• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Научно-исследовательский семинар "Проективная алгебраическая геометрия 1"

Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 1, 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к циклу математических и естественно научных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавра и магистра направления подготовки «Математика» Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: • базовые курсы алгебры, геометрии и топологии (1 и 2 годы бакалавриата); Желательно, но не необходимо также знакомство с некоторыми основными понятиями и результатами из курсов: • дифференциальная геометрия (I-IV модули, 3, 4 год бакалавриата); • алгебраическая геометрия (I-IV модули, 3, 4 год бакалавриата); Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: • свободное владение основными понятиями алгебры, геометрии и топологии • дифференцирование и интегрирование функций нескольких переменных Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: • Алгебраическая геометрия • Топология • Дифференциальная геометрия • Математическая физика (теория поля).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование и развитие у слушателей геометрических представлений при освоении различных разделов алгебраической геометрии.
  • Овладение слушателями основными понятиями и конструкциями проективной геометрии, такими как линейные проекции и сечения, проективные и перспективные отображения.
  • Освоение техники линейных рядов при изучении отображений многообразий в проективное пространство.
  • Знакомство с классическими проективными многообрзазиями, такими как детерминантали, грассманианы, многообразия Веронезе, многообразия Сегре, норммногообразия, и методами их построения средствами проективной геометрии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент должен научиться использовать при решении конкретных задач язык проективных вложений и отображений, линейных рядов и их базисных множеств.
  • Студент должен научиться использовать при решении конкретных задач линейных сечений и проекций, многообразий хорд и линейных оболочек .
  • Студент должен научиться использовать при решении конкретных задач проективную геометрию детерминанталей, грассманианов, многообразий Веронезе и Сегре, норммногообразий и их проекций и сечений .
  • Студент должен научиться использовать при решении конкретных задач полярное отображение, гессианы и их применение к описанию отображений гиперповерхностей в двойственное проективное пространство.
  • Студент должен научиться использовать при решении конкретных задач индексы пересечения кривых на плоскости, их вычисление посредствомм правил Цейтена.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Первоначальные свойства проективного пространства; классические задачи проективной геометрии, связанные с теоремами Дезарга, Паппа, Паскаля, Брианшона.
  • Коники на проективной плоскости. Пространство коник, поверхность Веронезе и кубический симметроид в пространстве коник, их интерпретация в терминах семейств коник.
  • Интерпретация евклидовой и других геометрий в терминах проективной геометрии; задачи евклидовой, решаемые средствами проективной геометрии.
  • Геометрия кривых на проективной плоскости, теорема Безу, индексы пересечения плоских кривых, правила Цейтена.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Решение домашних заданий 1
  • неблокирующий Письменная работа 1
  • неблокирующий Решение домашних заданий 2
  • неблокирующий Письменная работа 2
  • неблокирующий Итоговая письменная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Основная форма текущего контроля – решение задач из домашних заданий (7-10 задач по каждой теме). Задачи подбираются так, чтобы их решение потребовало от студента свободного владения основными понятиями и умения пользоваться техническими (вычислительными) приемами, которые изучаются в соответствующем разделе курса. Часть задач повышенной сложности отмечается звёздочками. Решение таких задач не является необходимым условием для получения отличной оценки, но существенно способствует получению таковой. Оценивается решение задач в процентной доле общего числа решённых в течение семестра задач (включая сюда и задачи со звёздочкой) от общего количества выданных в течение семестра задач без звёздочек. Таким образом, результат текущего контроля может быть выше 100% Экзамен и зачёт представляют собою письменные работы продолжительностью 4 часа каждая. В каждой работе студентам предлагается 8 задач. Для получения 100% результата достаточно правильно решить 6 задач. При решении большего числа задач оценка увеличивается. За полное решение каждой задачи студент получает 10 баллов, окончательный результат экзамена оценивается в процентной доле набранного количества баллов по отношению к 60. Промежуточная оценка за первый модуль вычисляется по формуле Max(150, E+H)/15 где E - общее количество набранных в зачётной работе баллов в процентах от 60, а H – общее количество решённых домашних задач (включая задачи со звёздочками) в процентах от общего количества выданных в первом модуле задач без звёздочек. Таким образом, для получения максимальной оценки 10 достаточно решить 75% домашних заданий и 5 задач из зачётной работы. Итоговая оценка за второй модуль вычисляется по аналогичной формуле Max(150, E+H)/15 где E - общее количество набранных в экзаменационной работе баллов в процентах от 60, а H – общее количество решённых домашних задач (включая задачи со звёздочками) в процентах от общего количества выданных в течение двух модулей задач без звёздочек. Таким образом, для получения максимальной оценки 10 достаточно решить 75% домашних заданий и 5 экзаменационных задач. В диплом ставится результирующая итоговая оценка по учебной дисциплине. Оценка текущего контроля равна процентной доле общего числа решённых в течение семестра задач (включая сюда и задачи со звёздочкой) от общего количества выданных в течение семестра задач без звёздочек. Таким образом, результат текущего контроля может быть выше 100%. Итоговый зачёт представляют собою письменную работу продолжительностью 4 часа, на которой студентам предлагается 8 задач. Для получения 100% результата достаточно правильно решить 6 задач. При решении большего числа задач оценка увеличивается. За полное решение каждой задачи студент получает 10 баллов, окончательный результат экзамена оценивается в процентной доле набранного количества баллов по отношению к 60. Итоговая оценка по дисциплине ставится по 10-балльной системе и вычисляется по формуле Max(150, E+H)/15 где E - общее количество набранных в зачётной работе баллов в процентах от 60, а H – общее количество решённых домашних задач (включая задачи со звёздочками) в процентах от общего количества выданных в первом модуле задач без звёздочек. Таким образом, для получения максимальной оценки 10 достаточно решить 75% домашних заданий и 5 задач из зачётной работы. В диплом ставится итоговая оценка, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Алгебраическая геометрия : начальный курс, Харрис, Дж., Зака, Ф. Л., 2006
  • Шафаревич И.Р. - Основы алгебраической геометрии - Московский центр непрерывного математического образования - 2007 - 589с. - ISBN: 978-5-94057-085-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/9441

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Львовский С.М. - Работа в системе LaTeX - Национальный Открытый Университет "ИНТУИТ" - 2016 - 534с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100443