• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Русская литература в поле современных практик чтения: чтение учебное, досуговое, креативное – и формы его организации

Статус: Майнор
Кто читает: Департамент общей и прикладной филологии
Когда читается: 3, 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Что мы преподаём на уроках литературы в школе? Границы предмета. Словесность vs литература. Чтение vs литература. История литературы vs литература. Современное образовательное пространство: его организация и структура, формальные и неформальные объединения. Нормативные документы в области литературного образования (Раздел «Литература» ГОС 2004 и ФГОС 2014. Изменения во ФГОС в 2018 году. Примерные образовательные программы по литературе (ПООП)). Знаниевый и деятельностный подходы в литературном образовании. Полемика вокруг изменений во ФГОС. Планируемые результаты литературного образования. ЕГЭ по литературе и «итоговое сочинение»: типология заданий и жанры письменных работ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины: средствами историко-литературного анализа раскрыть специфику образного мышления деятелей литературы, историческую обусловленность возникновения того или иного явления в литературном процессе
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - особенности современной организации литературного образования в средней школы, его целей, планируемых результатов; - историю русской литературы, терминологический аппарат предмета; - типы практик чтения, их особенности и прагматику;
  • В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - выстраивать учебный диалог, индивидуальную и коллективную работу - отбирать тексты для изучения, анализа и интерпретации; - организовывать различные конкурсные, олимпиадные формы по предмету
  • В результате освоения дисциплины обучающийся должен владеть: - приемами использования деятельностного подхода в преподавании литературы - приемами анализа и интерпретации художественного текста; - приемами организации проектной деятельности шольника
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Автор и Читатель
    1. Кто такой Читатель? Автор и Читатель: модели взаимодействия в синхроническом и диахроническом разрезе. Автор и Читатель сегодня. 2. Текст и книга. Современные представления о тексте (речевое произведение, высказывание, дискурс и т.д.). 3. Концепции читательской деятельности как «диалога» (М. Бахтин) и «перевода» (М. Гаспаров). Анализ и интерпретация.
  • Раздел 2. Практики чтения.
    4. Практики чтения в школьном курсе литературы. Медленное чтение (close reading). Смысловое чтение и его виды: просмотровое (поисковое) чтение, ознакомительное (чтение с пониманием общей информации) чтение, изучающее чтение (чтение с полным пониманием и интерпретацией), рефлексивное (прогнозирующее) чтение. 5. «Искусство говорить о книгах, которые не читал». Что можно узнать о книге до прочтения? Работа с книгой и текстом до прочтения. «Рама»и «картина». 6. Работа с текстом во время чтения. Попеременное чтение. Чтение про себя с вопросами. Чтение про себя с остановками. Чтение про себя с пометками. Выразительное чтение. Комментированное чтение. 7. Работа с текстом после чтения. Анализ нарративов, точки зрения и целей высказывания в основной и средней школе. Кто говорит? Как говорит? Зачем, с какой целью? Методы организации, технологии, результаты. 8. Работа с текстом после чтения. Анализ организации и структуры текста; анализ идей и тем в основной и средней школе. Методы организации, технологии, результаты.
  • Раздел 3.
    7. Имманентный анализ и контекстуальный анализ незнакомого прозаического текста. 8. Имманентный анализ и контекстуальный анализ незнакомого стихотворного текста. 9. Комплексный анализ драматического произведения на примере пьесы Е. Шварца «Дракон». 10. Создание учебных задач на сопоставление литературного и кинематографического (анимационного, театрального) текстов на свободных примерах. Разработка критериев оценивания. 11. Создание и решение задач на визуализацию вербального текста на свободном примере. 12. Создание и решение учебных задач на развитие связной письменной речи (описание, повествование, рассуждение). 13. Создание и решение учебных задач на развитие навыков креативного письма – сочинения-эссе, эссе-рассуждения, отзыва, рецензии. Разработка критериев оценивания. 14. Коллективный мини-проект по литературе. Разработка критериев оценивания. 15. Создание олимпиадных задач по литературе и их решение. Разработка критериев оценивания.
  • Раздел 2.
    3. Создание и решение учебных и проверочных задач на анализ нарративов, точки зрения и целей высказывания в основной школе (5-9 классы) на примере рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг», повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель», повести Н. В. Гоголя «Шинель». Разработка критериев оценивания. 4. Создание учебных и проверочных задач на анализ нарративов, точки зрения и целей высказывания в основной школе (10-11 классы) на примере «Войны и мира» Л. Н. Толстого, «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского, рассказов А. П. Чехова. Разработка критериев оценивания. 5. Создание учебных и проверочных задач на анализ организации и структуры текста в основной школе (5-9 классы) на свободных примерах. Разработка критериев оценивания. 6. Создание учебных и проверочных задач на анализ организации и структуры текста в средней школе (10-11 классы) на свободных примерах. Разработка критериев оценивания.
  • Раздел 3. Текст: анализ vs интерпретации.
