• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Основы теории организаций и управление человеческими ресурсами

Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Основы теории организаций и управление человеческими ресурсами» призван сформировать у студентов системное представление о природе организаций и месте человека (сотрудника) в организационной среде, получить представление о ключевых принципах управления организациями, сформировать навыки самостоятельного анализа организационно-управленческих ситуаций и принятия решений. Структура курса включает два основных раздела: «Основы теории организаций» и «Управление персоналом».В рамках первого раздела на теоретическом и практическом уровне рассматриваются проблемы, связанные с: анализом различных подходов к пониманию природы организаций, формированием структуры организаций, значением в процессе управления таких внутриорганизационных процессов как коммуникации, власть и принятие решений, принципами организационного развития. В рамках второго раздела рассматриваются: основы построения системы управления персоналом, вопросы реализации программ и мероприятий по управлению персоналом в организации, современные технологии и методы планирования, найма, адаптации, стимулирования, развития и оценки персонала.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Основы теории организаций и управление человеческими ресурсами» является формирование у студентов системного представления о природе организаций и месте человека (сотрудника) в организационной среде, представ-ления о ключевых принципах управления организациями, навыков самостоятельного анализа организационно-управленческих ситуаций и принятия решений.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать различные подходы к месту организационной теории в системе управленческого знания, уметь определить характерные черты тех или иных концепций и подходов.
  • знать подходы к определению организации, уметь выявлять основные условия возникновения и функционирования организаций
  • знать основные измерения и типы организационных структур, уметь определять тип организационной структуры
  • знать подходы к определению контекстуальных переменных, уметь определять влияние контекстуальных переменных на организационную структуру
  • знать основные задачи, этапы и методы организационного проектирования, уметь применять их для проектирования основных типов организационных структур
  • знать основные подходы к определению типов власти в организации, методов принятия решений и видов коммуникаций; уметь анализировать особенности организационных процессов в разных типах организаций
  • знать основные подходы к определению характеристик внешней среды организации, уметь выявлять особенности разных типов среды
  • знать различные концепции организационного развития, уметь выявлять стадии жизненного цикла организаций
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теория организаций в системе наук
    Теория организаций как одна из базовых управленческих дисциплин. Соотношение теории организаций и теории управления в разных теоретических подходах. Разграничение предметных областей теории организаций и теории управления. Связь теории организаций со смежными научными дисциплинами, изучающими организацию: экономикой, социологией, психологией, юридической наукой
  • Понятие и сущность организации
    Основные подходы к определению понятия организации. Организация как процесс упорядочения поведения активных социальных объектов. Организация как социальная система. Специфические черты организации как социальной системы. Различные трактовки организации как социальной системы: модели организации как искусственной и естественной системы, признаки каждой модели. Условия возникновения и развития организации. Функциональное разделение и ко-ординация деятельности по горизонтали. Вертикальное разделение труда. Дифференциа-ция видов управленческой деятельности по их содержанию. Формирование социокуль-турных деятельностных и поведенческих стандартов. Различные подходы к формированию типологии организаций. Типология организа-ций Т. Парсонса. Типология Ч. Барнарда. Типология Г. Минцберга. Типология А.И. Пригожина.
  • Внутренняя среда организации. Организационная структура
    Организационная структура как важнейшая характеристика внутренней среды организации. Различные подходы к определению организационной структуры. Принципы формирования и параметры измерения организационной структуры. Степень разделения труда как параметр измерения организационной структуры. Горизон-тальная и вертикальная дифференциация. Степень концентрации власти как параметр измерения организационной структуры. Проблема границ контроля. Централизация и децентрализация. Факторы, влияющие на соотношение централизации и децентрализации организационной структуры. Степень формализации отношений как параметр измерения организационной структуры. Понятие формализации. Формальные и неформальные организационные структуры. Принципы департаментализации. Основные типы организационных структур. Линейно-функциональные структуры. Дивизиональные структуры. Проектные и матричные структуры.
