• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Культурное развитие Восточной Азии: основные тенденции и региональные особенности

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Общеуниверситетский факультатив
Когда читается: 3, 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Культурное развитие Восточной Азии: основные тен-денции и региональные особенности» являются формирование универсальных и предметно-специализированных компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избран-ной сфере деятельности и способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • выработать у студентов умение использовать в дальнейшей профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем востоковедных исследований в области изу-чения культурного развития Восточной Азии; умение применять цивилизационный и регио-нальный подходы в интерпретации культурного развития Азии
  • сформировать у студентов умение использовать в профессиональной деятельности знание проблем истории развития Восточной Азии; сформировать знания о генезисе этнических культур Азии
  • выработать умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем формирования и развития социально-культурных традиций народов Восточной Азии
  • способствовать развитию умений и навыков использования в профессиональной деятельно-сти знания проблем современного культурного развития стран Восточной Азии; осуществ-лять компаративный анализ культурных ценностей и приоритетов различных историко-культурных этапов развития стран Восточной Азии; выработать умение анализировать раз-витие художественной культуры, искусства и архитектуры
  • сформировать представления об основных особенностях материальной и духовной культу-ры; способствовать укреплению понимания роли этно-религиозных и религиозно-этических учений в становлении культурного развития Восточной Азии
  • развить у студентов навыки системного подхода к изучению основных особенностей и зако-номерностей культурного развития Восточной Азии; сформировать умение осуществлять качественный анализ артефактов культур народов Азии
  • сформировать и развить исследовательские навыки в области изучения культурных тради-ций
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Описывает основные виды классификации народов Востока: географическая; антропологическая; лингвистиическая; по религиозной принадлежности; по хозяйственно-культурным признакам; по историко-этнографическим областям проживания.
  • Сравнивает особенности развития культур этносов и этнических групп Восточной Азии
  • Анализирует особенности антропо-социо-культурогенеза в Восточной Азии
  • Выявляет особенности духовно-религиозной культуры народов Во-сточной Азии
  • Анализирует и интерпретирует про-изведения изобразительного искус-ства народов и стран Восточной Азии
  • Описывает основные особенности развития музыкального искусства Восточной Азии
  • Сравнивает календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии, выявляет этнокультурные факторы их формирования и развития
  • Анализирует особенности развития ландшафтного искусства Азии
  • Выявляет основные архитектурные формы Восточной Азии
  • Выявляет связь между особенностя-ми игрового поведения народов Во-сточной Азии, их менталитетом и картиной мира
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общая характеристика культурного развития Азии: традиции и современность. Классификация народов Востока
    Закономерности и особенности культурного развития Азии. Этническая культура. Функции этнической культуры. Этнокультурная традиция. Соотношение понятий: этнос, народ, нация. Эт-ногенез. Этническое самосознание. Зависимость коммуникации от этнокультурного контекста. Культурная вариативность регуляторов социального поведения. Механизмы межгруппового вос-приятия в межэтнических отношениях. Развитие и трансформация этнической идентичности. Эт-нические особенности межкультурной коммуникации. Адаптация. Аккультурация. Этнические стереотипы. Общие представления об антропологических различиях между народами Восточной, Юго-Восточной, Западной и Южной Азии. Виды классификации народов Востока: географическая; антропологическая; лингвистиче-ская; по религиозной принадлежности; по хозяйственно-культурным признакам; по историко-этнографическим областям проживания.
  • Этносы Восточной Азии: закономерности и особенности развития этнических культур
    Понятие «Восточная Азия». Территория. Природные условия. Этногенез и общая характери-стика этнической истории народов Восточной Азии. Этнический состав населения. Китай. Этническая география Китая. Понятие «хозяйственно-культурный тип». Обуслов-ленность хозяйственно-культурного типа естественно-географическими условиями и социально-экономическим развитием. Три группы хозяйственно-культурных типов: 1) с преобладанием охо-ты, собирательства или рыболовства; 2) с преобладанием мотыжного (ручного) земледелию; 3) с преобладанием плужного (пашенного) земледелия. Основные историко-этнографические регионы и хозяйственно-культурные типы народов Китая. Ранняя этническая история китайцев. Этнические процессы в контексте историко-культурного развития Китая. Этнографические и археологические сведения о Шан-иньской цивилизации. Борьба за гегемонию в бассейне реки Хуанхэ между груп-пами племен «и», племенем юй и группой племен чжоу. Чжоуское завоевание. Роль падения Инь в этнической истории древнего Китая. Этнические и этнопсихологические особенности иньско-чжоуской культуры. Чжун-го и четыре группы варваров. Ханьский Китай и древние народы Во-сточной Азии. Причины и особенности формирования этнической общности древних китайцев. Аккультурация южных этнических групп. Этнические процессы эпохи Южных и Северных дина-стий. Танская империя и ее связи с другими государствами и народами Восточной Азии. Династия Сун. Китай под властью кочевников. Эпоха Юань как важный этап в этногенезе различных групп народности хуэй. Этническая история китайцев на рубеже и в эпоху средневековья.
