• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Искусство и автономизация личности в массовом обществе: от модернизма к постмодернизму

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Майнор
Кто читает: Школа культурологии
Когда читается: 1 модуль
Преподаватели: Кукулин Илья Владимирович, Россман Элла Юрьевна, Стрижак Евгения Александровна, Терехина Юлия Андреевна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Этот курс – третья, завершающая часть минора «Искусство и художественные практики ХХ века». В нем мы будем обсуждать важнейшие трансформации массовой и «высокой» культуры в 1950—2000-х годах, в первую очередь – как и почему контркультура стала значимой частью культуры «вообще», а массовая культура приобрела, помимо развлекательных, еще и социально-критические и эмансипаторные функции. Материалы для изучения на семинарах включают в себя кинофильмы, фотографии, визуальные работы и литературные произведения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать студентам общее представление о том, как меняются функции и адресация искусства, — как массового, так и «высокого» и «нишевого» — в обществе второй половины ХХ века.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть базовыми знаниями о важнейших социальнокультурных процессах 1950-х – 1980-х годов
  • Владеть базовыми знаниями о культурном значении спорта в послевоенную эпоху и о взаимовлиянии развития медиа и культурных процессов.
  • Владеть базовыми знаниями о трансформации гендерных порядков в послевоенном мире.
  • Владеет базовыми знаниями о возникновении эстетики постмодернизма и о ее культурных, социальных, политических и экономических истоках.
  • Владеет базовыми знаниями о процессах глобализации и деколонизации.
  • Владеть базовыми знаниями о происхождении рок-музыки и рок-культуры и об их влиянии на международные культурные процессы.
  • Владеть базовыми знаниями о развитии панк-культуры и рэп-культуры и о рефлексии насилия в массовой и «высокой» культуре 1970— 1980-х годов
  • Владеть базовыми знаниями об особенностях позднесоветской культуры.
  • Владеть базовыми знаниями о трансформации культуры постмодерна в 2000—2010-х годах.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Послевоенный мир и общество потребления.
    Вторая мировая война и трансформация культуры. Антифашизм как общественное настроение. Начало процессов деколонизации. Послевоенный экономический бум в Западной Европе и США. Общество потребления как культурный феномен. Расцвет рекламы. Понятие симулякра. Концепция «общества зрелища» Ги Дебора и ее место в контексте творчества Дебора и французских ситуационистов. Поп-арт.
  • Спорт и медиа в 1950—70-е годы.
    Роль телевидения в послевоенном мире. Образы человека в медиа. Театр, кино и телевидение. Риторика «это убьет то» (по А. Хиршману). Спорт, его политическое и культурное значение. Медиатизация спорта в 1950—70-е годы. Новое представление о человеческом теле, возникающее благодаря медиатизации спорта.
  • Трансформация гендерного порядка.
    Изменение гендерного порядка в 1950--60-х годах. Трансформации семьи в послевоенном мире. Сексуальная революция. Сексуальность и субкультуры: хиппи. Культ «естественности» и память об американских индейцах в движении хиппи. Феминизм второй и третьей волны. «Лето любви» 1967 года. Послевоенная мода; влияние идей феминизма и сексуальной революции на моду в одежде и прическах. Феномен куклы Барби и противоречия нового гендерного порядка.
  • Рождение постмодернизма.
    Понятие «конца идеологий» (Дэниэл Белл). «Размышления…» А.Д. Сахарова. Крах социалистической утопии: моральное фиаско советской «Оттепели» и вторжение стран Варшавского договора в Чехословакию. «Шок будущего» как культурный феномен. Концептуальное искусство. Постмодернизм: общие черты. Концепция «краха больших нарративов» (по Ж.-Ф. Лиотару). Превращение постмодернизма из совокупности культурных тенденций в «большой стиль». Стирание границ между «высокой» и массовой культурой. Манифест Лесли Фидлера «Пересекайте границы, засыпайте рвы». Роман Умберто Эко «Имя розы».
  • Глобализация, деколонизация и культура.
    Деколонизация и культура. Мобильность и глобализация. Современные трансформации ориентализма. Нью-эйдж. Трансформация роли религии в обществе. С кого списан образ Мастера Йоды? Влияние нью-эйджа на советское общество. Постсекулярное общество. Постсекуляризм и постмодернизм.
  • Рок-музыка и трансформация массовой культуры.
    Рок-н-ролл и рок. Политизация рока и его превращение в «белую» музыку. Боб Дилан. Психоделическая культура. Фестиваль в Вудстоке. Фильм «Беспечный ездок». Рождение жанра рок-оперы. «Иисус Христос – суперзвезда». Рок, субкультура хиппи и сексуальная революция. Роман Р. Хайнлайна «Чужак в чужой земле». Превращение кино в общезначимый инструмент социальной критики и социальной рефлексии. «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» Э. Климова. «Все на продажу» А. Вайды.
  • Субкультуры. Панк, рэп и рефлексия насилия.
    1970-е годы как эпоха разочарования. «Одомашнивание» открытий 1960-х. Панк-стилистика. Малькольм Макларен. Киберпанк и стимпанк – почему они «панк»? Возникновение рэпа. Рэп как «черная» музыка и рэп как музыка субалтернов. Рэп и насилие. Естественное и искусственное в восприятии современного тела. «Денатурализация» тела. Мода на тату и пирсинг.
  • Позднесоветская культура.
    Парадоксальное рождение постиндустриальной культуры в СССР. Советский рок. Перестройка в СССР.
  • Историзация и «интернетизация» постмодернистской культуры.
    Всемирная «индустрия памяти». Интернет и массовая культура. Платформы. Социальные медиа. Партиципаторная культура и DIY. Новые типы труда. Реляционная эстетика. Изменение роли музея в ХХI веке. Феномен «Гарри Поттера» и его значение. Спор о наследии Просвещения в современном мире.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинаре
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.3 * Активность на семинаре + 0.3 * Контрольная работа + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Crowther, P. (1993). Critical Aesthetics and Postmodernism. Oxford: Clarendon Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=273459

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Paugh, P., Kress, T. M., & Lake, R. (2014). Teaching Towards Democracy with Postmodern and Popular Culture Texts. Rotterdam: Brill | Sense. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=929438