  • Внутренняя среда организации. Контекстуальный подход
    Факторы, влияющие на формирование организационной структуры. Цели организации как фактор, влияющий на выбор структуры. Концепция «управления по целям» П. Друкера. Стратегия организации как фактор, влияющий на выбор структуры. Концепция А. Чендлера. Технология как фактор, влияющий на выбор структуры. Концепция Дж. Вудворт. Концепция Томпсона. Размер организации как фактор, влияющий на выбор структуры. Исследования Астонской группы. Тип персонала как фактор, влияющий на выбор структуры. Работы представителей классической школы и школы человеческих отношений, определяющие взаимосвязь типа персонала и структуры организации. Тип организационной культуры как фактор, влияющий на выбор структуры.
  • Внутренняя среда организации. Проектный подход
    Проектный подход: задачи организационного проектирования в рамках искусственной модели организации. Процесс формирования организационной структуры. Принципы и методы проектирования. Организационный дизайн. Концепция организационного дизайна Г. Минцберга и ее значение для развития теории организаций. Оценка эффективности организационных структур
  • Внутриорганизационные процессы
    Власть в организациях. Легитимация властных отношений. Власть и авторитет. Типы власти. Типология М. Вебера: харизматическое господство, традиционное господство, легальное господство. Модель «идеальной бюрократии» М. Вебера. Лидерство и руководство. Процесс принятия решений в организациях. Классификация организационных решений. Этапы и методы принятия решений. Организационные коммуникации: подходы к определению понятия. Процесс коммуникаций: элементы и направления организационных коммуникаций. Помехи и коммуникационные барьеры.
  • Внешняя среда организации
    Понятие внешней среды, основные характеристики и параметры измерения внеш-ней среды. Проблема границ организации. Открытые и закрытые организационные си-стемы. Инвайронментальные концепции организации. Альтернативные концепции взаимоотношений организации и внешней среды: адаптация и естественный отбор. Адаптация организации: проблема неопределенности и ресурсная зависимость. Стратегии приспособления организации к внешней среде. Перспектива естественного отбора: понятие организационной популяции, экологической ниши. Выживание организации.
  • Организационное развитие
    Понятие организационных изменений. Различные подходы к определению источников и причин организационных изменений. Классификации организационных изменений. Процесс организационных изменений: факторы, агенты изменений, методы ин-тервенции, модели оценки изменений. Различные подходы к понятию организационного развития. Фокусная и популяционная перспектива организационного развития. Представление об организационном развитии в естественной модели организации: теория жизненных циклов организации. Представление об организационном развитии в искусственной модели организации: организационное проектирование: принципы, этапы и методы.
  • Основные теории и подходы к управлению персоналом. Система управления человеческими ресурсами организации
    Теории управления персоналом: классические теории (Ф. Тейлор, А. Файоль); теории человеческих отношений (Э. Мэйо); теории человеческих ресурсов (школа поведенческих наук); теории человеческого капитала (Г. Беккер), теории стратегического управления человеческими ресурсами (С. Фомбрун, М. Бир, П. Боксалл). Современные подходы: от управления человеческими ресурсами к управлению человеком. «Война» за талан-ты (War for Talent). Управление талантами (Talent Management). Внутренний маркетинг (Internal Marketing). Управление по ценностям (Management by Values). Управление на основе поколенческих различий (Generation Management). HR-аналитика (HR-analytics). Понятия «персонал» и «человеческие ресурсы»: основные признаки. Классификация персонала по категориям работников. Внешние и внутренние факторы, влияющие на формирование функции управления человеческими ресурсами в современной организации. Основные цели управления человеческими ресурсами организации: жесткий и гиб-кий подходы. Система управления человеческими ресурсами организации и ее основные функции (подсистемы). Организационная структура системы управления человеческими ресурсами: уровни управления, кем представлены, выполняемые функции. Роли кадровой службы как партнера бизнеса (модель Д. Ульриха), их сходство и различие. Виды кадровых служб.
