• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Советская художественная и интеллектуальная культура

Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Shostakovich, Sakharov, Okudzhava — эти фамилии известны во всем мире. Каждая тема курса «Советская художественная и интеллектуальная культура» связана с обращением к ключевым фигурам советских точных и естественных наук, литературы, архитектуры, эстрады, спорта и расширяет представления слушателей об антропологических измерениях советской науки, культуры и спорта.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Увидеть эволюционные линии и скрытые напряжения в развитии советской культуры и науки через индивидуальные биографии
  • Узнать о жизненных траекториях советских спортсменов, ученых, художников, писателей, режиссеров
  • Обсудить, что было общего в биографиях, а что различалось, как сочетались в них сочетание общим правилам и нонконформизм, и то, какое влияние оказывали советские нормы и институты на те или иные достижения в науке, культуре и спорте – и то, как современники в СССР и во всем мире воспринимали эти достижения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные концепции и интерпретации понятия «советский человек», а также их критику
  • знать специфику советских культурно-бытовых практик, причинах их формирования и связи с объективными процессами социально-культурной трансформации, происходившей в позднесоветском обществе
  • знать типы и примеры источников, по которым можно изучать жизнь советского общества
  • уметь интерпретировать на базовом уровне сведения из исторических источников различного типа, включая художественную литературу, кинематограф и материалы по устной истории
  • уметь осуществлять на базовом уровне анализ и критику письменных исторических источников
  • уметь интерпретировать документы тех типов, которые наиболее часто встречаются в семейных архивах
  • владеть базовыми навыками работы с исторической информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)
  • владеть способностью решать коммуникативные задачи с использованием современных технологии ̆ презентации результатов исследовательскои ̆ и другой профессиональнои ̆ деятельности
  • владеть навыками научного анализа социально-значимых проблем и процессов, уметь использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональнои ̆и социальнои ̆деятельности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Академическая музыка
    Камерное и симфоническое у Прокофьева и Шостаковича: эволюция музыкального модерна в кругах идей исторического и частного.
  • Тема 2. Архитектура
    Культура 1 и Культура 2: Константин Мельников и Дмитрий Чечулин.
  • Тема 3. Советская литература: подцензурная и неподцензурная верси
    Почти ровесники: Александр Фадеев и Георгий Оболдуев.
  • Тема 4. Биологические науки и медицина
    Наука в борьбе за независимость и на службе политических элит: Николай Тимофеев-Ресовский и Евгений Чазов.
  • Тема 5. Театр
    Театральный режиссер в советской культуре: сцена как публичное место (Юрий Любимов vs. Георгий Товстоногов).
  • Тема 6. Цирк
    Клоуны-мыслители и клоуны-парадоксалисты: Леонид Енгибаров и Юрий Никулин в системе советского цирка.
  • Тема 7. Инженерные науки, физика, кибернетика
    Ученый как глашатай прогресса и ученый как социальный критик: Аксель Берг и Андрей Сахаров.
  • Тема 8. Советская эстрада
    Парадоксы самоопределения послевоенной советской эстрады: Микаэл Таривердиев и Булат Окуджава.
  • Тема 9. Спорт
    Спортивная биография в СССР: категории победы и поражения в советской культуре (Людмила Протопопова vs. Ирина Роднина).
  • Тема 10. Позднесоветское кино
    Развлечения советского кинозрителя: Леонид Гайдай и Эльдар Рязанов.
  • Тема 11. Общественные деятели
    Внутри и вне официальных институций: Игорь Иванов и Людмила Алексеева.
  • Тема 12. Рок-музыка
    Смертные боги/Бессмертные герои: Виктор Цой и Егор Летов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Экзамен проводится в письменной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на базе документов Google (https://www.google.ru/intl/ru/docs/about/), с одновременным подключением к платформе Zoom. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: доступ к Интернету, возможность редактирования Google-документа, возможность подключения к Zoom (последнее опционально). Для участия в экзамене студент обязан явиться на экзамен согласно точному расписанию. При обнаружении преподавателем плагиата или повторяющихся у разных студентов формулировок ответов студент автоматически получает «0». Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
  • неблокирующий Проект
    подготовка и презентация коллективного проекта, связанного с анализом современного культурного процесса
  • неблокирующий Контрольная работа
    по материалам лекций и семинаров
  • неблокирующий Проверочные работы
    4 письменных задания, которые выполняются на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Контрольная работа + 0.15 * Проверочные работы + 0.2 * Проект + 0.35 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Доброхотов А.Л. - Философия культуры - Издательский дом Высшей школы экономики - 2016 - 557с. - ISBN: 978-5-7598-1191-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100169

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бем А. Л. - О ДОСТОЕВСКОМ. ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 171с. - ISBN: 978-5-534-06148-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/o-dostoevskom-izbrannye-raboty-441884