• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Психология обучения разных возрастов

Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Преподаватели: Комарова Наталья Михайловна, Кондратьева Нина Леонидовна, Обухов Алексей Сергеевич
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Когда и как мы начали учиться? Что такое учиться? Как развитие соотносится с обучением? Как можно чему-то научиться через действие или в игре? Почему младшие школьники учатся с большей охотой нежели подростки? Поиском ответа на этот вопрос занимается возрастная психология. Какие особенности современного школьника стоит учитывать учителям, как работать с современным студентом? Какие психологические особенности развития познавательного интереса и мотивации к учебе нужно знать, а также какими приемами достигать этих целей. Курс возрастной психологии поможет ответить на эти вопросы. Кроме того, студенты поймут, почему в учебе происходят те или иные сложности с точки зрения психологической науки. Курс предполагает практические занятия - сценирование и проведение студентами занятий на группе с учетом возрастных особенностей учащимся, которым они адресованы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов знаний о психологических основах обучения и представления и возрастных особенностях создания образовательной ситуации и организации познавательной и учебной деятельности на разных этапах онтогенеза; отработка умений применять психолого-педагогические знания к анализу практических психолого-педагогических ситуаций и взаимодействий; развитие опыта приложения психолого-педагогических знаний и умений на практике реализации образовательной ситуации с разными возрастными группами.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимание взаимосвязи, но не тождественности обучения и развития, дидактики и матетики
  • Представление о деятельностном подходе в образовании, развивающем как познание, так и метапознание
  • Осознание роли фактора соревновательности и кооперативности в обучении и понимание проявлений основных социально-психологических феноменов в малой группы
  • Понимание соотношения и взаимосвязи в педагогическом взаимодействии феноменом: «Я и другие»; «Мы и иные»; «единения разнообразия»
  • Понимание движения как источник обучения в раннем детстве
  • Понимание природы игры и овладение принципами ее применения в решении задач обучения
  • Понимание природы учебной деятельности и ее соотношения с игровой, а также социальной ситуацией развития
  • Понимание соотношения обучения и общения в подростковом возрасте.
  • Понимание роли дополнительного и информального образования, вариативности их форматов для обучения детей и подростков
  • Понимание психологии жизненного выбора и самоопределения в юношеском возрасте
  • Понимание подходов и методов обучения студентов
  • Понимание подходов и методов обучения взрослых
  • Понимание подходов и методов обучения в старости
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Учить и учиться. От «Дидактики» к «Learning to Learn»
    Учить и учиться. Дидактика и матетика. От учить заданном набору знаний к учить учиться. Три плана психического развития: антропогенез, историогенез, онтогенез. Понятия «возраст», «норма», «развитие» и их трактовки (основные концептуальные подходы). Исторические и теоретические трактовки возраста и возрастной периодизации. Граница между нормой и за ее пределами. Обучения и социальная ситуация развития. Викарное научние, имитация, подражание. Обучение и учение. Исследование и проектирование. Биологические, социальные и психические факторы развития человека: биологические предпосылки, условия жизни, внутренняя позиция. Натуральные и высшие психические функции. Овладение собственным поведением и становление произвольности. Любознательность и любопытство. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития. Понятие зоны ближайшего развития. Зона актуального и зона ближайшего развития. Современные трактовки зоны ближайшего развития. Идея о зоне перспективного развития.
  • Тема 2. Модели деятельностного обучения и обучения через открытия: от детского сада до вуза
    Субъектно-деятельностный подход к пониманию развития и бытия личности С.Л. Рубинштейна. Развитие идей С.Л. Рубинштейна о факторах и механизмах развития человека как субъекта своей жизни и деятельности в современной психологии. Субъектность деятельности и развития субъекта в деятельности. Становление субъектности: возрастная, социальная и индивидуальная детерминация. Рефлексивное и нерефлексивное бытие в мире. «Замысел – реализация – рефлексия» как структура продуктивной модели обучения (по Н.Г. Алексееву). Исследовательское обучение, обучение через открытия, учебно-исследовательская деятельность. Метод проектов, проектная деятельность. Модели средового обучения в дошкольном образовании. Модели обучения через открытия и «большой идеи» в начальной школе. Модели организации исследовательской и проектной деятельности в средней школе. Продуктивное обучение в старшей школе.