  • Антропо-социо-культурогенез в Восточной Азии
    Проблемы культурогенеза. Морфология культурогенеза. Генезис культурных форм. Форми-рование и развитие культурных систем. Генезис этнокультурных систем. Основные подходы к изучению культурогенеза стран Восточной Азии: европоцентрический, китаецентрический и ци-вилизационный. Социокультурная динамика в Восточной Азии. Проблема типологизации этнокультурных систем. Роль и значение Китая в формировании культурной специфики народов Восточной Азии и векторов этнокультурного развития. Особенности периодизации этнокультурного развития Китая. Материальная и духовная культура архаического Китая (с эпохи раннего палеолита до возникнове-ния государственности). Достижения материальной, социальной и духовной культуры эпохи Шан-Инь (XVI – XI вв. до н.э.). Основные достижения китайской культуры эпохи Чжоу (XI – III вв. до н.э.). Особенности культурного развития Китая периода ранних империй (Цинь и Хань – III в. до н.э. - III в н.э.).
  • Антропология религии: проблемы изучения стран Восточной Азии.
    Общая характеристика антропологии религии. Определения религии. Религия и культура. Основные подходы к пониманию и изучению роли и места религии в антропо-социо-культурогенезе. Э.Тэйлор о религии. Дж. Фрэзер о религии. Р.Маретт о религии. Э.Дюркгейм о ре-лигии. Магия, религия и наука. Типология религий в контексте социокультурного развития архаического и древнего Китая. Общая характеристика исторического развития китайских религиозных представлений, верований и культов. Основные факторы и особенности становления архаических религиозных представлений. Конфуцианство и даосизм как базовые автохтонные религиозные системы. Общая характеристика конфуцианской культуры. Роль конфуцианства в становлении и развитии китайской традиционной картины мира. Личность и учение Конфуция: место и роль в культурном развитии Китая. Особенности становления социально-политической культуры в контексте социально-экономического и культурного развития Китая в IV – III вв. до н.э. Жизненный путь Конфуция. Личность Конфуция. Ученики и последователи Конфуция. «Лунь Юй» («Суждения и беседы») как памятник китайской культуры и воплощение духовных ценностей китайской цивилизации. Учение Конфуция о человеке. Учение Конфуция об обществе. Учение Конфуция о государстве. Конфуцианство и государственные культы. Культ Конфуция. Канонизация «Лунь Юй» в эпоху Хань. Место и роль учения Конфуция в культурном развитии Китая и стран региона Восточной Азии. Особенности культовой практики даосизма. Даосский пантеон. Семиотика даосского алтаря. Роль даосизма в становлении и развитии китайской традиционной картины мира. Этапы становления китайско-буддийской традиции. Особенности буддизма в культуре Китая. Роль буддизма в культурогенезе.
