• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2017/2018

Исламская цивилизация и мусульманское право: история и современность

Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

По итогам освоения курса обучающиеся получают знания об исламской цивилизации, ее связях с другими крупнейшими цивилизациями в истории человечества, особенностей политических, экономических, религиозных и др. процессов, протекающих на Ближнем и Среднем Востоке и сопредельных регионах: Африке, Европе, Индии».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать слушателям курса целостное представление об исламской цивилизации, наиболее важных и характерных ее институтах.
  • Обсуждение роли древнеаравийской культуры как колыбели исламской цивилизации, арабского языка, ставшего языком Корана и культа, позднее языком культуры, науки и просвещения всего мусульманского Востока.
  • Осветить особую роль исламского права, имеющего всеобъемлющие функции правового регулирования в рамках данной цивилизации, крупнейших религиозно-правовых и догматических течениях в рамках ислама, развитие исламской правовой мысли вплоть до 20 в.
  • Рассмотреть особенности зарождения данной цивилизации и важнейших факторах ее исторического развития, а также современного положения стран и регионов, входящих в орбиту ее влияния.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной
  • Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области
  • Способен решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза
  • Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)
  • Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества
  • Способен работать в команде
  • Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения
  • Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность
  • Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
  • Способен анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
  • Способен использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных, естественных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Лекция 1: Вводная лекция.
    Требования, виды контроля, критерии оценок. Рекомендации по литературе, источникам и другим материалам. Структура курса, основные разделы и темы. Обзор основных понятий курса.
  • Лекция 2. Зарождение ислама и Халифата (VII – начало VIII вв).
    Доисламская Аравия – перекресток средиземноморских и ближневосточных культур древности и раннего средневековья. Монотеистические религии в Аравии. Традиционное аравийское язычество и Мекка как один из его центров. Пророческое движение в Аравии. Мухаммад как его представитель. Биография Мухаммада: мекканский и мединский периоды, его проповедь. Коран как Священное Писание новой религии – ислама. Мусульманская община в Медине как протогосударство. Неразрывное единство религиозного и политического в исламе. Триумф Мухаммада, его кончина и возникновение Халифата. Первые «праведные халифы»: Абу Бакр и Умар. Великие арабские завоевания. Правление халифа Усмана и внутриполитический кризис в Халифате. Убийство Усмана и Первая гражданская война (656–661), роль халифа Али и его сторонников (шиитов) в этих событиях. «Битва верблюда», битва при Сиффине. Третейский суд между Али и Муавийей и возникновение хариджизма. Гибель Али и приход к власти в Халифате Муавийи. Превращение Халифата в наследственную монархию: династия Суфйанидов (ветвь Умаййадов). Правление Йазида I (680–683), битва при Кербеле и начало Второй гражданской войны, ее основные перипетии и итог: воцарение Марванидов – другой ветви Умаййадов, жесткое подавление оппозиции. Правление Абд ал-Малика (685–705): арабизация Халифата в результате денежной и языковой реформ.
  • Лекция 3. Источники мусульманского права. Шариат и адат.
    Роль права в становлении и функционировании исламского общества. Коран как первостепенный источник мусульманского права. Хадисы (сунна) как основной по объему его источник. Структура хадиса. Собирание хадисов как частная инициатива. Критика хадисов мусульманскими законоведами и европейскими ориенталистами. Хадис как прецедент. Кийас (суждение по аналогии), непременный атрибут прецедентного права, как еще один источник мусульманского права. Иджма‘ (мнение наиболее авторитетных законоведов, преимущественно периода раннего ислама) как еще одна характерная для прецедентного права черта. Сложение правовых школ суннитского ислама. Четыре сосуществующие по сей день правовые школы (мазхабы): ханафитская, маликитская, шафиитская, ханбалитская. Их особенности, ареал распространения. Рецепция обычного права (‘адата). Правовые системы у шиитов и хариджитов. Кади – мусульманский судья. Особенности судопроизводства в исламе. Трансформация мусульманского права в новое время.
