• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Организационное поведение

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Глобальные изменения трудовых процессов в XX веке усилили внимание к индивидуально-психологическим и социально-психологическим проблемам работников. На фоне высокой интенсификации труда стали проявляться негативные последствия игнорирования психологических факторов производственной деятельности, а демократизация политических процессов оказывает влияние на мотивационную структуру работающих субъектов. В рамках курса «Индустриально-организационная психология» рассматриваются базовые социально-психологические процессы в организации: групподинамические процессы в малой группе, психологические признаки труда, психические регуляторы труда, подходы к анализу трудовой деятельности, технологии подбора, оценки и отбора персонала, обучение персонала, методы развития работников в организации, социально-психологическая адаптация работника в трудовом коллективе, анализ у управление трудовой мотивацией, методы профилактики негативных функциональных состояний человека в труде, теории лидерства, типологии организационных культур, методы профилактики негативных социально-психологических процессов в организации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство студентов с основными социально-психологическими подходами к анализу поведения человека в группе;
  • знакомство студентов с базовыми категориями, понятиями и исследовательскими проблемами анализа трудовой деятельности и поведения человека в организации;
  • формирование представления о закономерностях поведения человека на рабочем месте;
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Студент знает основные социальнопсихологические процессы в группе.
  • Стедент знает основные психологические признаки труда.
  • Студент по результатам интервью способен выявить и описать представленность психологических признаков труда и психических регуляторов труда в деятельности профессионала.
  • Студент знает основные этапы развития изучения организационного поведения, знает основные теории организационного поведения (базовые понятия).
  • Студент знает основные подходы к анализу трудовой деятельности. Может самостоятельно провести базовый анализ HR-данных.
  • Студент владеет основными понятиями в оценке персонала. Знает этапы исследования профессиональной деятельности для разработки модели компетенций. Может самостоятельно разработать алгоритм оценки с учетом социальноорганизационных условий.
  • Студент знает основные возможности и ограничения различных методов обучения и развития персонала организации. Может самостоятельно оценить потребности работников в обучении и разработать модель развития работников с учетом запроса работодателя, организационного и экономического контекста.
  • Студент знает этапы и уровни системогенеза трудовой деятельности. Может самостоятельно провести анализ уровня и факторов удовлетворенности трудом.
  • Студент знает основные содержательные и процессуальные теории трудовой мотивации. Может самостоятельно провести анализ эффективности системы оплаты труда в организации.
  • Студент знает основные особенности негативных функциональных состояний в труде. Может самостоятельно разработать программу профилактики негативных функциональных состояний для конкретного работника.
  • Студент знает основные теории лидерства, групповые роли в организации.
  • Студент знает основные типы организационных культур. Может самостоятельно оценить к какому типу относится организационная культура конкретной компании.
  • Студент знает основные определения и критерии буллинга, харасмента, дискриминации. Знает основные социальные, психологические и экономические последствия этих явлений.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Социально-психологические процессы в группе.
    Коммуникация в малой группе. Динамические процессы в малой группе. Взаимодействие: кооперация, конкуренция, конфликт. Просоциальное и антисоциальное поведение. Социальное влияние. Культура и социальное поведение.
  • Труд как вид деятельности. Психологические признаки руда. Психические регуляторы труда.
    Психологические особенности трудовой деятельности. Психологические признаки труда. Труд как фактор исторического развития человека. Системный подход к анализу трудовой деятельности
  • История изучения организационного поведения
    Научный подход к изучению труда Ф.Тейлора. Принципы управления Г.Эмерсона. Американская социально-психологическая школа Э.Мэйо. Современные подходы к изучению организационного поведения.
  • Анализ деятельности (практический аспект, подходы, методы и т.д.). HR-аналитика.
    Цели и методы анализа деятельности (Job Analysis). Специальные техники анализа деятельности: Job Element Method, Critical Incidents Technique, Position Analysis Questionnaire, Functional Job Analysis, Comparing the Different Job Analysis Techniques. O*NET. Основные принципы HR-аналитики. Подходы к анализу HR-данных.
  • Подбор, отбор и оценка персонала
    Планирование человеческих ресурсов. Процесс отбора персонала. Рекрутмент, скрининг, оценка и расстановка персонала. Модель отбора персонала. Принятие решений в оценке персонала. Методы оценки персонала: анализ биографической информации, рекомендации, тестирование, центры оценки, интервью, деловые игры.
