализ его влияния на изучение языков Азии и Африки. Структурализм (европейский, американский). Основные достижения востоковедного языкознания. Генеративная лингвистика. Краткая характеристика, основные принципы, приоритетные направления исследований. Основные достижения. Постструктурализм. Основные принципы и направления. Сравнительно-исторические и генетические исследования. Лингвистическая типология. Компьютерная лингвистика. Корпусная лингвистика.
  • Аспект языкознания в современном востоковедении
    Семинар 1. Востоковедное языкознание Вопросы для обсуждения: 1. Различия между национальными филологическими традициями восточных культур и сравнительно-историческим языкознанием. 2. Основные достижения структуралистских подходов в изучении языков Азии и Африки.
  • Аспект языкознания в современном востоковедении
    Семинар 2. Востоковедное языкознание-2 Вопросы для обсуждения: 1. Типологические исследования в языках Азии и Африки. 2. Информационные и экспериментальные исследования в восточном языкознании. Смежные дисциплины и потребители.
  • Антропологические востоковедные исследования
    Лекция: Антропология и востоковедение Антропология как научная дисциплина, ее предмет, методы и связи с другими научными дисциплинами. Традиционные общества и культуры, локализованные вне Европы и Северной Америки (за исключением американских индейцев), – основные объекты исследования европейских и американских ученых на этапе зарождения антропологии как науки. Интерпретация полевых исследований этих культур как основа для формирования школ и методов в истории антропологии (эволюционизм, мифологическая школа, функционализм, диффузионизм и теория культурных кругов, культурный релятивизм, этнопсихологическая школа, структурализм). Основополагающие работы, появившиеся на материале изучения культур народов Востока, и их создатели. Современные тенденции антропологических исследований культур Азии и Африки (исследования религии, этничности и национализма, малых социальных групп, детства, гендерной проблематики, сексуальности, городских пространств, современных коммуникационных технологий и др.).
  • Религиоведение в системе востоковедного знания
    Лекция 1. Религиоведческий аспект современного востоковедения -1.
  • Религиоведение в системе востоковедного знания
    Лекция 2. Религиоведческий аспект современного востоковедения -2. Проблема происхождения религии. Естественные религии. Религии откровения (этические) и понятие «осевого времени». Авраамические религии. Монотеизм – закономерный этап в религиозной истории человечества или региональная особенность? Миссионерство и религиоведение Востока. Современное исламоведение, его актуальность. Конфуцианство как основа дальневосточной цивилизации, его сущностные отличия от авраамических религий.
  • Религиоведение в системе востоковедного знания
    Семинар 1. Источники по истории религий Востока Вопросы для обсуждения: 1. Христианство на Ближнем Востоке в узком и широком смысле. Гностицизм и манихейство как формы нецерковного христианства: подтверждение этого тезиса материалом источников. 2. Коран как основной источник по изучению ислама: проблемы интерпретации. Реконструкиция истории ислама через призму арабо-мусульманской традиции.
  • Религиоведение в системе востоковедного знания
    Семинар 2. Изучение религий Востока отечественными востоковедами Вопросы для обсуждения: 1. История исламоведения в нашей стране как отражение противостояния беспристрастных адептов чистой науки и ангажированных идеологов (миссионеров и пропагандистов «научного» атеизма). 2. Актуальность конфуцианства: атаки на Конфуция в XX в. (от Мао Цзе-дуна до «ревнителей марксистско-ленинского благочестия» в советской науке). Чем же он им мешал?
  • Роль и место источниковедения в востоковедном научном знании
    Лекция: Основные направления востоковедного источниковедения на примере ближне- и средневосточных исследований Основные источники изучения истории стран Востока: письменные (эпиграфические, нарративные), археологические, этнографические. Вспомогательные исторические дисциплины в востоковедении (эпиграфика, сфрагистика, дипломатика и пр.). Решающая роль письменных источников в изучении истории Ближнего и Среднего Востока. Особенности мусульманской традиционной историографии: опора на иснады (в ранний период), непрерывность летописания, появление региональных и национальных особенностей в позднесредневековый период. Ближне- и средневосточные рукописи как исторические источники: единство формы и содержания. Местная пресса как уникальный по истории Османской империи на рубеже средневековья и нового времени. Поддельные исторические источники и их выявление.
