• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Аудиовизуальные коммуникации: история и современность

Статус: Майнор
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 3, 4 модуль
Преподаватели: Исаев Егор Михайлович, Качкаева Анна Григорьевна, Колчина Анна Сергеевна, Кушкин Никита Александрович, Новикова Анна Алексеевна, Шомова Светлана Андреевна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Исторически существовавшие в качестве фокуса — на ярмарке, в театре, в церкви — аудиовизуальные медиа сумели радикально расширить возможности человеческого восприятия, дали жизнь новым формам и форматам, сформировали новый язык. В наше время они превратились в торжество зрелищной коммуникации, создав мощные политические индустриальные, культурные, урбанистические пространства синтеза фотографии, кинематографа, телевидения, цифрового звука, компьютерной анимации, сетевых сред. Предлагаемый курс полифоничен, носит междисциплинарный характер. Его цель — не только познакомить с историей, становлением, трансформацией аудиовизуальной коммуникации, но и дать представление о многоаспектности современных коммуникаций, включая медиа, технологии информации и коммуникации, индустрии культуры.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить с историей, становлением, трансформацией аудиовизуальной коммуникации.
  • Дать представление о том, как и из чего сложился мир современных аудиовизуальных медиа (экономические и социальные предпосылки, технические открытия, традиции визуальной культуры, потребность человека в информации, в том числе, образной, и творчестве).
  • Показать, как технические медиа Х1Х-ХХ вв. рождались на фоне научных открытий и художественных поисков.
  • Познакомить с этапами становления и специфическими особенностями «языка» аудиовизуальной коммуникации, с медиаплатформами.
  • Продемонстрировать связь аудиовизуальной коммуникации ХХ века и «языка» ее медиумов с «цифровой» интерактивной средой ХХ1 века.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Называет основные этапы развития аудиовизуальной коммуникации (печать, фотография, радио, кино, телевидение, интернет), о принципиальных технологических и художественных открытиях и людях, повлиявших на движение и развитие этой сферы.
  • Называет основные направления и движения в сфере аудиовизуальных коммуникаций, базовые принципы функционирования аудиовизуальных медиа как субъекта.
  • Отличает аудиовизуальные медиа от других видов индустрий.
  • Критически анализирует творческого аудиовизуального произведения и технологии его производства для разных медиаплатформ.
  • Имеет представление о медиаэкологии и медиаграмотности, о методах, применяемых в медиаобразованиии.
  • Понимает взаимосвязь между понятиями «коммуникация», «аудиовизуальная коммуникация», «медиакоммуникация», «электронные и цифровые медиа».
  • Дает объяснение процессу аудиовизуальной коммуникации как со стороны потребителя – то есть извне, так и со стороны производителя «сообщения», «продуктов» и «образов» (изнутри).
  • Ориентируется в видах и типах аудиовизуальной коммуникации.
  • Анализирует продукцию различных аудиовизуальных медиаиндустрий.
  • Интерпретирует ключевые тексты в сфере аудиовизуальных коммуникаций и визуальной культуры.
  • Анализирует медиапроизведения.
  • Презентует собственные проекты.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Базовые категории и конвенция понятий
    Медиа, массовые коммуникации, коммуникация как процесс. Понятие медиа, массовых коммуникаций, информации и коммуникации, их взаимосвязи. Медиакоммуникации как распространение символических форм. Понятие медиа как коммуникационного посредника. Основные компоненты медиа.
  • Формы коммуникации и их развитие
    Формы коммуникации: жест, изображение, речь, письменность. Изображение и эволюция изображения. Звук и музыки как формы коммуникации. Образ в аудиовизуальной коммуникации. Факторы развития аудиовизуальной коммуникации (технические, социальные, экономические, культурные). Аудиовизуальная коммуникация, медиа и искусство.
