• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Культурно-исторические механизмы памяти: текст, образ, звук

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Общеуниверситетский факультатив
Когда читается: 3, 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на изучение механизмов и социальных практик культурноисторической памяти, которые были востребованы в России и сопредельных странах в течение трех столетий (с раннего нового по настоящее время), то есть, например, применительно к России, существовали (актуализировались или маргинализировались) в рамках имперского, советского и/или постсоветского дискурсов. Во время курса рассматриваются как теоретические основания истории памяти (М. Хальбвакс, П. Нора, Я. Ассман, А. Ассман и др.), так и практическую реализацию установок на поддержание памяти, а также ее отрицание, забвение и табуирование. Студенты изучют как текстуальные (от художественных литературы до мемуаристики и документальной прозы), так и визуальные источники (от живописи до фотографии и хроникальной съемки), а также исследуют взаимодействие между ними. Особый круг материалов к изучению составляют историографические тексты. Междисциплинарный характер курса позволяет сочетать историкокультурологические методы работы с источниками с методами анализа визуальности, а также работой с большими массивами оцифрованных данных.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение механизмов и социальных практик культурно-исторической памяти
  • Знакомство студентов с теоретическими основаниями истории памяти
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает теоретические основании истории памяти
  • Знает механизмы и социальные практики культурно-исторической памяти, которые использовались в Российской империи, СССР и постсоветской России
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теория история памяти
    Тема 1. Историческая память: теоретические обоснования. Предмет дисциплины. Исследовательские подходы и практики, выработанные в рамках французской и немецкой школ истории памяти (М. Хальбвакс, П. Нора, Я. Ассман). Место истории памяти в контексте новых подходов современной историографии (новая политическая история, количественные методы, «лингвистический поворот», культурная антропология, устная история, микро история). Тема 2. «Социальная память» (М. Хальбвакс). Работа М. Хальбвакса «Коллективная и историческая память» и становление нового направления в 1930-е – 1940-е гг. Влияние социологии Э. Дюркгейма. Понятия «коллективная» и «индивидуальная» память. Социальные и временные границы «коллективной памяти». Авторство «коллективной памяти». Выражение эмоций и общественная среда. Тема 3. «Места памяти» П. Нора. Проект П.Нора «Места памяти» и развитие подхода во Франции в 1960-е – 1980-е гг. Эпоха «торжества памяти» и «мемориальная эпоха». История и память. Идентичность и память. Реакция академического сообщества на результаты работы группы П. Нора. Критика подхода П. Нора (Т. Джадт). Тема 4. «Культурная память» и «коммуникативная память» (Я. Ассман). Развитие концепции в Германии. Работа Я. Ассмана «Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности». «Коммуникативная» и «культурная» память. «Горячая» и «холодная» память. Тема 5. Темпоральные режимы (Алейда Ассман). Распад прошлого, настоящего и будущего. Прошлое как ключевой феномен. Изменение отношения к будущему. Тема 6. Коллективная память и изобретение традиций. Работы Э. Хобсбаума и Л. Вульфа. Монархия и изобретение традиций в России (исследование Р. Уортмана).
  • История памяти в Российской империи, СССР и постсоветской России
    Тема 1. Пространство памяти: имперский и национальный нарративы. Тема 2. Войны и революции начала XX в. в России в контексте истории памяти. Тема 3. Война и террор в контексте истории памяти.
  • Практики коммеморации
    Тема 1. Музейные практики и конструирование исторической памяти. Музеи как институты памяти. Исторические и художественные музеи. Историкоэтнографические музеи и музеи деревянной скульптуры (Россия, Украина, Швеция, Норвегия). Присвоение памяти. Музеи на постсоветском пространстве. Музей геноцида (Армения). Мавзолеи вождей (Россия, Болгария). Отрицание памяти: Музеи террора (Литва, Латвия), музей двойной оккупации (Венгрия), парки советских скульптур (Венгрия, Россия). Мемориальное кладбище как «место памяти». Идея Пантеона. Тема 2. Медиаторы памяти: Фотография и кинематограф. Аудио-источники. Тема 3. Перспективы проведения исследований в рамках истории памяти. .
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа студентов на семинаре
  • неблокирующий Презентация проекта
  • неблокирующий Исследовательская работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Исследовательская работа + 0.2 * Презентация проекта + 0.5 * Работа студентов на семинаре
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Воображаемые сообщества : размышления об истоках и распространении национализма, Андерсон, Б., Николаева, В. Г., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • БОЛТУНОВА, Е. (2016). РЕЦЕПЦИЯ ИМПЕРСКОГО / ЦАРСКОГО ПРОСТРАНСТВА ВЛАСТИ В РОССИИ 1990-х - 2010-х гг. Ab Imperio, (2), 261–308. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=30h&AN=117873076