  • Изобразительное искусство народов и стран Восточной Азии
    Общая характеристика стратегий и моделей межкультурного взаимодействия и культурного влияния Древнего Китая на народы Азии. «Вначале был шёлк!» (С.Цвейг): особенности европейской мифологизации образа древнего Китая в связи с торговлей шелком. «Шёлк» как мифологема китайско-европейской межкультурной коммуникации. «Шелковый путь» как символ межкультурных, межцивилизационных и социально-экономических контактов Китая. Предпосылки создания и развития шелкового пути. Маршруты шелкового пути: Степной шелковый путь; Шелковый путь среди пустынь и оазисов и Морской шелковый путь. Особенности межкультурной коммуникации и межцивилизационного взаимодействия древнего Китая с окружающим миром. Начало экспорта шелка-сырца в эпоху Чжоу. Древнекитайские легенды и мифы о происхождении шелка и шелководства. Половинка шелковичного кокона из раскопок неолитической стоянки культуры Яншао. Бамбуковый короб с фрагментами шелковых изделий на стоянке Цяньшаньян культуры Лянчжу. Древнейшие фрагменты шелковых и конопляных тканей на неолитической стоянке около г. Иньян. Расцвет степного шелкового пути в V-III вв. до н.э. Шелковые ткани из Пазырыкских курганов у подножия Алтая: ткани полотняного переплетения (цзюань); ткани с геометрическими узорами эпохи Борющихся царств; вышитые ткани с изображением фениксов. Виды шелковых изделий: костюмы, головные уборы, юбки и т.д. Техника кругового ткачества. Гунны и Шелковый путь при династии Хань. Китайские шелковые ткани 1 в. до н.э. – начала 1 в. н.э. из раскопок Ноин-Улы (Монголия). Изделия из парчи с орнаментами и иероглифическими надписями. «Вышивки долголетия» с орнаментом «цзюаньюнь» в виде облаков. Вышивки драконов и птиц.
  • Особенности развития музыкального искусства Восточной Азии
    Музыка как сфера формирования и выражения этнопсихологических особенностей культур стран Востока. Музыкальное искусство как игровая деятельность. Музыка и игра в этнических культурах стран Восточной, Юго-Восточной, Западной и Южной Азии. Основные особенности ки-тайской философии музыки. Сакральные истоки музыкального искусства. Музыкальная культура Шань-Инь. Простейшие ударные инструменты: цин и чжун. Духовой инструмент сюань. Одного-лосие, простота ритмики, высокие звуки фальцетной и горловой манеры пения. Развитие музыкальной культуры в эпоху Чжоу. Деятельность Музыкального ведомства. Регламентация исполнения музыки. Структура оркестров и танцевальных коллективов. Яюэ – совершенная, правильная, изящная музыка. Появление струнных инструментов. Общая характеристика классификации музыкальных инструментов баинь. Развитие философского представления о роли и месте музыки в обществе. Конфуций о музыке. «Шицзин» как памятник древнекитайской песенной поэзии. Пентатонный и семиступенный звукоряд. Народные песни миньгэ. Сюита «Цзюгэ». Песенно-поэтическая композиция шочан-иньюэ как прообраз театральных представлений. Сюнь-цзы о сущности музыки. Развитие китайской музыки как самостоятельного вида искусства – иньюэ.
  • Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии: этнокультурные традиции
    Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии: проблемы источниковедения и отечественной историографии. Место календарных обычаев и обрядов в традиционной этнической культуре. Календарные праздники и этнокультурная история. Календарная обрядность и хозяй-ственно-культурные типы. Функциональная направленность обычаев и обрядов четырех времен года в этнических культурах стран Восточной Азии. Календарно-праздничная культура и религия. Календарные праздники и этническая культура. Календарная обрядность и межкультурное взаимо-действие.
  • Мир культуры и мир природы: становление и особенности развития ланд-шафтного искусства Азии
    Особенности традиционной ландшафтной архитектуры в странах Азии. Семиотика садово-паркового пространства в Китае, Корее, Японии, в странах Западной Азии. Китай: синтез утилитарного и символического в китайской ландшафтной архитектуре. Ис-токи истории становления китайского сада: юанью и линтай. Парки времен династий Цинь и Хань. Сады при храмах и монастырях. Эстетические принципы организации садово-паркового простран-ства. Элементы ландшафта: архитектура, сооружения из камней, водные ландшафты, простран-ственные границы. Компоненты архитектурно-ландшафтного комплекса: тинтан, сюань, се, тин, лоугэ, павильон-лодка, ши, ланцзы, мост, декоративные окна, предметы обстановки. Искусствен-ные сооружения из камней в ландшафтном пространстве: склон, утес, фэнлуань, грот, ущелье, гор-ная тропа, миниатюрный ландшафт. Водные ландшафты: пруд, ручей среди камней, источник, озе-ро, река, заводь. Камни и вода. Растения как элемент искусственного ландшафта. Размеры тради-ционного китайского сада. Сюжетность китайского сада. Идея «заимствованного вида» (цзе цзин) в китайском садовом искусстве. Организация пространства: стена, пешеходная дорожка, водоем, ис-кусственная горка. «Живописный путь» осмотра китайского сада.