  • Обучение и развитие персонала
    Области и базовые основания обучения персонала. Ключевые характеристики успешной программы обучения. Модель успешного обучения персонала. Оценка потребности в обучении. Определение целей обучения. Разработка и оценка обучающих материалов. Оценка обучения.
  • Человек в организации
    Развитие человека в организации: профессиональный и должностной рост, социальные связи. Системогенез профессиональной деятельности. Удовлетворенность трудом. Вовлеченность в трудовую деятельность. Лояльность и преданность организации.
  • Трудовая мотивация
    Теории трудовой мотивации: двухфакторная теория, теория ожидания, теория справедливости, теория самодетерминации, теория ожиданий. Практические аспекты трудовой мотивации. Психологические контракты. Система оплаты труда как фактор управления рабочей мотивацией.
  • Рабочий стресс. Методы профилактики негативных функциональных состояний в труде.
    Понятие функционального состояния человека. Подходы к определению функциональных состояний: физиологический, психологический, комплексный. Взаимосвязь функционального состояния и эффективность профессиональной деятельности. Научнообоснованные подходы к нормализации стресса. 4 типа проблемных ситуаций: во внешней мире с возможностью изменений, во внешнем мире без возможности изменения, во внутреннем мире с возможностью изменений, во внутреннем мире без возможности изменений. Способы саморегуляции психологического состояния во время стресса. Аутогенная тренировка. Метод биологической обратной связи. Дыхательные техники. Нервно-мышечная релаксация (НМР): правила разработки текста инструкции, правила выполнения отдельных упражнений, правила работы клиента в рамках данной техники. Сенсорная репродукция: правила разработки текста инструкции, правила демонстрации инструкции, правила работы клиента в рамках данной техники. Идеомоторная тренировка. Формирование устойчивости к стрессу путем выработки резистентности к отдельным ситуациям. Формирование отдельных навыков решения стрессогенных ситуаций. Медикаментозная профилактика стресса. Психологическое выгорание в деятельности. Профилактика выгорания человека в труде.
  • Лидерство.
    Формальные и неформальные рабочие группы. Влияние группы на индивидуальное поведение и установки работников. Групповое принятие решений. Команда как специфический вид группы. Типы команд. Развитие команды: team training, team development. Барьеры эффективности команд. Командные роли (командные роли по Р.М. Белбину, колесо командного управления Маргерисона-МакКанна). Кросс-культурные, проектные, виртуальные команды. Межгрупповые отношения в организации. Подходы к пониманию лидерства: подход, ориентированный на лидера, ситуационный подход, трансформационное и харизматическое лидерство, Leader-Member Exchange, Authentic Leadership. Формальное/неформальное лидерство. Суперлидерство. Лидерство как власть и процесс влияния. Критерии эффективного лидерства. Основные вызовы лидерству в современном мире (управление разнообразием, дистанционное управление).
  • Организационная культура. Типы организационных культур
    Типы организационной культуры предложенной К. Камероном и Р. Куинном: гибкость и дискретность, стабильность и контроль, внутренний фокус и интеграция, внешний фокус и дифференциация. Типология Г. Хофстеде: индивидуализм/коллективизм, дистанция власти, стремление к избеганию неопределенности, мужественность/женственность. Типология Р. Акоффа: степень отношения работников к установлению целей в организации и степень привлечения к выбору средств достижения целей. Подход Д. Коула: характеристики организации (бюрократическая, органическая, предпринимательская, партисипативная). Подход Ч. Ханди: процесс распределения власти в организации, ценностные ориентации личности, отношения индивида и организации, структуру организации и характер ее деятельности на различных этапах эволюции. Культура власти; культура роли; культура задачи; культура личности. Подход Р. Рюттингера: демонстрационная, депрессивная, шизоидная, параноидальная, принудительная организации.
  • Негативные явления в организации: дискриминация, харасмент, буллинг.
    Дискриминация при приеме на работу (половая, расовая, возрастная), дискриминация в ситуации принятия организационных решений, скрытая дискриминация, «стеклянный потолок». Последствия негативных проявлений для организации: социально-психологические, индивидуально-личностные, экономические.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменный отчет по результатам интервью "Признаки и регуляторы труда"
  • неблокирующий Подготовка презентации по анализу 5-ти статей по тематике организационного поведения.
  • неблокирующий Письменный отчет по результатам анализа HR-данных "Удовлетворенность трудом".