  • Классическое востоковедение в России (в дореволюционный период и в советский и постсоветский периоды)
    Лекция: Попытки создать востоковедение в России в XVIII в.: причины неудач. С.С. Уваров и его детище – Азиатский музей. Вклад «русских немцев» в развитие отечественного востоковедения. Факультет восточных языков от возникновение до наших дней. Академическое и университетское российское востоковедение в Санкт-Петербурге – Петрограде – Ленинграде и за его пределами. Миссионерское востоковедение в царской России. Советский период в истории отечественного востоковедения: достижение и утраты. Противостояние советской идеологии и академической науки. «У развалин»: постсоветское востоковедение: есть ли перспективы.
  • Литературоведческий аспект востоковедения
    Лекция: Литературоведческий аспект востоковедения Понятие «литература». Различные критерии литературности/художественности и их критика. Понятие «литературоведение» и его составляющие: теория литературы, история литературы и литературная критика. Две модели теории литературы: поэтика и герменевтика. Основные исторические типы художественного творчества: эпоха синкретизма/неразличения, риторическая эпоха, индивидуально-творческая эпоха. Восточная словесность/литература. Два подхода к изучению восточных литератур: «экзотизм» и «унификаторство». Понятие «зональных литературных общностей». Зональные литературные общности на Востоке: арабо-исламская, китайско-дальневосточная, индийско-юго-восточная. Восточные литературы в условиях глобализации.
  • Культура и искусство азиатско-африканского ареала
    Лекция 1. Искусство в зеркале востоковедения. Формирование основных центров мировых культур. Исторические и географические особенности развития истории искусств древних культур. Виды и жанры изобразительного искусства. Понятия "эпоха" и "стиль". "Образ мира" в искусстве народов Востока. Культовое зодчество в искусстве стран Востока: эволюция храмового сознания. Светское искусство в Средние века и в искусстве Нового времени в азиатско-африканском ареале. История изучения истории искусств и культур стран Востока: ученые и археологи XVIII-XIX веков. Восточные коллекции памятников искусства и их исследования в конце XIX -начале ХХ века. Атрибуция и знаточество в изучении памятников Востока в начале ХХ века. Вопросы периодизации истории искусств: особенности периодизации европейской истории искусств и периодизации искусств народов Востока.
  • Культура и искусство азиатско-африканского ареала
    Лекция 2. Исторические и теоретические проблемы изучения искусства азиатско-африканского ареала. Основные проблемы изучения искусства стран Востока. Художественные традиции и художественные формы в истории искусств. Особенности эстетических представлений и художественных достижений культур Востока. Традиционные, объединяющие и своеобразные черты, присущие искусству Востока. Канон в искусстве стран Востока. Современная методология истории искусства и этапы изучения произведения изобразительного искусства азиатско-африканского ареала. Восточные общества: художник и рецепция искусства в нем. Развитие искусства и культур Востока и Западав Новое и Новейшее время: взаимные влияния. Визуальная культура и восприятие в современном мире.
  • Культура и искусство азиатско-африканского ареала
    Семинар 1. Проблемы формы и визуальности в истории искусств стран Ближнего Востока. Вопросы для обсуждения: 1. Особенности изучения памятников искусства стран Ближнего Востока.
  • Культура и искусство азиатско-африканского ареала
    Семинар 2. Проблемы формы и визуальности в истории искусств стран Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Вопросы для обсуждения: 1. Канон в искусстве стран Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.
  • Культура и искусство азиатско-африканского ареала
    Семинар 3. История искусств стран Востока XVIII-XX вв. Вопросы для обсуждения: 1. Влияние искусства Востока на западноевропейское искусство. 2. Проблемы современного искусства стран Востока.
  • Исторические исследования в востоковедении на примере Восточной Азии
    Лекция 1. Страны Восточной Азии в мировой истории. О понятии «история». О роли Восточной Азии в мировой истории. Историописание в Восточной Азии. Исторический источник как базовая категория исторической науки. Источники, первоисточники и их соотнесение. Виды исторических источников. Историография. Историческая методология. Становление и развитие методологии исторической науки, и ее роль в изучении истории стран Восточной Азии. Принцип историцизма как главный методологический принцип исторической науки. Виды вспомогательных исторических дисциплин и их роль в изучении истории стран Восточной Азии. Идея безальтернативности исторического пути развития и формационный подход. Цивилизационный подход. Новейшие тенденции в изучении истории стран Восточной Азии.