  • Автоматическая фиксация образа и фиксация движения. Конец монополии печатного слова. Предшественники аудиовизуального бума
    Фотография (опыты Ньепса и изобретение дагеротипии). «Уникальность» изображения и «копирование» изображения – оппозиция «штучного» и «массового». Фонограф (Томас Эдисон). Патефон. Изобретение техники кино (Эдисон). Способа и формы его существования – киносеанса (братья Люмьеры). Техника и особенности восприятия. Аттракцион и массовое зрелище. Утилитарность технологических открытий, непонимание авторами и создателями перспектив изобретений и технических новинок для будущего развития аудиовизуальной индустрии, искусства и бизнеса.
  • Расцвет кинематографа и радио. Авангард: “оптический поворот” и эксперименты в сфере “звуковой культуры” . Эксперименты в области телевидения
    Первое десятилетие ХХ в. – начало формирования экранного языка как нового искусства и способа освоения (отражения) сочиненного (сыгранного) и реального материала. Дэвид Уарк Гриффит, Ж. Мельес, А. Ханжонков. Рождение анимации (Старевич/Дисней) «Вели-кий немой» (1916-1928), звуковое кино (1928-1940), расцвет фотографии. Фиксация реальности с помощью техники, постановочные съемки и глобальные перемены в сфере искусства. 20-е гг. ХХ в – возникновение и формирование трех основных направлений кино в СССР: «киноправда», историко-монтажное кино, сценарный. Мировое влияние Вертова: забвение его на родине, в СССР, последователи и ученики за рубежом (Франция, Англия, Польша, США и др.). Американская (Гриффит) и советская (Эйзенштейн) школы монтажа, т.е. осмысления и экранного воплощения материала. Эпоха радио (Брехт, Хлебников) и первые медиа эффекты воздействия массового вещания. «Кристальная объективность фотоаппарата», «новое средство фантазии» (Дали), «авангард» и фотография (Родченко/Харфилд/Эмерсон). Экспериментальный этап телевидения: от механического к электронному. Мировые телевизионные державы.
  • Движение к массам. Аудиовизуальные медиа и пропаганда (конец 30-х гг. ХХ века и Вторая мировая война)
    Понятие «пропаганда». Ритуалы и массовые зрелища. Война «смыслов» и «образов» (плакаты, карикатуры, комиксы). Документальная пропаганда. «Олимпия» и «Триумф воли» Л. Реффиншталь. Кино, искусство и пропаганда. Александров и его комедии («Веселые ребята», «Цирк», «Светлый путь»). «Александр Невский», «Иван Грозный» Эйзенштейна. Художник/продюсер – власть/идеология/госзаказ. Радио, кино (в том числе, хроника) , фотография и карикатура в США, Германии, СССР. Роль кино и радио в СССР в 1941-1945 гг. Голос «блокадного радио». Госзаказ в кино (СССР, Германия, США). Фотографы на войне: Бальтерманц/Альперт/Халдей (СССР), Брессон (Франция), Капа (Венгрия) и др.
  • Послевоенная аудиовизуальная эстетика (50-е гг. ХХ века) и новый гуманитарный контекст (1960-1980 гг.). Тенденции в кино, СМИ и искусстве
    Факторы развития аудиовизуальной культуры (социальные, политические, экономические, технические, этические).
  • Тенденции в кино, СМИ и искусстве
    Неореализм и «новая волна». Тенденции в искусстве – движение к постмодернизму. Тенденции в СМИ: начало массового телевидения, «золотой век документалистики» в США, телевидение периода «оттепели» в СССР, новая документалистика. Уроки кинематографа (итальянский психологизм, японская созерцательность). Интерес к индивидуальности и быту.