  • неблокирующий Письменный отчет по результатам анализа HR-данных "Удовлетворенность трудом 2"
  • неблокирующий Письменный отчет по результатам анализа HR-данных "Организационная культура"
  • неблокирующий Письменный отчет по результатам анализа HR-данных "Харасмент и дискриминация"
  • неблокирующий Письменный отчет по результатам интервью "Подбор персонала"
  • неблокирующий Письменный отчет по результатам интервью "Развитие персонала"
  • неблокирующий Письменный отчет по результатам интервью "Мотивация"
  • неблокирующий Письменный отчет по результатам интервью "Состояние работника и орг. культура"
  • неблокирующий Работа на занятии
  • неблокирующий Итоговый тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Итоговый тест + 0.03 * Письменный отчет по результатам анализа HR-данных "Организационная культура" + 0.03 * Письменный отчет по результатам анализа HR-данных "Удовлетворенность трудом 2" + 0.03 * Письменный отчет по результатам анализа HR-данных "Удовлетворенность трудом". + 0.03 * Письменный отчет по результатам анализа HR-данных "Харасмент и дискриминация" + 0.03 * Письменный отчет по результатам интервью "Мотивация" + 0.03 * Письменный отчет по результатам интервью "Подбор персонала" + 0.03 * Письменный отчет по результатам интервью "Признаки и регуляторы труда" + 0.03 * Письменный отчет по результатам интервью "Развитие персонала" + 0.03 * Письменный отчет по результатам интервью "Состояние работника и орг. культура" + 0.03 * Подготовка презентации по анализу 5-ти статей по тематике организационного поведения. + 0.3 * Работа на занятии
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Организационное поведение : учебник для вузов, Лютенс Ф., Гончаровой О. Е., 1999
  • Современная психология труда : учеб. пособие для вузов, Толочек В. А., 2005
  • Социальная психология : учебник для вузов, Андреева Г. М., 2014
  • Социальная психология : учебник и практикум для акад. бакалавриата, Гулевич О. А., Сариева И. Р., 2015

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Abdul-Halim, H., Ahmad, N. H., Geare, A., & Thurasamy, R. (2019). Innovation Culture in SMEs: The Importance of Organizational Culture, Organizational Learning and Market Orientation. Entrepreneurship Research Journal, 9(3), N.PAG. https://doi.org/10.1515/erj-2017-0014
  • Ahaverdiieva Khalida. (2019). Comprehensive staff evaluation. SHS Web of Conferences, 06002. https://doi.org/10.1051/shsconf/20196706002
  • Aithal, S., & Aithal, S. (2019). A New Attitude-Behaviour (AB) Theory for Organizational Leadership. MPRA Paper. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.pra.mprapa.95154
  • Anjum, A., & Muazzam, A. (2018). Workplace Bullying and Turnover Intention among University Teachers. Journal of Arts & Social Sciences, 5(2), 51–62. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=133553078
  • Atrey, S. (2019). Intersectional Discrimination (Vol. First edition). Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2255393
  • Bearden, J. N. (2019). Case Study: Was That Harassment? Harvard Business Review, 97(3), 160–165. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=135981999
  • Buchanan, D. A., & Huczynski, A. (2017). Organizational Behaviour (Vol. Ninth edition). Harlow, England: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1419854
  • Champoux, J. E. (2016). Organizational Behavior : Integrating Individuals, Groups, and Organizations (Vol. 5 edition). New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1290231
  • Chan, L. (2018). Positive Organizational Leadership: Some Recent Findings in Positive Organizational Scholarship. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5CB52A07
  • Chobitok Viktoriia I. (2019). Formation of the Staff Assessment System in an Enterprise: Modern Systems and Technologies. Bìznes Inform, (496), 192. https://doi.org/10.32983/2222-4459-2019-5-192-196
  • Christina Fisanick. (2016). Discrimination. [N.p.]: Rosen Publishing Group, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1399077
  • Coulson-Thomas, C. (2018). Organizational Leadership for Challenging and Changing Times. Effective Executive, 21(3), 14–37. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=133636406
  • Davis, R., & Cates, S. (2018). The Implementation of the Organizational Culture Assessment Instrument in Creating a Successful Organizational Cultural Change. International Journal of Business & Public Administration, 15(1), 71–94. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=132129457
  • Diaz, L., & Rhodes, R. (2018). Job Satisfaction : Influencing Factors, Gender Differences and Improvement Strategies. New York: Nova Science Publishers, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1670011
