• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Клиенто-ориентированная разработка новых товаров и услуг

Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Преподаватели: Быков Павел Анатольевич, Кокорина Александра Олеговна, Поминова Александра Ивановна, Суетин Сергей Николаевич, Титов Сергей Анатольевич, Цымбал Андрей Александрович
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Целью освоения дисциплины «Клиенто-ориентированная разработка новых товаров и услуг» является овладение студентами теоретических принципов, концепций и положений клиенто-ориентированных методологий разработки новых товаров и услуг (дизайн- мышление, дизайн-спринт, эмпатическая разработка и т.п.), развитии практических навыков использования инструментов и техник данных методологий применительно к предпринимательским и инновационным инициативам в рамках уже сложившихся корпоративных структур. Знать принципы и модели дизайн-мышления в контексте использования данной методики для разработки новых товаров и услуг, решения бизнес-задач инновационно-активных предприятий. Уметь использовать инструменты описания потребительского опыта, выявлять и анализировать поведенческие характеристики потребителей, структурировать проблемы потребительского опыта, генерировать новые идеи, разрабатывать и тестировать прототипы; владеть средствами графической визуализации основных элементов потребительского опыта, аналитического описания проблем потребительского опыта. Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть знаниями, полученными в рамках бакалаврских программ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение студентами теоретических принципов, концепций и положений клиенто-ориентированных методологий разработки новых товаров и услуг (дизайн-мышление, дизайн-спринт, эмпатическая разработка и т.п.), развитии практических навыков использования инструментов и техник данных методологий применительно к предпринимательским и инновационным инициативам в рамках уже сложившихся корпоративных структур.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определяет свои сильные и слабые стороны, возможности и ограничения развития предпринимательских компетенций
  • Структурирует свой личный и профессиональный опыт, определяет свои цели и ценности
  • Осуществляет конструктивную командообразовательную деятельность
  • Документирует планы работы команды
  • Формирует планы по разработке новых товаров и услуг
  • Анализирует потребительский опыт Выявляет болевые точки (pain points) и точки возможностей (gain points)
  • Выявляет причинно-следственные связи, строит поле проблемы, использует графические инструменты структуризации проблемы
  • Генерирует идеи, структурирует их в концепты, организует отбор идей и концептов в рамках командной работы
  • Разрабатывает модели, прототипы товаров и услуг с использованием карты услуги и других инструментов
  • Формирует планы по дальнейшему развитию продукта, продвижению продукта заказчику/ на рынок
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Внутрикорпоративное предпринимательство и развитие предпринимательских команд. Тема: Внутрикорпоративное предпринимательство, как современная парадигма развития организаций.
    Предприниматель и его компетенции. Основные элементы эффектуации, как образа мышления предпринимателя. Рефлексия и саморазвитие предпринимателя. Роль внутри-корпоративного предпринимательства в развитии корпораций: исторические примеры и результаты исследований. Закономерности развития предпринимательских организаций. Направления и формы предпринимательской деятельности корпораций. Особенности корпоративной среды реализации предпринимательской деятельности.
  • Предпринимательские команды – основной субъект внутрикорпоративного предпринимательства
    Командные роли. Неэффективность в деятельности команд. Правила и нормы командного поведения. Идентичность команды. Разработка устава команды. Динамика развития команды. Игровые техники развития команд. Развитие коммуникаций. Управление конфликтами. Планирование деятельности и развития команды.
  • Раздел 2. Дизайн-мышление и потребительская антропология. Тема: Роль и место процессов разработки товаров и услуг в деятельности современной компании
    Статические и динамические организационные способности. Управление продуктом и управление проектом. Жизненный цикл проекта и продукта. Продуктово- и клиенто-ориентированные подходы к разработки новых товаров и услуг. Основные этапы дизайн-мышления.
  • Потребительская антропология
    Анализ потребительского поведения с целью выявления проблем, новых потребно-стей и предпочтений. Принципы потребительской этнографии. Инструменты описания и анализа потребительского поведения. Эмпатическая карта. Социальная сеть потребителя. Профиль потребителя. Временная шкала. Карта предоставления услуги. Сториборд.
  • Раздел 3. Структуризация потребительских проблем и генерация идей. Тема: Определение и структуризация проблемы.
    Проблема и ее контекст. Определение ключевых несоответствий. Инструменты структуризации проблемы. Описание ключевых несоответствий и их ранжирование.
  • Генерация идей и поиск решений проблемы потребителя.
    Дедукция, индукция, абдукция. Дивергентное и конвергентное мышление. Интегральное мышление Р.Мартина. Методы стимулирования творческой активности. Методы поиска новых идей. Принципы и подходы ТРИЗ. Игротехника и геймсторминг. Отбор, сортировка и структуризация базовых идей. Формулировка гипотез.
  • Раздел 4. Разработка и тестирование прототипов. Развитие продукта. Тема: Разработка и тестирование прототипа.
    Разработка функциональных и элементных моделей. Модели функционирования товаров и услуг. Разработка дизайна. Разработка системы поддерживающего и сопровож-дающего сервиса. Определение информационного образа продукта. Дизайн нарратива. Тестирование прототипа. Диаграмма Харриса. Дальнейшее развитие продукта.
  • Развитие продукта.
    Этические и эстетические проблемы новых товаров и услуг (throw-away society, функционализм). Сравнение различных методик разработки новых товаров и услуг (lean start-up, customer development, running lean, design sprint, system engineering).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Командное задание по анализу потребительского опыта
  • неблокирующий Командное задание по разработке новой услуги
  • неблокирующий Командная подготовка документов Устав команды, Декларация о намерениях команды
  • неблокирующий Индивидуальное письменное задание (И1)
  • неблокирующий Индивидуальная письменная работа по анализу собственного потребительского опыта (И2)
  • неблокирующий Индивидуальная активность
  • неблокирующий Защита проекта
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Защита проекта + 0.2 * Индивидуальная активность + 0.1 * Индивидуальная письменная работа по анализу собственного потребительского опыта (И2) + 0.1 * Индивидуальное письменное задание (И1) + 0.1 * Командная подготовка документов Устав команды, Декларация о намерениях команды + 0.1 * Командное задание по анализу потребительского опыта + 0.1 * Командное задание по разработке новой услуги
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора / Остервальдер А., Пинье И., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 288 с.: ISBN 978-5-9614-1844-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/916078

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Инновационный менеджмент и экономика организаций (предприятий): Практикум / Под ред. Б.Н. Чернышeва, Т.Г. Попадюк. - М.: ИНФРА-М: Вузовский учебник, 2012. - 240 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-16-003187-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/320934