2019/2020
История литературы Испании и Латинской Америки, часть 1
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Майнор
Кто читает:
Школа философии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1 модуль
Преподаватели:
Харитонова Наталия Юрьевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Целями освоения дисциплины «История литературы Испании и Латинской Америки» формирование у студентов комплекса знаний о литературе Испании в период со Средний веков до начала Нового времени; представлений об основных закономерностях литературного процесса Испании в период со Средний веков до начала Нового времени; понимания принципов историко-литературного подхода применительно к материалу данной эпохи; представление о литературном быте эпохи и важнейших событиях литературной жизни; ознакомление с основными направлениями и школами, с произведениями, авторскими или анонимными, и творческой биографией крупнейших испанских авторов указанного периода, с учебно-методической и критической литературой. В результате освоения дисциплины студент должен: знать: - критерии периодизации истории испанской литературы; - связь литературного процесса с историей и культурой Испании; - систему жанров и эстетических концепций, важнейшие литературные течения, испанские и отечественные литературоведческие школы и предлагаемые ими принципы анализа историко-литературного материала данной эпохи; - творчество основных авторов и их произведения, а также анонимные произведения, предусмотренные программой дисциплины; - национальное своеобразие литературы Испании. уметь: - с помощью литературоведческого инструментария анализировать художественные тексты в историко-культурном и литературном контексте –национальном и европейском; - корректно характеризовать и описывать литературные явления и процессы; - выявлять специфику литературных направлений на основе полученных историколитературных и литературно-теоретических знаний; владеть: - навыками самостоятельного чтения художественной, научной и учебнометодической литературы по изучаемым вопросам; - основными терминами и понятиями, предусмотренными программой дисциплины; - навыками самостоятельного поиска необходимой научной и методической информации; - навыками работы с основными электронными ресурсами, в частности, электронными библиотеками
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов комплекса знаний о литературе Испании в период со Средний веков до начала Нового времени;
- Формирование у студентов представлений об основных закономерностях литературного процесса Испании в период со Средний веков до начала Нового времени;
- Понимания принципов историко-литературного подхода применительно к материалу данной эпохи;
- Представление о литературном быте эпохи и важнейших событиях литературной жизни;
- Ознакомление с основными направлениями и школами, с произведениями, авторскими или анонимными, и творческой биографией крупнейших испанских авторов указанного периода, с учебно-методической и критической литературой.
Планируемые результаты обучения
- Знание критериев периодизации истории испанской литературы;
- Владение навыками работы с основными электронными ресурсами, в частности, электронными библиотеками;
- Знание связи литературного процесса с историей и культурой Испании;
- Знание системы жанров и эстетических концепций, важнейших литературных течений, испанских и отечественных литературоведческих школ и предлагаемых ими принципов анализа историко-литературного материала данной эпохи;
- Знание творчества основных авторов и их произведения, а также анонимные произведения, предусмотренные программой дисциплины;
- Знание национального своеобразия литературы Испании.
- Умение с помощью литературоведческого инструментария анализировать художественные тексты в историко-культурном и литературном контексте –национальном и европейском;
- Умение корректно характеризовать и описывать литературные явления и процессы;
- Умение выявлять специфику литературных направлений на основе полученных историколитературных и литературно-теоретических знаний;
- Владение навыками самостоятельного чтения художественной, научной и учебнометодической литературы по изучаемым вопросам;
- Владение основными терминами и понятиями, предусмотренными программой дисциплины;
- Владение навыками самостоятельного поиска необходимой научной и методической информации;
Содержание учебной дисциплины
- ВведениеОсновные понятия и проблемы периодизации литературы Испании. Средневековая литература Испании. Литература трех культур Иберийского полуострова.
- Народная лирическая поэзия и героический эпос.«Песнь о Сиде». Романсеро
- «Ученое искусство» в Кастилии«Книга благой любви» Хуана Руиса
- Творчество инфанта Альфонса Мудрого. Творчество Хуана Мануэля. Творчество маркизы Сантильяны, Хуана де Мены и Хорхе Манрике.
- «Селестина» Фернандо де Рохаса. «Амадис Гальский» и рыцарский роман. «Жизнь Ласарильо с Тормеса» и плутовской роман.
- Поэзия эпохи Ренессанса.Влияние петраркизма. Неоплатонизм. Практика имитацио. Творчество Гарсиласо де ла Вега и Хуана Боскана.
- Проза зрелого ВозрожденияТворчество Мигеля де Сервантеса.
- Испанский театр Золотого векаКомедия плаща и шпаги. Система персонажей. Творчество Лопе де Вега и его теоретический вклад в развитие драматургии. Творчество Тирсо де Молина.
Элементы контроля
- Работа на семинарахВ курсе - 7 семинаров: 6 тематических семинаров +1 семинар, на котором проходит защита проектов. Чтобы получить максимальную оценку 10 (отлично) за работу на семинарах (Оаудиторная), нужно набрать 6 баллов (1 балл за каждый семинар): 1 балл – студент активно работает на семинаре, произносит как минимум две содержательные и по теме реплики в разные моменты семинара; 0,5 балла – студент работает на семинаре, произносит как минимум одну содержательную полноценную реплику во время семинара .
- Контрольная работа 1
- Контрольная работа 2
- ПрезентацияВ качестве формы промежуточного контроля студенты готовят и защищают коллективный проект, связанный с анализом произведений испанской литературы из списка, предложенного преподавателем. Выбор темы и защита проекта (публичная презентация, время презентации – 10 минут) проходит на последнем семинаре модуля.
- Контрольная работа1. Какие темы затрагивает Хуан Мануэль в прологе к своей «Книге примеров графа Луканора и Патронио»? 2. Что представляла собой система персонажей куртуазной поэзии. 3. Назовите жанры испано-андалузской поэзии и их характеристики. 4. Укажите основные этапы бытования эпической поэзии.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)0.25 * Контрольная работа 1 + 0.25 * Контрольная работа 2 + 0.25 * Презентация + 0.25 * Работа на семинарах
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Aparicio, F. R., & Bost, S. (2013). The Routledge Companion to Latino/a Literature. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=491175
- Arsova, J. (2005). GIES, DAVID T, ed. The Cambridge History of Spanish Literature. Cambridge: Cambridge UP, 2004. 863 pp. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FCCD1AF0
Рекомендуемая дополнительная литература
- José Carlos Mainer. (2016). Historia mínima de la literatura española. Madrid: Turner. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2217421
- История испанской литературы, Штейн, А. Л., 2001
- Теоретическая поэтика: понятия и определения : хрестоматия, , 2002