  • Тема 3. Социальная психология образования: социальная ситуация развития и полисубъектность образовательных общностей
    Социальная ситуация развития: понятие Л.С. Выготского. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность и психические новообразования – как ключевые элементы рассмотрения возрастно-нормативной модели образования. Специфика психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса. Уровни и типы взаимодействия субъектов образовательной среды. Подходы к исследованию процессов взаимодействия людей. Взаимодействие и общение. Конфликтное взаимодействие в образовательной среде. Специфика взаимодействия участников образовательного процесса на разных ступенях образования. Психолого-педагогическое взаимодействие между различными категориями субъектов образовательной среды. Взаимодействие в системах: «учитель — класс» и «учитель — ученик»; «учитель — учитель» и «учитель — администрация»; «учитель — смежные специалисты»; «родители — педагоги (администрация)» и «родители — дети»; «ученик — ученик», «ученик — класс», «класс — класс»; межучрежденческое сетевое взаимодействие. Полисубъектность образовательной общности. Полисубъектная модель со-бытийной общности. Социально-психологический феномен «организационная культура». Социально-психологические особенности корпоративной культуры образовательных учреждений. Психолого-педагогические основы организации самоуправления в образовании. Социальное проектирование как базис организации самоуправления в образовании. Жизненные циклы социальных объединений. Конкуренция и кооперация в образовании. Групповые форматы и модели обучения: возрастные особенности.
  • Тема 4. Дифференциальная психология образования: специальное обучение и инклюзия в образовании. Персонализация обучения
    Психология индивидуальных различий. Понятие нормы и отклонения. Дефекты развития. Векторы развития. Особые образовательные потребности. Специальное обучение. Инклюзивное образование. Развитие одаренности. Одаренность, способности, талант. Подходы и методы к развитию одаренности. Подходы и методы развития и образования детей с ОВЗ. Индивидуализация образования. Персонализация образования. Индивидуальная образовательная траектория: проектирования – реализация – рефлексия. Тьюторское сопровождение. Современные поиски новых моделей образования. Основные тренды и новации в практике образования. Предметные, метапредметные и личностные результаты образования. Мягкие навыки и навыки XXI века. От индивидуализации к персонализации образования. Цифровые платформы учения.
  • Тема 5. Психология обучения и развития: раннее детство – от действия к мысли
    Современные исследования пренатального развития. Влияние среды на пренатальное развитие. Роды и новорожденность. Первичные рефлексы. Изменение семьи как социальной ситуации развития в ситуации рождения ребенка. Физическое и моторное развитие в раннем детстве. Социальная ситуация развития в младенческом возрасте и ее динамика. Формирование потребности в общении. Эмоциональное общение с матерью как ведущая деятельность в младенческом возрасте. Роль общения со взрослыми в психическом развитии младенца. Развитие двигательной активности ребенка. Научение и привыкание. Сенсорное и перцептивное развитие в первые годы жизни. Сенсорное реагирование. Познавательная активность. Появление акта хватания, указательный жест. Появление новообразования «Пра-мы». Появление наглядно-действенного мышления. Взаимодействие с предметами. Пра-речь. Кризис первого года жизни. Усложнение видов деятельности ребенка и форм его общения с окружающими. Предметная деятельность – ведущая деятельность ребенка раннего возраста. Основные закономерности и стадии развития предметных действий в раннем возрасте. Основные закономерности развития восприятия. Ранние формы наглядно-образного мышления. Развитие речи. Особенности развития активной речи ребенка. Развитие памяти в раннем детстве. Особенности развития эмоций и высших чувств. Начальные формы развития личности ребенка Общая характеристика психологических особенностей ребенка раннего возраста. Индивидуальные и половые различия в поведении. Развитие личности ребенка: первые признаки самосознания, возникновения своего «Я». Формирование детской привязанности. Развитие стремления и потребности в достижении успехов. Кризис трех лет. Позитивные и негативные симптомы кризиса. Программы раннего развития: эффекты и риски.
  • Тема 6. Психология обучения и развития: дошкольное детство – игра и познавательная активность
    Становление самосознания в детстве. Развитее воли и произвольных форм поведения. Эмоционально-мотивационная регуляция поведения. Развитие мотивации общения в дошкольном возрасте. Появление социальных мотивов, стремление к самоутверждению. Возникновение соподчинения мотивов и их волевой регуляции. Формирование основных личностных качеств у ребенка – дошкольника. Возникновение «внутренней позиции». Роль социального окружения в формировании личностных качеств дошкольника. Игра как ведущая деятельность. От игры рядом к игре вместе. Режиссерские игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра по инициативе детей как деятельность, ведущая за собой развитие. Роль воображения в дошкольном возрасте. Речевое творчество дошкольников. Становление самостоятельности. Исследовательское поведение, поисковая активность. Чувствительность к новизне. Подходы и методы к развитию детей дошкольного возраста, реализации программ дошкольного образования.
