• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Основы прикладной когнитивной психологии

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 4 модуль
Преподаватели: Аммалайнен Артур Вадимович, Карпинская Валерия Юльевна, Чернявская Алла Игоревна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина предназначена для студентов магистратуры, не имеющих базового образования в области психологии, при этом специфика их будущей профессии, научной работы предполагает необходимость наличия навыков эффективной обработки информации, представления данных и проектную деятельность, работу с людьми, самообучение и обучение других. Данный курс дает общее представление о когнитивной психологии и когнитивной науке в целом, позволяет применять полученные навыки при работе с информацией любого типа. В результате освоения дисциплины студент имеет общее представления о когнитивной психологии и когнитивной науке, истории развития и современном состоянии, знает основные закономерности, эмпирические и экспериментальные феномены когнитивных процессов, умеет использовать знания развитии о функционировании познавательных процессов на практике при организации предъявления и обработки информации, владеет методами диагностики когнитивных функций и способами повышения эффективности обработки информации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать слушателям представление о возникновении и развитии когнитивной психологии, определении и классификации когнитивных функций, диагностике и развитии познавательных процессов
  • Научить применять на практике знания об основных закономерности и феноменах процессов познания человека для повышения эффективности обработки информации разного типа (текстовой, иконической, слуховой и т.д.)
  • Ознакомить с основными направлениями исследований в области когнитивной науки
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает историю возникновения психологии как науки, проблемы демаркации научного и ненаучного знания, историю развития и современное состояние когнитивной психологии
  • Способен дать определение процессам ощущения и восприятия, знает принципы классификации и основы физиологии данных процессов, основные феномены, закономерности процессов ощущения и восприятия, методики исследования и измерения процессов ощущения и восприятия. Способен учитывать закономерности данных процессов при предъявлении материала (например, при создании текстов, постеров, плакатов)
  • Владеет способами эффективного запоминания, управления вниманием, организации процесса решения мнемических задач
  • Знает основы развития мышления и речи, принципы классификации мышления и речи, основы психологии принятия решений. Владеет способами развития навыков решения творческих задач и нестандартного мышления.
  • Знает основные принципы создания и разработки психологического тестирования. Знает основы диагностики когнитивных функций у детей и взрослых
  • Знает подходы к классификации и исследованию эмоциональных процессов. Владеет способами повышения эффективности обработки информации за счет повышения интереса и эмоциональной вовлеченности при решении когнитивной задачи
  • Знаком с современными подходами к изучению сознания (Деннет, Чалмерс, Аллахвердов и т.д.)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. История развития когнитивной психологии. Современное состояние когнитивной науки
    Понятие научного знания. Возникновение психологии как науки и развитие психологического знания и направлений исследований в 19 и 20 веке. Предпосылки возникновения когнитивной психологии. Основные подходы в когнитивной науке (символьный, модульный, сетевой). Современная когнитивная наука, прикладная когнитивная наука
  • Тема 2. Сенсорно-перцептивные процессы
    Классификация познавательных процессов (когнитивных задач). Принципы разделения процессов ощущения и восприятия. Основы физиологии различных видов ощущений, способы классификации процессов ощущения и восприятия. Измерение психических явлений. Основы психофизики. Взаимодействие ощущений. Роль прошлого опыта при решении сенсорных задач. Многообразие видов чувствительности у человека, феноменальная чувствительность. Значение ощущений при решении когнитивных и коммуникативных задач. Перцептивные процессы, исследования целостных образов, законы гештальта, иллюзии восприятия. Восприятие и действие. Организация движений Использование закономерностей сенсорно-перцептивных процессов при предъявлении обработке информации
  • Тема 3. Память и внимание
    Виды памяти, процессы памяти, подходы к исследованию решения мнемических задач, модели памяти в когнитивной психологии. Закономерности эффективного запоминания сохранения и воспроизведения информации. Мнемотехнические приемы. Избирательность внимания, произвольное и непроизвольное внимание, способы изучения и диагностики внимания. Модели внимания в когнитивной психологии. Экспериментальные исследования внимания. Приемы управления вниманием и способы развития внимания
  • Тема 4. Мышление и речь
    Мышление и решение задач. Виды мышления, типы мыслительных задач, развитие мышления в онтогенезе. Интеллект – понятие, теоретические подходы к исследованию. Основы психологии принятия решений, особенности решения творческих задач, развитие нестандартного мышления. Речь, классификация и функции, исследования речи, речь как коммуникативный процесс, вербальная и невербальная коммуникация. Речь и язык. Взаимосвязь речи и мышления. Речевые высказывания, особенности постановки вопросов, формулировки утвердительных и отрицательных высказываний при ведении беседы
  • Тема 5. Основы диагностики когнитивных функций
    Основы психодиагностики и измерения в психологии, возможности и ограничения психологического тестирования. Проблемы диагностики когнитивных функций, основы психофизиологии когнитивных функций, границы нормы и патологии. Когнитивные функции в различные возрастные периоды. Экспериментальное исследование и методики диагностики когнитивных функций для решения прикладных задач
  • Тема 6. Роль эмоций при решении когнитивных задач
    Эмоции человека. Подходы к исследованию и классификации эмоций в психологии. Теории и модели эмоций. Психофизиология эмоциональных состояний. Эмоциональное переживание и выражение эмоций. Эмоции и познание, эмоции как фактор снижения и повышения эффективности обработки информации. Субъективная уверенность и социальное взаимодействие при решении когнитивных задач. Способы управления эмоциональным состоянием, эмоции как фактор активности различных когнитивных функций
  • Тема 7. Психология сознания
    Проблема сознания как ключевая проблема психологии. Философские аспекты проблемы сознания. Современные подходы к изучению сознания (Деннет, Чалмерс, Аллахвердов и т.д.). Проблема субъективного переживания. Искусственный интеллект. Поиск универсальных закономерностей работы сознания и проявление этих закономерностей в повседневной жизни
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    Эссе проводится в письменной форме (2-2,5 тыс. знаков). В эссе необходимо представить следующие пункты: - Постановка проблемы (описание противоречия, если это разбор текста, то в текстах и подходах со ссылками и цитатами, если представлена конкретная коммуникативная ситуация, то описание всех составляющих ситуации и проблем в данной ситуации); - Дискуссия (предлагаемые способы решения возникшего противоречия, с указанием преимуществ и недостатков каждого из описанных подходов); - Вывод (собственный взгляд студента и обоснование своего выбора в способе разрешения противоречия, обоснование собственной точки зрения, возможно предложение своего подхода)
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа, ответы на вопросы, кейсы, тестовые вопросы. Письменная работа 30 минут. 10 вопросов (в зависимости от того, требуется выбор ответа или необходимо дать развернутый ответ)
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе LMS в форме теста с ограничением по времени на каждый вопрос, время, отведенное на ответ будет указано во время прохождения теста. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Контрольная работа + 0.5 * Экзамен + 0.25 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Величковский Б. М. - КОГНИТИВНАЯ НАУКА. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ПОЗНАНИЯ В 2 Т. ТОМ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 405с. - ISBN: 978-5-534-06615-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kognitivnaya-nauka-osnovy-psihologii-poznaniya-v-2-t-tom-1-437416

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика : учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. - 2-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 384 с. - (Учебник для вузов). - ISBN 978-5-496-01584-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055312 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055312