  • Dugan, R., Hochstein, B., Rouziou, M., & Britton, B. (2019). Gritting their teeth to close the sale: the positive effect of salesperson grit on job satisfaction and performance. Journal of Personal Selling & Sales Management, 39(1), 81–101. https://doi.org/10.1080/08853134.2018.1489726
  • Durieux, T., Abreu, R., Monperrus, M., Bissyandé, T. F., & Cruz, L. (2019). An Analysis of 35+ Million Jobs of Travis CI. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsarx&AN=edsarx.1904.09416
  • E. Yousefian, A. Chitsaz, & B Karimpour. (2017). Case Study of Effectiveness Evaluation of Staff Training Courses in Refah Bank. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.86EBFE71
  • Eroyan, A. E., Andreeva, N. V., Gorlova, E. A., Oganesyan, T. L., & Oganesyan, L. L. (2015). Ways to Increase Effectiveness of Managerial Staff Training in the Sphere of Public and Municipal Administration. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3849CEC2
  • Fariba Karimi, & Zohreh Morshedi. (2015). The relationship between transformational leadership with organizational innovation. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E7DB0ECF
  • Feldman, H. C. (2019). LGBT Discrimination. San Diego, CA: ReferencePoint Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1849556
  • Fuller, C. P. (2015). Organizational Culture : Leadership Strategies, Outcomes and Effectiveness. New York: Nova Science Publishers, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1020592
  • Golbeck, J. (2018). Online Harassment. Cham, Switzerland: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1855105
  • Gravina, N., Villacorta, J., Albert, K., Clark, R., Curry, S., & Wilder, D. (2018). A Literature Review of Organizational Behavior Management Interventions in Human Service Settings from 1990 to 2016. Journal of Organizational Behavior Management, 38(2/3), 191–224. https://doi.org/10.1080/01608061.2018.1454872
  • Healy, J. (2018). Sexual Harassment. [Place of publication not identified]: The Spinney Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1852786
  • HERNANDEZ, T. K. (2019). Racial Discrimination. [S.l.]: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2201378
  • Hopkins, C. R. (2015). Job Stress : Risk Factors, Health Effects and Coping Strategies. Hauppauge, New York: Nova Science Publishers, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=967908
  • Humberto Coromoto Peña Rivas, & Sabina Gisella Villón Perero. (2018). Labor Motivation. Fundamental Element in Organizational Success. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E5F2AB3F
  • Ismail, A., & Abd Razak, M. R. (2016). A Study on Job Satisfaction as a Determinant of Job Motivation. Acta Universitatis Danubius: Oeconomica, 12(3), 30–44. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=116780008
  • Jha, Y., & Jha, S. (2019). Examining the Relationship Between Job-Family Interference and Job Satisfaction: The Role of Organizational, Task, and Personal Resources as Moderators. Journal of Management Research (09725814), 19(3), 180–192. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=137657773
  • Job Analysis and Job Design (SEMIs). (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A8A5F37D
  • Joseph-Obi, C., & Arugu, O. N. (2019). The Impact of Workers Training on the Organizational Performance of the Staff of the Ministry of Labour and Productivity, Port Harcourt. IFE PsychologIA, 27(2), 235–266. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=139173947
  • Kanokporn Leksung, & Sudawan Somjai. (2018). Job Satisfaction, Job Motivation, and Efficiency in Work Performance of the Hotel Employees: A Case of Thainum Riverside Hotel, Thailand. Proceedings of International Academic Conferences. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.sek.iacpro.8810437
  • Kumar, A., Kumar Singh, S., & Kumar, & G. (2017). Effectiveness of In-House Training on Technical Employees in Biotech Industry. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DC789EF2
  • Lahtero, T. J., Ahtiainen, R. S., & Lång, N. (2019). Finnish Principals: Leadership Training and Views on Distributed Leadership. Educational Research and Reviews, 14(10), 340–348. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ1216700
  • Lashari, R. H., & Rana, A. H. (2018). The Impact of Transformational Leadership and Social Interaction on Organizational Performance in the Viewpoint of Knowledge Management: An Empirical Study in Banking Sector of Pakistan. International Journal of Organizational Leadership, 7(4), 383–397. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=133966157
  • Lauri S. Friedman. (2016). Discrimination. [N.p.]: Rosen Publishing Group, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1399135
  • Lavin, H. S., & DiMichele, E. E. (2019). New York State Expands Workplace Harassment and Discrimination Protections. Employee Relations Law Journal, 45(3), 20–25. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=139579175