  • Лекция 4. Арабский язык: историко-культурное значение.
    Арабский язык в генетической ретроспективе и перспективе. Семитская языковая семья. Доисламская арабская цивилизация: географический ландшафт, культурное и языковое окружение (Византия, Иран, Индия, Европа, греческий, иранские, арамейский, еврейский, латинский, индийские языки), племенной уклад жизни и племенные говоры. Самосознание и языковая идентичность. Возникновение исламского государства: появление новой религии, Священное писание как новая духовная основа жизни, создание арабской письменности, возникновение комплекса исламских религиозных наук, появление новых социальных слоев и групп интеллектуального труда, синкретичность и универсальность первых ученых, языковые исследования в контексте новой культуры и общества. Арабские племена, племенной уклад жизни и племенные говоры. Письменный (литературный) язык. Взаимоотношения письменного языка и устных говоров. Привилегированное положение арабского языка как языка Писания, элиты, государства. Общественные функции арабского языка: язык культа, госуправления, хозяйства, науки. Изменения в арабском языке, обусловленные изменением его статуса: переход от межплеменного или общеплеменного койне к надплеменному национальному языку, образование нации (кабила, умма, ахл, кавм, шааб), переход от бесписьменного, устного идиома к письменному языку, переход от некодифицированного к кодифицированному нормативному языку, переход от естественно усваиваемого языка к преподаваемому языку. Превращение исламского государства в империю, состоящую из различных этнически, по языку, культуре, религии, экономическому и правовому положению областей. Интенсивное взаимодействие арабского языка с греческим, латинским, иранскими, тюркскими, берберскими, европейскими языками. Культурные и политические аспекты этого взаимодействия. Культурное строительство и языковая политика. Языковые реформы Абдулмалика ибн Марвана. Арабский язык как посредник между античностью и европейским Возрождением. Переводы. Диглоссия. Функциональная дифференциация арабского языка. Взаимосвязи между литературным языком и арабскими диалектами. Арабский язык в современных арабских странах. Арабский язык в неарабских мусульманских странах. Современная карта распространения арабского языка: родной язык, лингва-франка, язык культа. Арабские диаспоры.
  • Лекция 5. Основные этапы исторического развития арабо-мусульманской цивилизации в средние века.
    Халифат Марванидов как арабское этноплеменное государство: его сильные и слабые стороны. Пределы арабо-исламской экспансии. Причины кризиса и крушения Умаййадского халифата. «Аббасидская революция». Халиф ал-Мансур (754–775) и основание Багдада. Халифат Аббасидов как государство мусульман, обеспечившее их равноправие вне зависимости от этнической принадлежности. Центробежные тенденции и начало распада Халифата: отделение Испании и Крайнего Магриба. Халиф ар-Рашид (786–809) и гражданская война между его сыновьями. Халиф ал-Ма’мун (813–833) и интеллектуальный расцвет исламского общества. Халиф ал-Мутаваккил (847–860), его убийство и дезинтеграция Халифата. Временная стабилизация державы Аббасидов в конце IX – начале X вв. и ее окончательная деградация к середине X в. Фактическая утрата Аббасидами светской власти в 945 г. под давлением Буидов. Исмаилитское движение. Халифаты Фатимидов и испанских Умаййадов. Сельджукское завоевание, султанат Великих Сельджукидов, восстановление Халифата со столицей в Багдаде. Монгольское завоевание мусульманских земель. Государство Хулагуидов. Мамлюки – достойные противники монголов. Становление Османского государства. Османские завоевания на Ближнем Востоке.
  • Лекция 6. Крестовые походы: дихотомия Востока и Запада.
