• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Французская философия Нового времени

Статус: Майнор
Кто читает: Школа философии
Когда читается: 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Курс "Французская философия Нового времени" предназначен для студентов гуманитарных специальностей, заинтересованных в углубленном изучении общекультурных и философских особенностей национальной интеллектуальной традиции. Курс условно можно разделить на две части. Первая знакомит слушателей с ее теоретическими истоками (от средневековой схоластики до литературной моралистики и социально-политической сатиры), а также с французской социальной и философской мыслью 16-17 вв. Вторая посвящена более системному философствованию французских мыслителей 17-18 вв. c акцентом на картезианстве и его критике. Особое внимание будет уделено философским идеями представителей французского Просвещения и «идеологам» в контексте спора о теоретических истоках Великой французской революции 1789 г. и рефлексии по поводу онтологических оснований исторического процесса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса - дать представление о генезисе и развитии французской интеллектуальной традиции на примере литературных и философских сочинений Нового времени и развить навыки работы с профессиональными философскими текстами, обучив студентов специфической философской методологии и расширив профессиональный философский категориальный аппарат.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Развитие способности студента адекватно оценивать достижения иноязычного социума, его вклад в развитие "своей" и "чужой" культуры. Развитие способности студента к критическому восприятию художественных произведений, посвященных истории Франции и ее культуре; распознавание следов прошлого в современных проявлениях французской культуры и повседневной жизни.
  • Развитие критических навыков мышления студента; понимание им ценности знания, в том числе, в контексте формирования общечеловеческих ценностей при анализе ценностно-смысловых ориентаций.
  • Развитие способности студента к анализу философских текстов; пониманию значимости исторического и культурного контекста для формирования философских идей.
  • Знание и понимание теоретических истоков ФР 1789 г. и их значения для исторической и политической ситуации во Франции конца 18 в. - 19 столетия, а также для формирования национальной философской традиции и самопрезентации французов в мировой философской и общественной мысли 19-20 вв.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Истоки французской философской традиции
    Общие характеристики французской философии и основные вехи в ее становлении. Средневековая схоластика (Абеляр) и особенности французского "Возрождения" (Монтень, Шарон). Гуманизм Бовиля и социально-политические идеи Бодена. Французские моралисты и социальная карикатура эпохи Людовика XIV: басни Лафонтена, сатира Буало, максимы Ларошфуко и Лабрюйера как основание критического исследования культуры и мышления. Политическая драма Карнеля. Эстетические взгляды Буало. Любовь и насилие в творчестве Расина. Французская комедия эпохи классицизма (Мольер) и ее философский пафос.
  • Тема 2. Наука & Философия рационализма раннего Нового времени
    Французское картезианство и критика философской схоластики. Cogito как мыслящая субстанция и онтологический аргумент Декарта о несомненности самосознания. Философия физики и философия природы Б. Паскаля, предназначение человека. Концепция философского знания Н. Мальбранша и учение о "видении всех вещей в Боге". Просвещенные формы cogito в философии эпохи Просвещения (Вольтер, Руссо, де Сад).
  • Тема 3. Антикартезианство и философия истории эпохи Просвещения
    Влияние Декарта и Паскаля на формирование рациональной, социально организованной и публичной "свободной мысли" во Франции 18 столетия. Триумф "raison" над "воображением" и предрассудками 16-17 вв. Антикартезианство и антихристианство философов Просвещения (Вольтер). Философия природы и естественная история Бюффона и Ламарка. "Энциклопедизм" (Дидро) и его критика. Идея общественного прогресса ("прогресс человеческого разума") и критика социального неравенства (Монтескье, Руссо, Кондорсе). Основные идеи философии истории (Фенелон, Руссо, Кондорсе, Кондильяк, Деланд, Дютен). Философия как предмет собственного анализа (философия истории философии).
  • Тема 4. Философские идеи Революции 1789 г.
    Движение "идеологов" и Кондильяк. Де Бональд и традиционалисты против социальной и политической философии Просвещения (Монтескье, Руссо). Критика Революции де Бональдом и де Местром.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность на семинарских занятиях
    На семинарах студенты прорабатывают вместе с преподавателем домашнее задание, участвуют в диспутах, делают доклады и короткие сообщения (по желанию).
  • неблокирующий тест
    В течение модуля студенты пишут два промежуточных теста.
  • неблокирующий эссе / создание инфограммы / перевод с французского языка на русский язык философского текста
    Студент в праве выбрать вид работы - эссе, инфограмма или перевод неадаптированного источника с французского языка на русский язык по теме курса.
  • неблокирующий письменный экзамен
    Итоговые контроль предполагает письменный экзамен в конце курса, цель которого состоит в проверке знаний и умений студента, приобретенных на лекциях и семинарах, а также овладение им основных философских понятий. Письменный экзамен включает в себя как тестовые задания, так и "открытые" вопросы, предполагающие написание небольших эссе по теме курса.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Qрезультирующая = 0,4*Qработа на семинарах + 0,2*Qтесты + 0,2*Qэссе/инфографика/перевод + 0,2*Qписьменный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • де Кондорсе М. ; Пер. Шапиро И. А. - ЭСКИЗ ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ ПРОГРЕССА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗУМА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 193с. - ISBN: 978-5-534-09700-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/eskiz-istoricheskoy-kartiny-progressa-chelovecheskogo-razuma-428385
  • Декарт Р. ; Пер. Пиков В. И. - ПРАВИЛА ДЛЯ РУКОВОДСТВА УМА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 97с. - ISBN: 978-5-534-07153-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pravila-dlya-rukovodstva-uma-422145

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Длугач Т.Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескьё. Вольтер. Руссо (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества). – М., 2006. — 255 с. ISBN 5-9540-0050-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346164
  • Дмитриев Т.А. Проблема методического сомнения в философии Рене Декарта / Т.А. Дмитриев; Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М.: ИФ РАН, 2007. - 232 с. - ISBN 978-5-9540-0064-1. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/357107