  • Тема 7. Психология обучения и развития: младший школьник – учебная деятельность и/или игра
    Смена социальной ситуации развития. Развитие самосознания в младшем школьном возрасте. Трактовки понимания готовности к школе. Адаптация к школе как новой социальной ситуации развития. Учение – ведущая деятельность в младшем школьном возрасте. Содержание, структура и общие закономерности формирования учебной деятельности. Развитие познавательных интересов, мотивации учения, системы отношения к школе, учителю. Особенности восприятия и внимания, развитие наблюдательности. Память младшего школьника, пути повышения ее эффективности. Особенности развития воображения. Формирование потребностно-мотивационной сферы. Особенности развития эмоционально-волевой сферы. Развитие характера. Начальные формы рефлексии; формирование самооценки в процессе учебной деятельности. Особенности усвоения моральных норм и правил поведения. Развитие исследовательских способностей, навыков проектирования. Проблема самостоятельности. Фантазийные игры. Форматы и методы обучения младших школьников, адекватные возрастным задачам развития.
  • Тема 8. Психология обучения и развития: отрочество – общаться и/или учиться?
    Смена социальной ситуации развития. Особенности развития самосознания в отрочестве. Учебная деятельность и общение в подростковом возрасте. Психологические особенности подростка: кризис отношений. Кризис независимости (сеперации) и кризис созависимости. Общение со сверстниками как центральный фактор развития личности подростка. Изменение содержания общения в подростковой возрасте: от я в группе сверстников к межличностному интимно-личностному общению. Подростковые субкультуры как пространство экспериментирования с я через идентификацию с мы. Развитие познавательных и социальных интересов и мотивов поведения. Учебные и внеучебные интересы. Новая система требований к учителю. Значимый взрослый. Избирательное отношение к учебным предметам. Проблема формирования профессиональной направленности. Трудовая деятельность. Развитие личности в подростковом возрасте. Нравственные убеждения и их формирование. Развитие оценочного отношения и его формирование. Развитие оценочного отношения к взрослым и сверстникам. Негативные установки и причины их возникновения. Активное становление самосознания личности: социальное конструирование и поиск идентичности. Проблема оценки и самооценки. Уровень притязаний подростка. Возникновение внутренней жизни как особой сферы. Возникновение идеалов как воплощение уровня притязаний. Современный подросток: в реальной и виртуальной коммуникации. Скольжение по информации или углубление в свой интерес. Желание и страх самостоятельности. Проблема принятия и делегирования ответственности. Чувство взрослости. Желание и страх быть уникальным. Стремление быть своим (принятым) в референтной группе. Поиск я и отказ от него. Социальная стратификация и место подростка в группе сверстников. Трудный подросток и трудности подростка. Подростковый суицид: причины, проявления, следствия. Формы и методы обучения подростков: младшего, среднего и старшего подросткового возраста. Соотношения общения и познания у подростков. Деятельностные и коммуникативные форматы обучения подростков.
  • Тема 9. Дополнительное образование детей и подростков
    Выбор и самоопределение детей и подростков в образовании. Интерес и его реализация. Увлеченность и вовлеченность. Оппозиция и/или интеграция обязательного и дополнительного образования. Дополнительное, как дополняющего до целого. Общее образование как социализация, дополнительное как персонализация. Модели практики дополнительного образования. Исследовательское краеведение: изучение мира вокруг себя. Топос и хронотоп как смысловой конструкт дополнительного образования детей и подростков. Современные инструменты и технологии в дополнительном образовании.
  • Тема 10. Психология обучения и развития: юность – самоопределение
    Начало юности: поиска себя с другим. Особенности развития самосознания в юности. Интимно-личностное общение. Дружба и любовь. Поиски смыслов жизни. Социальная чувствительность и обособленность в юности: позиция и оппозиция. Принятие себя и принятие других. Устойчивость и нестабильность в отношениях. Принятие гендерной и сексуальной идентичности. Жизненное и профессиональное самоопределение: жизненные устремления. Мечты и возможности. Влеты и падения: эмоциональный всплески и переживания. Сепарация от родительской семьи или продолжение детской позиции. Жизненные приоритеты и их связь с учебой и профессионализацией. Самоопределение в творчестве или иные формы самоутверждения. Выбор профессии или выбор образа жизни: развилка современности. Общение со сверстниками: приятельство; дружба; любовь. Потребность участия в общественной жизни, формальных и неформальных объединениях: стратегии современного юношества. Инициатива, принципиальность и ответственность в юношеском возрасте. Толерантность и интолерантность к иному, новому, непонятному. Рисковое поведение и социальное экспериментирование. Девиантные формы поведения в юности: причины и следствия.