    Паломничество в Terram sanctum (Святую землю) как старинная христианская традиция. Политические, социальные и идеологические предпосылки крестовых походов. Обращение императора Алексея I Комнина за помощью к государям Европы. Историческая характеристика первого (1095-1099), второго (1147-1149), третьего (1189-1192) и четвертого (1202-1204) крестовых походов. Пятый, шестой и седьмой крестовые походы, направленные против Египта. Образ Салах ад-Дина (Saladin) в европейской и мусульманской историографии. Седьмой крестовый поход и уникальное царствование в Египте женщины-правительницы Шаджарат ат-Дурр (1250-1257). Приход к власти в Египте корпорации мамлюков (1257), завершение эпохи крестовых походов, становление империи мамлюков (1250-1517). Социальные, политические и экономические последствия крестовых походов для Европы и для стран Востока. Концепция Запад-Восток как один из ракурсов рассмотрения эпохи крестовых походов (1095-1291 гг.). Цивилизационная дихотомия Восток-Запад и ее последствия для развития человечества.
  • Лекция 7. Развитие научно-философской мысли на Ближнем Востоке в Средние века.
    Общественные науки: философия, филология, теология, право, история.Разработка концептов и методологии фикха. Философия познания в теологии. Освоение сиро-христианской философской традиции. Наследие Аристотеля в трудах основоположников фаласифа. Аль-Кинди (801-870). Аль-Фараби (ум. в 950). Ахмад б. ат-Таййиб ас-Сарахси (ум. в 896 г.). Абу Бакр ар-Рази (865-925). Абу Али Ибн Сина (980-1037). Биография Ибн Сины. Изучение греческой философии. Полемика Ибн Сины и Абу Райхана аль-Бируни. Научное наследие Ибн Сины. Структура социальной философии Ибн Сины. Вопрос о соотношении калама и философии. Концепция души – центральный пункт философского и социально-политического учения Ибн Баджи. Ибн Рушд (1126-1198). Комментарии к трудам Аристотеля. Социальная философия. Естественные науки: медицина, ботаника, зоология, минералогия, география. Аль-Бируни, Авиценна, Аверроэс: влияние на Европу. Арабские путешественники в русских землях. Свидетельства о славянах в арабских средне-вековых исторических источниках. Ибн Фадлан, ат-Табари, ал-Балазури, ал-Масуди, Ибн Баттута и др. Персидские источники о славянах. Термины «славяне» и «русы» в восточных источниках. Русские путешественники на Ближнем и Среднем Востоке(Средние века). Образование: становление и развитие системы образования.
  • Лекция 8. Арабо-мусульманская цивилизация в эпоху упадка исламских государств и становления колониальной системы.
    Общий кризис Османской империи: его проявления и причины. «Революция цен»: ее суть и последствия. Карловицкий мир – первый шаг на пути превращения Высокой Порты в «больного человека Европы». Россия в Сирии: русский флот у берегов Леванта при Екатерине II. Наполеоновская экспедиция в Египет – рубеж нового времени для Арабского Востока. Приход к власти Мухаммада ‘Али и основание им династии правителей полунезависимого Египта. Эпоха танзимата в Османской империи. Доктрина османизма. Османская конституция 1876 г. Закабаление Османской империи и Египта европейским и компрадорским капиталом. Строительство Суэцкого канала. Хедив Исма‘ил – личность, полная противоречий. ‘Ораби-паша и причины поражения его восстания. Режим косвенного управления Египтом. Мухаммад ‘Абдо и другие мусульманские реформаторы. Период зулюма в Османской империи и его последствия. Младотурецкое движение. Первая мировая война и крах Порты.
  • Лекция 9. Арабо-мусульманская цивилизация в эпоху мировых войн, кризиса и распада колониальной системы.
    Первая мировая война: вступление в нее Османской империи на стороне Германии и Австро-Венгрии. Установление Великобританией протектората над Египтом в одностороннем порядке. Поражение и распад Османской империи. Мандатная система и ее крах. Палестина и ее сионистская колонизация. Борьба Египта за достижение полной независимости под руководством партии Вафд. Политика держав «оси» на Арабском Востоке. Проитальянские и прогерманские симпатии арабов. Амин ал-Хусайни и его пронацистская позиция. Корпус Роммеля, битва за Египет. Послевоенная ситуация в Арабском мире. Арабо-израильские войны, палестинский вопрос, перспективы ближневосточного урегулирования. Приход к власти «свободных офицеров» в Египте. Гамал ‘Абд ан-Насир и проблема арабского единства. Советско-египетские отношения. Борьба алжирского народа за независимость. Эвианские соглашения. Страны социалистической ориентации в Арабском мире и их судьбы.