  • Эпоха «оттепели» в СССР и новая визуальная эстетика 60-х
    Время относительный свобод в обществе, культуре и СМИ. «Шестидесятники» в кино6 фотографии и на ТВ. ХХ съезд КПСС (1956) и начало эпохи «оттепели». Начало самопознания ТВ как новой коммуникации. Всемирный фестиваль молодежи и студентов (1957г.) как пропагандистская акция, ориентированная на мировое общественное мнение. Роль и место в ней телевидения. Овладение новыми жанрами и формами экранной информации и началами телеискусства: мобильный кинорепортаж. Прямой телерепортаж с ПТС (отечественные ПТС-5 и английские ПТС-Маркони). Первые комментаторы – ведущие и телерепортеры. Особая эстетика ТВ, связанная с условиями просмотра и восприятия: персонификация, периодичность (сериальность), привычка к просмотру. СССР – эксперименты по программирования. Создание редакции молодежных программ Центрального ТВ Гостелерадио СССР. Особое место и роль телевизионного творчества И.Л. Андроникова (его «устные рассказы», фильмы-исследования). Формула общественной службы ВВС «информировать, развлекать, просвещать» в условиях партийного советского телевидения: программа «Время», КВН, «Кинопанорама», «Очевидное-невероятное», «Клуб путешественников», «В мире животных», «Здоровье», «Голубой огонек», «От всей души» и др. Кинорежиссеры и сценаристы, рожденные «оттепелью» (Хуциев, Шпаликов, Тарковский, Рязанов, Панфилов и др). «Драматургия экрана» и дискуссии о выразительных средствах и природе ТВ.
  • От неорелизма до Уорхола. Наступление эры глобального телевидения (1960-1970 гг.)
    Постиндустриальное общество (общество потребления Европы и Северной Америки), новые темы и язык аудиовизуального искусства. 60-е – новая эстетика кино и ТВ, основные жанры. «Сладкая жизнь» Ф. Феллини и проблема «симулякра» (спустя десятилетия осмыслена философами, Бодрияр). «Приключение» М. Антониони и проблема «дедраматизации» (отмена традиционной драматургии). «Золотой век документалистики» в США. Великие фотографы середины ХХ века и искусство фотографии. “…быть фотографом — значит молниеносно осознавать, в долю секунды, важность события и точную организацию тех форм, которые придали этому событию настоящее значение” (Анри Картье-Брессон).
  • «Мир как фантом и матрица» (Г. Андерс). Начало «телевизионной» политики
    Телевизионные новости, «прямой эфир» и эффект присутствия (У. Кронкайт, Ю. Фокин и др). «Золотой век» документалистики, Эдд Мэрроу и «расследовательская журналистика» в Америке и Европе (методы спровоцированной ситуации, методы провокации, методы наблюдения). Телевидение как поле «политических дебатов» и зрелищных ритуалов. Первые теледебаты, повлиявшие на исход президентских выборов (Кеннеди-Никсона), прямые трансляции инаугураций и других событий, связанных с первыми лицами государств или мировыми знаменитостями. «Первая телевизионная война в гостиной» (Вьетнам). Пересмотр роли и значения ТВ в социально-политической жизни общества. Три модели ТВ (государственная, общественная, коммерческая).
  • Информационное общество, движение к глобальному телевидению и крупнейшая индустрия нового времени – медиаиндустрия
    Современное кино, телевидение, электронный звук. «Гонка вооружения» как двигатель прогресса. Космические программы (в том числе, спутники связи). Мировое телевидение и интернет. Овладение новыми жанрами и формами экранной информации и началами телеискусства.
  • Современное кино, фотография, радио и телевидение (70-90 гг. ХХ века)
    Утверждение нормативной стилистики (цвет, звук, приемы монтажа, процесс производств и проката и пр.) привычного сегодня кино. Преобладание цветного кино над черно-белым (перевернулось понятие нормы - цвет в «Броненосце Потемкине», цвет в финале Андрея Рублева). Техника и технология. Развитие космической и спутниковой связи в СССР. Бурное развитие кабельно-спутниковых сетей и тематического платного ТВ на западе. Интернет. Возникновение качественно нового – круглосуточного, общемирового информационного телевидения. Идеи позднего М. Маклюэна об аудиовизуальных медиа как о разворачивании мышления к «до текстовому». Революция видеозаписи.