  • Исторические исследования в востоковедении на примере Восточной Азии
    Лекция 2. Исследования истории Китая Об изучении китайской истории. Зарождение синологии. Сведения о Китае из древнеримских источников. Зарождение синологии. Миссионеры и купцы – как первые источники развернутых сведений об истории Китая. Ранняя европейская синология и ее развитие. Синология в XIX веке. Становление российской синологии. Формирование и развитие в России центров по изучению истории Китая. Изучение истории Китая в советское время и проблема объективности. Изучение истории Китая на современном этапе в России и за рубежом.
  • Исторические исследования в востоковедении на примере Восточной Азии
    Лекция 3. Специфика изучения истории Китая Непрерывность исторического развития Китая. Появление концепции «Небесного мандата» и ее суть. Мифологизация истории. Династические циклы в истории Китая. Династическое государство и его институты. Монархия как единственная форма правления. Основные субъекты историко-политического процесса в Китае. Некоторые особенности династических государств. Политическая борьба и ее описание в источниках. Типология династических кризисов. Взаимосвязь исторических процессов в Китае и географических особенностей страны.
  • Исторические исследования в востоковедении на примере Восточной Азии
    Лекция 4. Исследования истории Кореи и Японии Особенности изучения истории Японии и Кореи. Изучение истории Кореи и Японии в России. Археологические изыскания и проблемы соотнесения европейских хронологических рамок с историческими процессами, проистекавшими в Корее и Японии. Вопросы периодизации. Явление «удлинения» истории в Корее. Формально-хронологический подход к периодизации истории Кореи. Периодизация истории Японии. Особенности исторического развития Японии и Кореи.
  • Исторические исследования в востоковедении на примере Восточной Азии
    Семинар 1. Специфика изучения истории Китая Вопросы для обсуждения: 1. Субъекты и объекты историко-политических процессов в Китае
  • Исторические исследования в востоковедении на примере Восточной Азии
    Семинар 2. Исторические процессы в Китае и их взаимосвязь с культурной парадигмой Вопросы для обсуждения: 1. Влияние культурных кодов на исторический процесс в Китае
  • Прикладное востоковедение
    Лекция. Прикладное востоковедение в России. Характеристика прикладного востоковедения. Прикладное востоковедение и внешнеполитическая служба. Первые дипломатические контакты с Востоком. Прикладное востоковедение на службе Коллегии иностранных дел. История департамента азиатских дел. Прикладное востоковедение в истории военной службы. Первые шаги русского военного востоковедения. Прикладное востоковедение в истории миссионерской службы. Русская православная миссия в странах Дальнего Востока. Прикладное востоковедение в СССР. Прикладное востоковедение сегодня. Перспективы прикладного востоковедения в России.
  • Политические науки в современном востоковедении
    Лекция: Роль и место политических наук в современном востоковедении Развитие политологических исследований в рамках востоковедения, разница в подходах к исследованию политических процессов в странах Азии и Африки профессиональных политологов и востоковедов-политологов. Особенности изучения политических систем стран Азии и Африки: методологические подходы, теоретическая и концептуальная основы. Рассмотрение наиболее значимых концепций, применяемых по отношению к политическим процессам стран Восточной и Юго-Восточной Азии: азиатские ценности, восточноазиатская модель развития (East Asian developmental state), Пекинский консенсус, азиатский регионализм.
  • Отрасли востоковедного знания
    Лекция 1: Тюркология как отрасль востоковедения Этногенез турок и эволюции тюркских языков. Современные подходы к определению генетического родства различных этнических сообществ через установление генетического родства языков. Языковое родство, обусловленное происхождением языков от одного общего языка-предка или праязыка. Языки как результат различных путей эволюции одного праязыка, понятие «родственные языки» и характерные для них регулярные соответствия на различных уровнях, объясняемые общностью происхождения, а не случайным совпадением или заимствованием. Сравнительно-исторический метод (гло́ттохроноло́гии (от др.-греч. γλῶττα «язык», χρóνος «время» и λόγος «слово», «учение»), основанный на гипотезе, что скорость изменения базового словаря языка остается примерно одинаковой (с поправкой Старостина - 5-6 «родных» замен за тысячелетие). Эта гипотеза была предложена Моррисом Сводешом (1909 – 1967), как лингвистическая аналогия с радиоуглеродным методом измерения возраста органических веществ. Этим методом определяется период времени, за который два или более языка разошлись от общего праязыка, путем подсчёта количества заменённых слов в каждом языке. Затем вычисляется приблизительное время появления этих языков. Глоттохронология основана на гипотезе, согласно которой в каждом языке особой стабильностью и устойчивостью к изменениям во времени обладает некоторое количество одинаковых для всех языков понятий, т.н. «ядерной лексике». Использувание списка Сводеша для «ядерной лексики»: 200-словный, 100-словный и 30-словный.