  • Лекция 10. Арабская весна – арабская осень.
    События «Арабской весны» 2011 г. (Тунис, Египет, Сирия и др. страны) и волны не-стабильности в регионе Ближнего Востока и Северной Африки (2012-2015 гг.) - Бахрейн, Иордания, Ирак, Йемен, Ливия, Турция. Новая конфигурация сил в арабо-израильском конфликте. Ближневосточная политика Ирана. Ввод вооруженных сил арабской коалиции во главе с Саудовской Аравией в Бахрейн (2011 г.). Вооруженный конфликт в Йемене (2015 г.). Итоги Арабской весны: утрата территориальной целостности Ливией, Сирией, Ираком, Йеменом, сепаратистские движения в Алжире, Египте, Ливане, Палестинской автономии, Судане. Кризис светских идеологий национализма и патриотизма. Ослабление институтов государственной власти. Политизированный ислам на службе политической оппозиции. Сунниты и шииты, Саудовская Аравия vs Иран. Движение Исламского Возрождения (Харака ан-Нахда аль-Исламийа) в Тунисе, ассоциация «Братья-мусульмане» (Аль-Ихван аль-Муслимун) в Египте, Исламское государство (Ад-Дауля аль-Исламийа). «Фикх революции» Юсуфа аль-Кардауи.
  • Лекция 11. Страны Ближнего Востока на современной карте мира: границы и ресурсы.
    Особенности формирования границ и актуальные территориальные споры в странах северной Африки и Ближнего Востока. Климат, ландшафт, гидрология, полезные ископаемые, растительный и животный мир. Взаимосвязь и взаимовлияние ландшафтно-климатических особен-ностей и экономических процессов в регионе. Актуальные проблемы распределения и использования природных ресурсов в странах Северной Африки и Ближнего Востока. Место и роль региона в мировой экономической системе (история, современное состояние, перспективы). Транспортные системы. Политические, культурные, религиозные центры арабских стран. Кочевые, полукочевые и оседлые жители. Демографическая ситуация и демографическая политика. Миграционные процессы и диаспоры. Урбанизация. Языковая ситуация, культура, этнография и религия – региональная общность и специфика отдельных территорий.
  • Лекция 12. Традиционные мусульманские праздники и обычаи: история и современность.
    Ближний Восток как культурный конгломерат. Влияние ислама на доисламские традиции и обычаи. Традиционные продукты питания, кухня, напитки. Пищевые запреты. Традиционный костюм. Религиозные верования. Религиозные и календарные обряды и праздники. Обряды жизненного цикла в различных этноконфессиональных группах. Семья. Особенности этикета.
  • Лекция 13. Искусство ислама. Часть 1.
    Как интерпретировать исламское искусство. Искусство исламских стран в VII-XI в. Зарождение региональной культуры: наследие римско-византийской культуры и основные формы нового искусства. Особенности искусства Центральной Азии в X-XII веках.
  • Лекция 14. Искусство ислама. Часть 2.
    Особенности искусства средиземноморского бассейна в XI-XVI веках. Развитие миниатюры и декоративно - прикладного искусства исламского мира XII-XV вв. Архитектура Великих империй: Тимуридов, Сефевидов, Османов. Жанровые и стилевые особенности живописи исламского мира XV-XVII в.: культовое и мирское в памятниках искусства. Влияние искусства ислама на развитие европейского искусства и культуры.
  • Лекция 15. Искусство ислама. Часть 3.