  • Планирование персонала
    Понятие «планирование персонала». Качественная и численная потребности в персонале. Временной диапазон планирования. Основные этапы процесса планирования персонала. Требования к должности (Job Profile). Профессиональные стандарты. Разра-ботка требований к должности (должностная инструкция, описание рабочего места, модель рабочего места, профиль требований к должности, профессиограмма, карта компетенций). Компетентностный подход. Изучение рынков труда. Оценка наличных трудовых ресурсов организации. Анализ текучести персонала. Направления изучения внешне-го рынка труда. Определение (расчет) потребности в персонале. Затраты, связанные с удовлетворением потребности в персонале. Пути покрытия потребности в персонале. Разработка планов мероприятий по удовлетворению потребности организации в персонале
  • Найм (набор, отбор и прием) персонала
    Процедура найма персонала: набор, отбор и оформление приема персонала. Понятие «набор персонала». Внешние и внутренние источники набора персонала. Современные технологии набора персонала: скрининг, рекрутинг, executive search. Процедура отбора персонала в организации: основные этапы. Заочное знакомство с кандидатом. Оформле-ние анкетных данных. Анализ рекомендаций и опыта работы. Собеседование (интервью): основные виды, типы, этапы проведения. E-рекрутмент. Оценка профессиональной при-годности кандидата (испытания). Психодиагностика: преимущества и недостатки. Метод «Assessment-Center». Медицинское освидетельствование. Принятие решения о приеме на работу. Оформление приема на работу. Трудовой договор. Испытательный срок
  • Адаптация персонала
    Понятие «адаптация персонала». Основные цели и задачи адаптации. Направления адаптации (первичная, вторичная). Профессиональная и социально-психологическая адаптация. Продолжительность адаптационного периода. Особенности адаптации раз-личных категорий персонала. Основные факторы, влияющие на процесс адаптации. Методы адаптации персонала. Программа (система) адаптации персонала организации: основные направления и мероприятия. Разработка «Книги сотрудника». «Симптомы» психологической дезадаптации работника
  • Мотивация и стимулирование персонала
    Понятие «трудовая мотивация». Типы мотивации работников: типологическая кон-цепция трудовой мотивации В.И. Герчикова. Стимулирование труда. Основные формы стимулирования. Особенности стимулирования работников с разными типами трудовой мотивации. Основные требования, предъявляемые к системе стимулирования персонала организации. Структура компенсационного пакета. Денежное вознаграждение: постоянная часть (должностной оклад), условно-постоянная часть (надбавки и доплаты), переменная часть (премии, бонусы, комиссионные). Соотношение постоянной и переменной частей денежного вознаграждения. Социальный пакет: льготы, гарантированные государством и предоставляемые организацией. Корпоративная социальная ответственность (Corporate Social Responsibility)
  • Развитие персонала
    Подходы к развитию персонала: традиционный и современный. Современные концепции развития персонала: концепция обучающейся организации (Learning Organization Concept), корпоративный университет (Corporate University), управление знаниями (Knowledge Management), управление талантами (Talent Management). Геймификация. Электронное обучение (E-learning). Основные направления развития персонала организа-ции. Модель непрерывного (систематического) обучения персонала. Модель обучения «70 / 20 / 10». Понятие «карьера». Виды карьеры. Подходы к управлению карьерой. Типовые модели карьерного роста. Формирование кадрового резерва организации: понятие, основ-ные цели. Структура кадрового резерва: стратегический резерв, оперативный резерв, ре-зерв молодых специалистов (Hi-po). Преемники и дублеры. Программы привлечения в организацию молодых специалистов с высоким потенциалом (Graduate Recruitment Pro-gram).
  • Оценка персонала
    Понятие «оценка персонала». Место функции оценки персонала в системе управления персоналом организации. Основные цели и формы оценки персонала. Кто проводит оценку персонала. Основные методы оценки персонала. Assessment-center. Аттестация персонала. Виды аттестации. Участники процесса аттестации и их основные функции. Обязательные условия проведения аттестации. Процедура аттестации персонала: основные этапы и мероприятия. Принятие решений по результатам аттестации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашнее задание 1
  • неблокирующий домашнее задание 2
  • неблокирующий активность
  • неблокирующий тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * активность + 0.25 * домашнее задание 1 + 0.25 * домашнее задание 2 + 0.3 * тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Теория организации : учебник для вузов, Дафт Р. Л., Короткова Э. М., 2009
  • Теория организации: Учебник / Б.З. Мильнер. - 8-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 848 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-004700-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/325598

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Попова Е. П., Решетникова К. В.-ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-338-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-00766-4: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/teoriya-organizacii-432048