  • Отрасли востоковедного знания
    Лекция 2: Регион Юго-Восточной Азии как объект востоковедного изучения Представление о Юго-Восточной Азии (ЮВА) как об историко-культурном регионе, сложившееся после Второй мировой войны. Выявление признаков древней культурной общности народов, традиционных региональных связей, схожих путей исторического развития народов ЮВА в период позднего средневековья и нового времени,. Перспективы региональной интеграции ЮВА в новейшее время. Геополитическая и геокультурная структура региона, основные географические и культурные зоны, характеристика современного состояния стран региона, тенденций их экономического и политического развития.
  • Отрасли востоковедного знания
    Лекция 3: Тибетология как отрасль востоковедения Возникновение и становление тибетологии как науки. Первые контакты западных ученых с Тибетом. Католические миссионеры в Тибете: описания Тибета Ипполито Дезидери, Горацио делла Пенна. Миссия Джона Богля. Путешествие Чома де Кереши. Современная тибетология: проблемы и достижения. Роль особого географического положения в развитии Тибета. Понятие «зомия». Уникальность изучаемого региона: тибетское представление о мироустройстве, различия понятийного аппарата тибетцев и зарубежных исследователей. Система отношений «лама – милостынедатель» в истории Тибета. Проблемы применения к изучению восточных культур подходов, основанных на европейских представлениях о мироустройстве и принципах отношений с соседями. Трактовки итогов визита Далай-ламы Пятого в Тибет. Дискуссии о независимости Тибета: исторический фон и предпосылки конфликта, деятельность «Правительства в изгнании».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    После завершения лекционного курса студенты должны выполнить домашнее задание – пройти тест с вариантами ответа в системе ЛМС на знание ключевых понятий и концепций курса.
  • неблокирующий Доклад
    Проблематика тем докладов требует аналитического подхода. Доклад готовится по двум и более источникам и представляет собой самостоятельную, специально подготовленную по тематике курса работу, имеющую проблемный характер. Доклад на семинаре сопровождается мультимедийной презентацией. В презентации должны быть специально отмечены случаи цитирования, названы источники цитирования, изложение должно быть последовательным и связным, правильно передавать содержание источника; использованная литература должна быть репрезентативной (иметь научный характер). Оценка снижается за непоследовательность и бессвязность изложения, отсутствие четко поставленных проблем и отчетливо сформулированных выводов, несоблюдение 15-минутного регламента. Студенты записываются на доклады на определенные даты проведения семинара, и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. В случае пропуска семинара, на котором студент должен представить доклад, по уважительной причине (преподаватель получает уведомление из Учебного офиса), дата выступления с докладом согласуется с преподавателем или куратором курса. Также студенту может быть предложено выполнить другое задание или сдать доклад в письменном виде, чтобы получить оценку по данному типу контроля. При отсутствии уважительной причины студент получает «0» по данному типу контроля.
  • неблокирующий Экзамен
    Письменный экзамен – 60 минут. Задание, предлагаемое на экзамене, состоит из одного вопроса из соответствующего перечня в программе. Оценка снижается за искажение фактов, неполное раскрытие темы вопроса, бессистемное изложение, некорректные формулировки, неверные ответы на вопросы, неправильное раскрытие содержания предложенных терминов и названий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Доклад + 0.25 * Домашнее задание + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Зеленев, Е.И. Постижение Образа мира : монография / Е. И. Зеленев. — Санкт-Петербург : КАРО, 2012 .- 336 с. - ISBN 978-5-9925-0773-7. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1049010
  • Концепции современного востоковедения : монография / Е. И. Зеленев, В. Б. Касевич. — Санкт-Петербург : КАРО, 2013. — 464 с. - ISBN 978-5-9925-0864-2. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1049002
  • Мелкумян Е. С.-ИСТОРИЯ АРАБСКИХ СТРАН. ГОСУДАРСТВА ЗАЛИВА В ХХ — НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА. Учебное пособие для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-240-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-06941-9: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-arabskih-stran-gosudarstva-zaliva-v-hh-nachale-hhi-veka-441928

Рекомендуемая дополнительная литература

  • С блокнотом по Корее: записки востоковеда / Курбанов С.О., - 2-е изд. - СПб:СПбГУ, 2017. - 480 с.: ISBN 978-5-288-05744-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/999732