  • Становление и развитие архитектурных форм в Азии
    Основы традиционной философии архитектурных форм в Азии. Связь конструктивных особенностей жилища и сакральной архитектуры с доминантами картины мира. Китай: Структура традиционного китайского дома. Конструктивные и функциональные особенности китайского дома. Усадьба, или домохозяйство (ху). Интерьер китайского дома. Мебель. Предметы утвари. Особенности древнекитайского градостроительства. Структура и функциональные особенности китайского города. Социально-экономические и социокультурные факторы формирования города как системы. Структурные элементы градостроительства. Семиотика города. Реки и мосты. Дворцовая архитектура. Планировка дворца. Семиотика дворца. Композиционные и стилистические особенности строительства и эксплуатации дворцовых построек. Сакральная архитектура. Храмы. Пагоды и мемориальная архитектура.
  • Этнокультурные и этнопсихологические особенности игр и игрового поведе-ния народов Востока
    Понятие игры. Игра в контексте этнической культуры. Связь игры с магией, культовым по-ведением, искусством, спортом и т.д. Этнокультурный характер игры и этнопсихологические ха-рактеристики игрового поведения носителей этнических культур стран Востока. Непродуктивный и нерациональный характер игры. Гераклит, Платон, И.Кант, Ф.Шиллер, Ф.Э.Д.Шлейермахер, Ф.Шлегель, Ф.Ницше, Й.Хейзинга, Г.Гессе, М.М.Бахтин, Х.-Г.Гадамер, Л.Витгенштейн, Р.Кайо, Ж.Деррида и др. исследователи о сущности и функциях игры в культуре. Типология игр. Игра как составная часть восточной культуры физической и психической реабилитации и релаксации. Тра-диции игрового досуга в восточных культурах.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Ответ на вопросы семинара
  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Ответ на вопросы семинара
  • неблокирующий Ответ на вопросы семинара
  • неблокирующий Ответ на вопросы семинара
  • неблокирующий Ответ на вопросы семинара
  • неблокирующий Ответ на вопросы семинара
  • неблокирующий Ответ на вопросы семинара
  • неблокирующий Ответ на вопросы семинара
  • неблокирующий Устный экзамен по билетам (или письменный тест – по выбору преподавателя)
    Экзамен проводится в устной форме - защита презентации. Экзамен проводится на платформе MS Teams (https://teams.microsoft.com/l/channel/19%3aa33b931135d946b49b8c1fd957f1fba9%40thread.tacv2/%25D0%259E%25D0%25B1%25D1%2589%25D0%25B8%25D0%25B9?groupId=c4369255-d39a-4dd3-a39e-81e1c85f641b&tenantId=21f26c24-0793-4b07-a73d-563cd2ec235f).К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона. Для участия в экзамене студент обязан: включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться конспектами. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.04 * Ответ на вопросы семинара + 0.04 * Ответ на вопросы семинара + 0.04 * Ответ на вопросы семинара + 0.04 * Ответ на вопросы семинара + 0.04 * Ответ на вопросы семинара + 0.04 * Ответ на вопросы семинара + 0.04 * Ответ на вопросы семинара + 0.04 * Ответ на вопросы семинара + 0.04 * Реферат + 0.04 * Реферат + 0.6 * Устный экзамен по билетам (или письменный тест – по выбору преподавателя)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Буяров Д.В. - Современный Китай на пути перемен (социально-экономическое, политическое и культурное развитие страны в последней четверти XX - начале XXI вв.) - Русайнс - 2019 - 158с. - ISBN: 978-5-4365-3854-9 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933925
  • Малинина Е. Е. - КУЛЬТУРА ЯПОНИИ. ИСКУССТВО БУДДИЗМА ДЗЭН 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 260с. - ISBN: 978-5-534-08183-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kultura-yaponii-iskusstvo-buddizma-dzen-442240
  • Менталитет, ментальность и этнопсихологические особенности китайцев : монография / В.В. Собольников. — Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2020. — 160 с. — (Научная книга). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1062376

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Лунёв С. И. - РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ: ИНДИЯ И ЮЖНАЯ АЗИЯ. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 304с. - ISBN: 978-5-534-11242-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/regionalizaciya-i-integraciya-indiya-i-yuzhnaya-aziya-444791