2019/2020
Север и Арктика с точки зрения социальных наук
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Общеуниверситетский факультатив
Кто читает:
Школа лингвистики
Когда читается:
3 модуль
Преподаватели:
Влахов Андриан Викторович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
72
Программа дисциплины
Аннотация
Основная цель предлагаемого курса — сформировать у студентов всестороннее представление об обширном регионе, который условно называется «Север и Арктика», и познакомить их с основными тенденциями изучения этого региона в современных социальных и гуманитарных науках. Содержание курса охватывает круг вопросов, связанных с изучением современной жизни населения Сибири, Арктики и российского Севера с позиций социальных наук, и позволяет получить сведения по различным аспектам истории, географии, демографии, экономики, социальной антропологии и современной повседневности этого обширного и важного региона. Курс ориентирован преимущественно на описание современности, однако включает и краткое введение по вопросам истории и археологического изучения Сибири и Севера. На семинарских занятиях обучающиеся обсуждают тексты современных исследований, посвященных этому региону. Подробно рассматриваются темы индустриализации Сибири и Севера и социальные проблемы коренных малочисленных народов Севера.
Цель освоения дисциплины
- сформировать у студентов всестороннее представление о Севере и Арктике
- познакомить студентов с основными тенденциями изучения Севера и Арктики в современных социальных и гуманитарных науках
Планируемые результаты обучения
- различает и уверенно использует термины, называющие отдельные части региона (Арктика, Север, Сибирь и так далее)
- имеет представление о границах изучаемого региона
- имеет представление о физической географии изучаемого региона
- имеет представление об истории заселения Арктики и Сибири
- имеет представление о составе населения изучаемого региона
- имеет представление об основных демографических и этнокультурных процессах в изучаемом регионе
- представляет себе историю промышленного освоения Сибири и Арктики
- критически анализирует концепцию «освоения» региона
- анализирует характер отношений между различными категориями населения региона
- имеет представление о языковой ситуации на территории изучаемого региона
- имеет представление об этнической карте изучаемого региона
- критически анализирует современные этнокультурные и этноязыковые процессы в регионе
- имеет представление об актуальных экономических процессах в изучаемом регионе
- имеет представление об основных экологических проблемах в изучаемом регионе
- имеет представление о современной политико-экономической ситуации в регионе
- имеет представление о роли Арктики и Севера в глобальных политических и экономических процессах
- критически осмысляет общественно-политический дискурс в отношении изучаемого региона
- имеет представление о трансграничных и транснациональных процессах в регионе
- имеет представление о повседневной жизни и социального взаимодействия на Севере
- имеет представление о различных типах расселения в регионе (городские, сельские поселения, в том числе моногорода, и кочевой образ жизни)
- имеет представление об особенностях мобильности и коммуникаций на Севере
- имеет представление об особенностях социальной жизни на Севере (сети обмена и взаимопомощи, subsistence economy и др.)
Содержание учебной дисциплины
- Введение в североведениеОпределяются основные термины и понятия курса, обсуждаются термины «Арктика», «Север», «Сибирь» и проч., определяются границы региона в разных трактовках. Сообщаются основные сведения о физической географии региона и о сопредельных территориях. Анализируется дискурсивный образ Севера, Сибири, Арктики и проч.
- История заселения и современное население Севера и СибириСообщаются основные сведения об истории заселения Сибири и Арктики, анализируются исторические источники по истории региона. Приводятся демографические данные о современном населении Сибири и Севера, рассматриваются вопросы этнической и территориальной идентичности населения.
- Арктика, Север и Сибирь: история освоенияРассматривается понятие «освоения Севера», характерное как для российского, так и для глобального контекста, и доминировавшее на протяжении долгого времени представление о Севере как «ресурсной кладовой» и «ничьей земле». Анализируется характер отношения между коренным и «пришлым» населением, стратегии освоения (колонизации, оккупации) региона в России и в других циркумполярных странах. Рассматривается история промышленного освоения региона в разные исторические периоды.
- Языки и народы Арктики и СибириРассматриваются современные языковые и этнические проблемы Арктики и Сибири, описывается актуальная языковая и этническая карта региона, приводятся основные сведения о культурно-антропологических характеристиках населения Севера.
- Экономика и экология Арктики, Сибири и СевераИдёт речь об основных экономических процессах в изучаемом регионе, в том числе в результате процессов промышленного освоения в 20 веке. Анализируется современная экологическая ситуация в Арктике, в том числе в Северном Ледовитом океане, и тренды её развития.
- Арктика в глобальном контекстеИзучаются современная политико-экономическая ситуация в регионе и роль Арктики и Севера в глобальных политических и экономических процессах. Анализируется общественно-политический дискурс в отношении изучаемого региона. Изучаются трансграничные и транснациональные процессы в регионе.
- Жизнь на СевереИзучаются аспекты повседневной жизни и социального взаимодействия на Севере. Изучаются различные типы расселения (городские, сельские поселения, в том числе моногорода, и кочевой образ жизни), особенности мобильности и коммуникаций на Севере, особенности социальной жизни (сети обмена и взаимопомощи, subsistence economy и др.)
Элементы контроля
- контрольная работа по языковой и этнической карте региона
- контрольная работа по истории и экономике Севера
- эссе о жизни на Севере
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.3 * контрольная работа по истории и экономике Севера + 0.3 * контрольная работа по языковой и этнической карте региона + 0.4 * эссе о жизни на Севере
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Арефьев А. Л. ; Под ред. Осипова Г.В. - СОЦИОЛОГИЯ ЯЗЫКА. ЯЗЫКИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА 3-е изд., пер. и доп. Монография - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 355с. - ISBN: 978-5-534-10786-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-yazyka-yazyki-korennyh-malochislennyh-narodov-severa-sibiri-i-dalnego-vostoka-431519
Рекомендуемая дополнительная литература
- Садохин А.П., Шабаев Ю.П. - Народы Севера России: обычаи, традиции, культура.Справочник - КноРус - 2017 - 750с. - ISBN: 978-5-406-06471-9 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/928865