  • Тема 11. Психология обучения и развития: молодость – профессиональное обучение и вовлеченность
    Молодость. Смена социальной ситуации развития. Трудовая деятельность и новая семья: наличие или отсутствие. Психология учащейся молодежи. Жизненные устремления, жизненная ситуация и практика обучения. Вовлеченность в обучения: условия и признаки. Формы организации обучения учащейся молодежи: возрастные возможности и ограничения. Самоопределение в молодости. Где, с кем, что. Обучение и работа: фасилитация развития или конфликт?
  • Тема 12. Психология обучения и развития: чему и как могут учиться взрослые?
    Социальная ситуация жизни взрослого человека. Периоды взрослости: социальные и психологические изменения. Профессиональная, общественная и семейная жизнь: проблема жизненных приоритетов и планирования времени. Стабильные или нестабильные семейные отношения. Жизнь без семьи. Вариативные формы современной семьи. Проблемы самореализации взрослого человека: притязания, социальный статус, жизненные приоритеты. Жизнь в ситуации неопределенности. Тоска по определенности. Готовность или неготовность к жизненным и социальным изменениям. Готовность к риску или его избегание. Социальное лидерство или социальная пассивность. Стремление к новизне или стереотипизация. Кризис зрелости (середины жизни): миф или социальная реальность? Общение взрослых людей: социальная стратификация, устойчивые стили общения, гибкость или ригидность стилей общения при смене социальных групп. Гендерная коммуникация. Общение профессиональное. Общение и отношения внутри семьи. Детско-родительские отношения. Любовь и дружба. Значимость межличностных отношений: поиск лучшего или радость настоящего. Проблема удовлетворённости или неудовлетворенности жизнью. Индекс счастья: социокультурные особенности. Самостоятельность, негативизм и конформизм взрослых. Толерантность и интолерантность к иному, новому, изменениям. Сфера общения и сфера познания взрослых. Социальная активность и социальная пассивность. Изменение психологического времени личности. Стабилизация и дестабилизация идентичности. Жизненная позиция: рефлексивная или нерефлексивная. Формы и модели обучения в зрелости. Формальные и информальные форматы обучения в зрелости. Корпоративные университеты. Тренинговые формы обучения. Онлайн-формы обучения. Обучение в деятельности. Учимся делать, делая.
  • Тема 13. Психология обучения и развития: активное долголетие
    Социальная ситуация развития в пожилом и старческом возрасте. Отношение к старости в обществе. Психологическое время личности. Психологическая готовность или неготовность к старости. Личностные изменения и ограничения возможностей в старости. Принятие своего возраста, нового статуса и изменений в себе. Социальная и жизненная активность. Место в трудовых, общественных и семейных отношениях. Смена или стабильность приоритетов. Социально активная и одинокая старость. Возрастные изменения и психологические особенности нормального старения. Старость и/или мудрость опыта жизни. Принятие нового. Отношение с детьми и внуками. Отношение к молодежи. Общение со сверстниками. Особенности познания и интересов в пожилом возрасте. Кризисы старения. Эскапизм и одиночество в пожилом возрасте. Суицидальность в пожилом возрасте. Феномен ясного сознания в старости. Отношение к здоровью. Старческие акцентуации. Отношение к смерти: страх или готовность. Уход из жизни: социальные и психологические следствия. Мировая и российская практика обучения и социализации пожилых людей. Проект «Активное долголетие»: востребованные форматы обучения и социализации. Проект «Серебряный университет»: направления, формы и методы реализации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменные самостоятельные работы
  • неблокирующий Анализ проведенного практического занятия
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Анализ проведенного практического занятия + 0.5 * Письменные самостоятельные работы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Симановский А. Э. - ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 121с. - ISBN: 978-5-534-07241-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-obucheniya-i-vospitaniya-441794

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Савенков А. И. - ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 251с. - ISBN: 978-5-534-01046-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-obucheniya-434027