  • Luturlean, B. S., Prasetio, A. P., & Saragih, R. (2019). Increasing Employee’s Job Satisfaction Through the Implementation of Transformational Leadership and Work Stress Level Management. Journal of Management & Marketing Review (JMMR), 4(3), 209–217. https://doi.org/10.35609/jmmr.2019.4.3(6)
  • Mang, L. M. (2018). The relationship between organizational culture and an organization’s performance in the Austrian private sector. Journal of Organisational Studies & Innovation, 5(4), 11–24. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=136006915
  • Marita P. McCabe, Elizabeth Beattie, Gery Karantzas, David Mellor, Kerrie Sanders, Lucy Busija, … Jessica Byers. (2018). A randomized controlled trial to evaluate the effectiveness of a staff training program to implement consumer directed care on resident quality of life in residential aged care. BMC Geriatrics, (1), 1. https://doi.org/10.1186/s12877-018-0966-1
  • Mohammadpour, S., Yaghoubi, N. M., Kamalian, A. R., & Salarzehi, H. (2017). Authentic Leadership: A New Approach to Leadership (Describing the Mediatory Role of Psychological Capital in the Relationship between Authentic Leadership and Intentional Organizational Forgetting). International Journal of Organizational Leadership, 6(4), 491–504. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=128000974
  • Mulyana D.H., Muhyi H.A., & Rizal M. (2019). The Influence of Job Analysis on Organizational Performance: Empirical Evidence from Manufacturer Company in Indonesia Using Pls-Sem. Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences, (9), 227. https://doi.org/10.18551/rjoas.2019-09.24
  • Organizational culture and lean practices: analysis through a real case study. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.956FA85A
  • Organizational culture mapping analysis through Organizational Culture Assessment (OCA). (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C39D5F27
  • Parks, P. J. (2019). Religious Discrimination. San Diego, California: ReferencePoint Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1849558
  • Pasha, O., Poister, T. H., Wright, B. E., & Thomas, J. C. (2017). Transformational Leadership and Mission Valence of Employees: The Varying Effects by Organizational Level. Public Performance & Management Review, 40(4), 722–740. https://doi.org/10.1080/15309576.2017.1335220
  • Ranasinghe, S. L. (2018). Impact of Motivation Factor for Labour Productivity: A Study on Apperal Industry in Sri Lanka. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.123CCE9B
  • Robbins, S. P., Judge, T., & Campbell, T. (2017). Organizational Behaviour (Vol. Second Edition). Harlow, England: FT Publishing International. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1454975
  • Roland, J. (2019). Disability Discrimination. San Diego, CA: ReferencePoint Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1849555
  • Rutherford, B. N., Boles, J. S., & Ambrose, S. C. (2019). Reconceptualizing the measurement of multidimensional salesperson job satisfaction. Journal of Personal Selling & Sales Management, 39(3), 287–298. https://doi.org/10.1080/08853134.2019.1601018
  • S.A. Maslova, & K.E. Kononiuk. (2018). Motivation as a labor efficiency factor. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DE7E432B
  • Samchuk Kateryna I. (2017). Evaluating and Calculating the Costs for Staff Recruitment. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.762221D7
  • Schein, E. H. . V. (DE-588)128643641, (DE-576)162894120, aut. (2017). Organizational culture and leadership / Edgar H. Schein ; with Peter Schein. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.482511966
  • Venet Shala, Borebardha Shala, Labinot Hashani, & Albion Kabashi. (2018). Leadership impact in organizational performance. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C1A661D3
  • Vukelić, M., Čizmić, S., & Petrović, I. B. (2019). Acceptance of Workplace Bullying Behaviors and Job Satisfaction: Moderated Mediation Analysis With Coping Self-Efficacy and Exposure to Bullying. Psychological Reports, 122(5), 1883–1906. https://doi.org/10.1177/0033294118793985
  • Zhuravleva, A. V., & Журавлева, А. В. (2014). Business game as instrument of staff recruitment. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.768D969D
  • Носкова О.Г. (n.d.). Евгений Александрович Климов в отечественной психологии труда (к 80-летию со дня рождения). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fevgeniy-aleksandrovich-klimov-v-otechestvennoy-psihologii-truda-k-80-letiyu-so-dnya-rozhdeniya
  • Организационное поведение : учебник, Шермерорн Дж., Хант Дж., 2004
  • Проблемы системогенеза профессиональной деятельности, Шадриков В. Д., Абульханова-Славская К. А., 2007
  • Социальная психология малой группы : учеб. пособие для вузов, Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М., 2001