  • Кино и телевидение «застоя» в СССР
    Телевидение и кино в СССР и в странах социализма после 1968 года (развитие жанров и стилей, сопротивление новому, «полочные» картины, цензура). Объединение «Экран» и советские телефильмы. Телетеатр (А. Эфрос и телеспектакли/телебенифисы Е.Гинзбурга). «Идеология» и пространство героя (Рязанов/Шукшин/Тодаровский/Захаров/Данелия/Михалков/Меньшов и др) к «Олимпиада - 80 в Москве и техническое переоснащение советского ТВ. Многопрограммное телевидение. Популярная музыка на радио и ТВ: форматное радио, музыкальные каналы. «Радиоголоса» и иновещание в мире. Бурное развитие кабельно-спутниковых сетей и тематического платного ТВ на западе.
  • Торжество телевидения в мире
    Видеозапись и телекино. От Эйзенштейна до Тарковского – эволюция российско-советского кино (Сартр о Тарковском). ВидеоАрт. Новая документальность, «научное кино» и образовательное ТВ (от «Улицы Сезам» до учебных телепрограмм и каналов). Художественная и документальная фотография фотография как искусство (А-К.Брессон/Р.Дуано/Дж.Куделка/А.Лейбовиц/ Х.Ньютон/Я. Саудек и др). «Постмодернизм» в кино (Д. Линч, П. Гринуэй, К. Тарантино). Глобализация кинопроцесса и нетрадиционные кинематографические державы. Режиссеры из скандинавских, южнославянских, испаноязычных и азиатских стран, как яркие представители эпохи: Д. Джармуш, А.Сокуров, О. Иоселиани, Э. Кустурица, Т. Бертон, П. Альмодовар. «Клиповое» мышление. Идеи о медиаэкологии, ЮНЕСКО о медиаинформационной грамотности.
  • Истоки рекламной деятельности: от античности до Нового времени
    Понятие рекламы. Феномен проторекламы, его сущность и основные разновидности. Основные коммуникативные функции знаков – сигнальная и демонстративная. Самоидентификация и самопрезентация в истории культуры. Понятие и виды проторекламы. Возникновение культуры урбанизма. Устная, предметно-изобразительная и письменная реклама античности. Историко-культурные особенности Средневековья; его деление на периоды. Институт городских глашатаев и их рекламные функции. Рекламная деятельность герольдов. Фольклорные виды устной рекламы Средневековья: «крики улиц», реклама стационарных зазывал, устная реклама ярмарок. Изобразительная реклама развитого Средневековья. Новая информационная революция – изобретение книгопечатания. Появление новых рекламных жанров. Титульный лист как рекламный жанр. Изобразительная реклама эпохи. Развитие вывесок. Печатные афиши. Типографские эмблемы и экслибрисы.
  • Изобразительная реклама 17 – начала 20 веков: зарубежный и отечественный опыт
    Пять веков российской рекламы. Истоки устного рекламирования. Ярмарочная реклама в России, ее специфика и виды. Реклама стационарных зазывал. Российская изобразительная реклама. Начало живописных и рукописных вывесок. Начало печатных афиш. Конклюзия. Начало печатной рекламы в России. Традиции народной культуры в российской рекламе. Фольклор и развитие устной рекламы в России (ярмарочная реклама, запевки, заклички, прибаутки и т.д.). Лубочные традиции в российской изобразительной рекламе. Реклама в русских народных праздниках, увеселениях и зрелищах. Афиша и вывеска в XIX – начале XX веков. Разновидности афиш. Варианты российских вывесок. Малые изобразительные формы рекламы в России. Рекламная открытка. Развитие рекламы в Англии, Германии и Франции в 19 веке. Североамериканская реклама 19 века.
  • Искусство рекламного плаката
    Предплакатные жанры рекламы. Мастера французского рекламного плаката 19 -начала 20 века. Ж. Шере, Т. Стейнлен, А. Тулуз-Лотрек, А. Муха. Основные направления рекламного плаката в США. Торговый, социальный, пропагандистский плакат. Плакатная реклама в России на переломе веков. Мастера русского рекламного плаката.
  • Перестройка, гласность и роль меняющейся медиасистемы в создании новой государственности
    «Информационный» шок. Документальный «взрыв» («прямой эфир», новые лица и программы, документальное кино конца 80-х-начала 90-х гг в СССР). Распад системы Гостелерадио. Медиасистема России после 1991 года. Закон и СМИ. Коммерциализация отечественного ТВ, коммерческое радио. Лицензирование. Телевидение и кино новой России в 90-е годы ХХ века.