    Исламское искусство в музеях мира. История формирования исламских коллекций в Европе и США (собрания в Италии, Британский музей, Музей Виктории и Альберта, Лувр, Музей исламского искусства в Берлине, Метрополитен музей, Эрмитаж). Коллекционирование и музейное дело в странах Ближнего Востока в XIX-XXI веках. Музей Резы Аббаси, Тегеран; Музей турецкого и исламского искусства, Стамбул (Турция); Музей исламской цивилизации, Шарджа (ОАЭ); Музей исламского искусства, Доха (Катар). Фонд и музей Ага-Хана. Охрана памятников искусства в странах Ближнего Востока в XIX-XXIв.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинаре
    Работа на семинаре представляет участие в устном опросе по обязательной литературе и дискуссии на семинарских занятиях. Подготовка к семинарам представляет подробное знакомство с обязательной литературой к семинару, указанной в программе или присылаемой преподавателем отдельно после проведения лекции. Для получения наивысшей оценки по данному типа контроля требуется: предварительное знакомство с рекомендуемой литературой к семинару, участие в обсуждениях и групповой работе, критическое осмысление текстов и высказывание собственного мнения, правильное использование понятийного аппарата, четкие и логичные формулировки комментариев, соблюдение стиля и этики академического общения.
  • неблокирующий Тесты по материалам лекций
    Тесты по материалам лекций представляют собой тесты на знание лекционного материала и включают 10 вопросов с вариантами ответа. Тесты проводятся очно, на семинарских занятиях по окончании каждого тематического блока лекций.
  • неблокирующий Доклад на семинаре
    Проблематика тем докладов требует аналитического подхода. Доклад готовится по двум и более источникам и представляет собой самостоятельную, специально подготовленную по тематике курса работу, имеющую проблемный характер. При подготовке доклада студент должен обязательно использовать литературу из рекомендованного списка по соответствующей теме, а также подбирать дополнительные источники самостоятельно. Доклад на семинаре сопровождается мультимедийной презентацией. В презентации должны быть специально отмечены случаи цитирования, названы источники цитирования, изложение должно быть последовательным и связным, правильно передавать содержание источника; использованная литература должна быть репрезентативной (иметь научный характер). Оценка снижается за непоследовательность и бессвязность изложения, отсутствие четко поставленных проблем и отчетливо сформулированных выводов, несоблюдение 15-минутного регламента. Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. В случае пропуска семинара по уважительной причине (преподаватель получает уведомление из Учебного офиса), на котором студент должен представить доклад, дата выступления с докладом согласуется с преподавателем или куратором курса. Также студенту может быть предложено выполнить другое задание или сдать доклад в письменном виде, чтобы получить оценку по данному типу контроля. При отсутствии уважительной причины студент получает «0» по данному типу контроля. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке.
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговый контроль представляет собой письменный экзамен, состоящий из 20 тестовых вопросов разного формата: множественный выбор, заполнение пропуска, вопрос с открытым ответом. Время ответа – 60 минут. Экзамен содержит вопросы по терминологии и фактическому материалу. Основанием для снижения оценки являются: выбор неправильного ответа на вопрос, неполное раскрытие поставленного вопроса, некорректное использование/раскрытие терминов и понятий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.15 * Доклад на семинаре + 0.3 * Работа на семинаре + 0.15 * Тесты по материалам лекций + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • MADELUNG, W. (2011). The New Cambridge History of Islam general/The Formation of the Islamic World, Sixth to Eleventh Centuries/The Western Islamic World Eleventh to Eighteenth Centuries…. Journal of Shi’a Islamic Studies, 4(3), 336–340. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=65455559
  • АКСОЙ М. (2016). Место Арабского В Семье Семитских Языков. Инновационная Наука, (5–3 (17)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16554687

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Harkavy, R. (2018). Strategic Geography and the Greater Middle East. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E8CE87C
  • Ismail, M.-B. A. (2016). Islamic Law and Transnational Diplomatic Law : A Quest for Complementarity in Divergent Legal Theories. Houndmills, Basingstoke, Hampshire: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1218725
  • Зеленев, Е.И. Постижение Образа мира : монография / Е. И. Зеленев. — Санкт-Петербург : КАРО, 2012 .- 336 с. - ISBN 978-5-9925-0773-7. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1049010