    9. Как живёт литература? Литература в историческом развитии. Работа с текстом и контекстом: жанровым, биографическим, историческим – в основной и средней школе. «Вертикальный» контекст и «горизонтальные» связи. Цитаты, аллюзии, реминисценции. 10. Школьные проекты и школьные исследования по литературе. Постановка целей и задач; выдвижение гипотезы; работа с источниками, культурно-просветительными ресурсами; создание проекта или исследования; представление работы, самопрезентация. 11. Олимпиады по литературе и литературные конкурсы, подготовка к ним.
  • Раздел 1.
    1. Диагностика читательских навыков и понимания текста в основной и средней школе. Создание и решение диагностических задач. Разработка критериев оценивания. 2. Проблематизация чтения. Создание ситуаций и задач, мотивирующих чтение в основной (5-9 классы) и средней школе (10-11 классы).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Оценки за работу на семинарских занятиях
  • неблокирующий За домашнюю работу
  • неблокирующий за текущий контроль
  • неблокирующий Экзаменационный билет
    Экзаменационный билет состоит из двух вопросов, относящихся к разным временным разделам курса.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0,3 ауд. + 0,4 дом.раб + 0,3 контр. О итог = 0,7 накопл + 0,3 экз
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Адлер М. - Искусство говорить и слушать - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - 256с. - ISBN: 978-5-91657-580-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62304
  • Под ред. Аношкиной В.Н., Громовой Л.Д. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 355с. - ISBN: 978-5-534-07714-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-pervoy-treti-xix-veka-v-2-ch-chast-1-433955
  • Под ред. Десяевой Н.Д. - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА 3-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 242с. - ISBN: 978-5-534-07650-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pedagogicheskaya-ritorika-437955
  • Под ред. Чернец Л.В. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ В 2 Т. ТОМ 1. XIX ВЕК 4-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 212с. - ISBN: 978-5-534-07963-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-v-voprosah-i-otvetah-v-2-t-tom-1-xix-vek-434288
  • Поэтика прозы Л.И. Бородина: диалог с культурным пространством: Монография / В.Д. Серафимова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 100 с.: ил.; 60x88 1/16. - (Научная мысль; Литературоведение). (обложка) ISBN 978-5-16-006773-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/406866
  • Сакулин П. Н. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. ВТОРАЯ КУЛЬТУРНАЯ ЭПОХА (ПОД ЗНАКОМ ЕВРОПЕИЗМА) - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 527с. - ISBN: 978-5-534-09754-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-v-2-ch-chast-2-vtoraya-kulturnaya-epoha-pod-znakom-evropeizma-428497
  • Снигирева Т. А., Подчиненов А. В. - ВЕК XIX И ВЕК XX РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: РЕАЛЬНОСТИ ДИАЛОГА. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 198с. - ISBN: 978-5-534-05987-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vek-xix-i-vek-xx-russkoy-literatury-realnosti-dialoga-441647
  • Фортунатов Н. М., Уртминцева М. Г., Юхнова И. С. ; Под ред. Фортунатова Н.М. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 246с. - ISBN: 978-5-534-01043-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-vtoroy-treti-xix-veka-433732
  • Фортунатов Н. М., Уртминцева М. Г., Юхнова И. С. ; Под ред. Фортунатова Н.М. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 207с. - ISBN: 978-5-9916-6020-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-pervoy-treti-xix-veka-433733
  • Фортунатов Н. М., Уртминцева М. Г., Юхнова И. С. ; Под ред. Фортунатова Н.М. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА 4-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 310с. - ISBN: 978-5-534-10666-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-posledney-treti-xix-veka-431053
  • Черняк М. А. - СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 294с. - ISBN: 978-5-534-07479-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennaya-russkaya-literatura-423131

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Голубков М. М. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 238с. - ISBN: 978-5-534-07240-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-xx-veka-434278
  • Григорьева А.К., Московкина И.И. - Смысловое чтение учебного и научного текста: теория и практика: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 176с. - ISBN: 978-5-9765-2569-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/91043
  • Красовский В. Е., Леденев А. В. ; Под общ. ред. Красовского В.Е. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 650с. - ISBN: 978-5-534-10656-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-430987
  • Михаил Пришвин и Василий Розанов: мировоззренческие контексты творческого диалога: Монография / Подоксенов А.М. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 298 с.: 60x90 1/16. - (Научная мысль) (Обложка) ISBN 978-5-369-01272-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/463210
  • Москвин В. П. - РИТОРИКА И ТЕОРИЯ АРГУМЕНТАЦИИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 725с. - ISBN: 978-5-534-09710-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ritorika-i-teoriya-argumentacii-428443
  • Отв. ред. Громова Л. Д. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 351с. - ISBN: 978-5-534-07720-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-pervoy-treti-xix-veka-v-2-ch-chast-2-434093
  • Черняк М. А. - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА XX-XXI ВВ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 294с. - ISBN: 978-5-534-12335-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennaya-russkaya-literatura-447369