  • Структура и динамика медиасистемы
    Между капиталом, властью и общество – трансформация телерадиовещания России на рубеже ХХ и ХХ1 века. «Информационные войны». Силы влияния, медиасобственость и владельцы медиа, рекламный рынок. Адаптация мировых форматов и трансформация «советского» на российском ТВ. Яркие аудиовизуальные события эпохи (программы, каналы, кинофильмы, сериалы и др). Новое российское кино (мейнстрим и арт-хаус) и Голливуд. Институт продюсеров на кино и на телевидении. Мировые теле- и кинорынки. Фестивали, кино- и телепремии. Олимпиада 2014 и ТВ. «Гибридные войны» и «новая пропаганда».
  • Медиапотребление и медиаизмерения в аудиовизуальной среде. Форматы и жанры
    «Нации читателей» и «нации телезрителей». Бизнес-модели в аудиовизуальной среде (господдержка, реклама, абонентская плата, бокс-офис, библиотеки и пр.). «Рейтинговое поголовье. Форматы и жанры, визуальные зрелища, новые технологии и «производство эмоций». Современная анимация.
  • Аудиовизуальность ХХ1 века. Между магией, технологией, социальными медиа и виртуальной реальностью. Медиасинтез. Мультимедиа. Цифра
    Цифровизация медиа. Мультиэкранность. Саунддидзайн и Медиа Арт. Новый «цифровой потребитель и производитель» (UGC), мировые телевизионные зрелища, мультимедиа, трансмедиа сторителлинг. «Умные сериалы» и «новые производители» (HBO, Нетфликс, HD театр, виртуальные концерты и мультимедийные музеи, «оцифрованная» классика). «Отложенное смотрение» и другие не линейные формы медиапотребления.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Фотоколлаж
  • неблокирующий Семинар «Великие»
  • неблокирующий История рекламы – история бренда
  • неблокирующий Семинар «Смотрим, обсуждаем»
  • неблокирующий Итоговый тест
  • неблокирующий «Великие» — вторая половина 20 века
    Групповое задание
  • неблокирующий Дневник самонаблюдения тотального онлайна и новых медиапрактик
    Индивидуальное задание
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * «Великие» — вторая половина 20 века + 0.1 * Дневник самонаблюдения тотального онлайна и новых медиапрактик + 0.1 * История рекламы – история бренда + 0.3 * Итоговый тест + 0.1 * Посещаемость + 0.1 * Семинар «Великие» + 0.1 * Семинар «Смотрим, обсуждаем» + 0.1 * Фотоколлаж
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кирия И.В., Новикова А.А. - История и теория медиа - Издательский дом Высшей школы экономики - 2017 - 423с. - ISBN: 978-5-7598-1188-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100133
  • Мир современных медиа / Черных А. - М.:ИД Тер. будущего, 2007. - 312 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 5-91129-037-5
  • Тынянов Ю. Н. - ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. ПОЭТИКА. ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 353с. - ISBN: 978-5-534-08758-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-literatury-poetika-izbrannye-trudy-437742

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Всемирная история рекламы: Учебное пособие / Тангейт М., - 3-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 286 с.: ISBN 978-5-9614-5787-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912588
  • Прутцков Г.В. - История зарубежной журналистики. 1800–1929: Учебно-методический комплект (учебное пособие, хрестоматия): учебное пособие - Издательство "Аспект Пресс" - 2012 - 416с. - ISBN: 978–5–7567–0667–3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/68836
  • Прутцков Г.В. - История зарубежной журналистики. От Античности до современности - Издательство "Аспект Пресс" - 2018 - 512с. - ISBN: 978-5-7567-0911-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/102832
  • Учёнова, В.В. История рекламы : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Журналистика», «Реклама», «Связи с общественностью» / В.В. Учёнова, Н.В. Старых. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 495 с. - ISBN 978-5-238-01462-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1025592