2019/2020
Логика решения задач
Статус:
Общеуниверситетский факультатив
Когда читается:
1, 2 модуль
Преподаватели:
Гаврилюк Андрей Александрович
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Некоторые азы математической логики изучаются в школе лишь на «интуитивном» уровне: что значит решить задачу? Что такое доказательство? Как (самому) отличить верное доказательство от неверного? Лишь интуитивное восприятие таких базовых понятий выливается в непонимание аналитического и логического методов. Это, в свою очередь, выливается в плохую успеваемость по техническим дисциплинам, некачественную оценку реализуемых проектов и т.п. На нетехнических направлениях учёбы к вопросам формальной логики больше не возвращаются (за исключением, видимо, юриспруденции), а на технических изучают гораздо шире и абстрактнее, чем того требуют прикладные задачи и задачи базовых курсов (и лишь на втором году обучения). Важной задачей также является практическая наработка специфических навыков, необходимых для решения задач. Курс, во многом, носит практический характер: необходимый минимум теории и тематические подборки задач («листочков») на каждом занятии. В результате студенты получат большой практический опыт в решении нетиповых задач.
Цель освоения дисциплины
- Развитие навыка решения незнакомых и нетиповых задач как чисто математических, так и более прикладного характера
- Развитие навыков формулировки и строгого математического изложения решения.
Планируемые результаты обучения
- Навык выделения математической составляющей задачи
- Понимание этапов цикла доказательства задачи
- Общее понимание математического стиля рассуждений
- Знание базовых методов поиска решения
- Навык корректного и полного формулирования результатов
- Навык самопроверки результатов
- Применение логического вывода
- Знание базовых логических конструкций
- Навык логического вывода
Содержание учебной дисциплины
- Моделирование ситуацииСоставление модели по тексту задания. Что такое задача. Контекст: математический подход. Объективизация ситуации
- ДоказательствоЧто такое ответ. Пространство вариантов. Что такое доказательство. Что такое решение.
- Полный переборПростейший метод доказательства. Выделение корректного пространства вариантов. Возможные усовершенствования: сопоставление, метод сложения, метод умножения. Упорядочение вариантов.
- Шаблоны и переменныеИспользование переменных. Принцип "дать имя" (два вида). Алгебраические выражения. Шаблоны как запись аналогии.
- Логика высказыванийЗадачи про рыцарей и лжецов. Логические связки. Связь с языком и возможные отличия. (контр)Интуитивное понимание логических связок.
- Логика выводаСвязка "если, то" как основа обоснования. Вопрос надёжности обоснований. "Мелкость" шагов доказательства. Достаточная степень обоснованности. Аксиоматика и базовые утверждения: отличия и степень надёжности.
- Неравенства и сравненияБазовая предметная область математики. Базовые методы сравнений. Порядок рассуждений при поиске и изложении решения
- ИндукцияИндукция как способ рассуждений. Метод математической индукции. Отличие двух видов индуктивных рассуждений: что использовал Шерлок? Индукция и поиск математических закономерностей. Порядок рассуждений при поиске и изложении решения
- Принцип доказательства от противногоПроверка гипотез. Принцип Дирихле. Применения в комбинаторике
Элементы контроля
- Домашнее задание №1
- Домашнее задание №2
- Самостоятельная работа №1
- Домашнее задание №3
- Домашнее задание №4
- Домашнее задание №5
- Домашнее задание №6
- Домашнее задание №7
- Домашнее задание №8
- Домашнее задание №9
- Домашнее задание №10
- Самостоятельная работа №2
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)Оценки за домашние задания и самостоятельные работы (по четырехбалльной системе) с коэффициентами {ДЗ1, ДЗ2, ДЗ3, ДЗ4, ДЗ5, ДЗ6, ДЗ7, ДЗ8, ДЗ9, ДЗ10, 2*СР1, 2*СР2} упорядочиваются по убыванию, и из них выделяются 7 наибольших: {О1, O2, O3, O4, O5, O6, O7}. <br /> Итоговая оценка (по десятибалльной системе) = Округление(среднее арифметическое{О1, O2, O3, O4, O5, O6, O7}). Итоговая оценка = 10, если данная формула даёт большее значение.