• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Социальная психология

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

В этом курсе мы поговорим о том, что происходит с человеком, когда он становится членом социальной группы. Рассмотрим, как люди анализируют информацию о себе и окружающих; когда испытывают позитивные и негативные эмоции друг к другу; при каких условиях ведут себя кооперативно и конкурентно, помогают и наносят ущерб. Обсудим, что происходит с человеком при межличностном общении, в малых и больших группах, а также при межгрупповом взаимодействии. Поговорим об основных эффектах, трудностях и способах их решения. Курс включает в себя онлайн лекции и много дополнительных материалов: отрывки из художественных фильмов, интервью с экспертами, описание отдельных социально-психологических экспериментов. На семинарах будут проходить: обсуждения основных тем, решения творческих кейсов, игры и тесты.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление с закономерностями мышления и поведения человека в рамках социальных групп
  • анализ ситуаций, возникающих при включении человека в социальную группу
  • формирование поведенческих навыков воздействия на групповое поведение человека
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • описывать области и уровни анализа в социальной психологии
  • формулировать принципы диспозиционизма и ситуационизма
  • описывать теоретические подходы в социальной психологии
  • описывать виды исследований в социальной психологии
  • описывать методы исследования в социальной психологии
  • формулировать принципы этического кодекса психологов
  • воспроизводить определение и основные свойства социальной категории
  • описывать факторы, оказывающие влияние на восприятие и первичную категоризацию людей
  • описывать содержание стратегий анализа информации о людях
  • описывать роль эвристик в формировании представления о людях
  • описывать выбор причин для объяснения поведения человека
  • описывать содержание атрибутивных предубеждений
  • формулировать сущность и классификации ценностей и социальных верований
  • формулировать сущность и свойства аттитюдов
  • описывать условия, при которых аттитюды влияют на поведение
  • описывать роль намерений во влиянии аттитюдов на поведение
  • формулировать основные положения и эффекты теории когнитивного диссонанса
  • формулировать основные положения и эффекты теории самовосприятия
  • описывать структуру Я-концепции
  • описывать стабильность, доступность и осознанность Я-концепции
  • формулировать определение и последствия самооценки
  • формулировать определение и последствия самоэффективности
  • формулировать определение и последствия саморегуляции
  • описывать сущность и стратегии самопрезентации
  • формулировать и описывать определение, виды и структуру эмоций
  • описывать подходы к изучению эмоций
  • описывать роль эмоций в социальном познании
  • описывать сущность и последствия эмпатии
  • описывать условия возникновения аттракции
  • описывать роль коммуникатора и реципиента в коммуникации
  • описывать роль коммуникативного поля, коммуникативных барьеров и обратной связи в коммуникации
  • формулировать различие между вербальной и невербальной коммуникацией
  • описывать системы невербальной коммуникации
  • описывать стадии и стратегии анализа убеждающего сообщения
  • описывать факторы, оказывающие влияние на эффективность убеждения
  • описывать сущность и свойства социального конфликта
  • описывать структуру конфликтной ситуации
  • описывать стратегии и тактики поведения в конфликте
  • описывать психологические способы разрешения конфликта
  • описывать сущность и виды социальных дилемм
  • описывать факторы, оказывающие влияние на поведение в социальных дилеммах
  • описывать сущность и виды агрессивного поведения
  • описывать когнитивные механизмы агрессивного поведения
  • описывать эмоциональные механизмы агрессивного поведения
  • описывать индивидуальные факторы, оказывающие влияние на агрессию
  • описывать ситуативные факторы, оказывающие влияние на агрессию
  • описывать психологические способы уменьшения агрессии
  • описывать сущность и мотивацию помогающего поведения
  • описывать когнитивные механизмы помогающего поведения
  • описывать эмоциональные механизмы помогающего поведения
  • описывать индивидуальные факторы, оказывающие влияние на помощь
  • описывать ситуативные факторы, оказывающие влияние на помощь
  • описывать источники и последствия социальной власти
  • описывать условия и психологические механизмы влияния большинства
  • описывать условия и психологические механизмы влияния меньшинства
  • описывать условия и механизмы подчинения авторитетному лицу
  • описывать индивидуальные черты и стили лидерства
  • описывать групповые и ситуативные факторы лидерства
  • формулировать определение и свойства малой группы
  • описывать структуру малой группы
  • описывать содержание эффекта простого присутствия
  • описывать содержание эффекта социальной лености
  • описывать содержание эффектов, возникающих в групповой дискуссии
  • описывать стадии развития малой группы
  • формулировать определение и виды массового поведения
  • описывать психологические механизмы, определяющие поведение в толпе
  • формулировать определение и виды коллективного поведения
  • описывать психологические механизмы, определяющие коллективное поведение
  • описывать общие психологические классификации культур
  • описывать классификации культур, основанные на ценностях
  • описывать кросс-культурные различия в социально-психологических феноменах
  • описывать сущность культурного шока
  • описывать сущность и стратегии процесса аккультурации
  • описывать специфику межгрупповых отношений
  • описывать сущность стереотипов, групповых эмоций, предрассудков и межгрупповой дифференциации
  • описывать влияние стереотипов и предрассудков на оценки и поведение
  • формулировать индивидуальные объяснения межгрупповых конфликтов
  • формулировать групповые объяснения межгрупповых конфликтов
  • описывать роль контакта в улучшении межгрупповых отношений
  • описывать сущность, стадии и возрастную специфику социализации
  • описывать институты и механизмы социализации
  • описывать роль родителей в социализации человека
  • описывать механизмы воздействия массовой коммуникации на человека
  • описывать влияние новостей массовой коммуникации на человека
  • описывать влияние сообщений массовой коммуникации с элементами агрессии и помощи на человека
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что изучает социальная психология? Предмет и методы исследования
    - чем занимается социальная психология; - какие теоретические подходы применяются в социальной психологии; - как проводятся социально-психологические исследования
  • Как мы формируем представление о людях? Механизмы социального познания
    - что такое социальная категоризация; - каковы стадии формирования представления о людях; - как происходит атрибуция черт; - как происходит каузальная атрибуция.
  • Как мы оцениваем других людей? Ценности, верования и аттитюды
    - что такое ценности, социальные верования и аттитюды; - как аттитюды влияют на поведение; - как поведение влияет на аттитюды.
  • Как мы воспринимаем себя? Я-концепция
    - что такое Я-концепция; - как формируется Я-концепция; - как люди представляют себя окружающим
  • Что мы чувствуем? Эмоции в социальных процессах
    - какую роль эмоции играют в социальном познании и поведении; - как возникает и к чему приводит эмпатия; - при каких условиях возникает аттракция.
  • Как мы передаем информацию? Социальная коммуникация
    - как устроена коммуникативная ситуация; - в чем различие между вербальной и невербальной коммуникацией; - как происходит процесс убеждения.
  • Как мы разрешаем противоречия? Социальный конфликт
    - как устроен социальный конфликт; - каковы психологические способы разрешения конфликта; - как люди ведут себя в социальных дилеммах.
  • Почему мы наносим ущерб? Агрессивное поведение
    - что такое агрессивное поведение; - каковы психологические механизмы агрессивного поведения; - при каких условиях чаще возникает агрессивное поведение.
  • Почему мы оказываем помощь? Помогающее поведение
    - что такое помогающее поведение; - каковы психологические механизмы помогающего поведения; - при каких условиях чаще возникает помогающее поведение.
  • Что такое социальное влияние? Конформизм, инновации, подчинение
    - что такое социальное влияние; - как устроено большинства и меньшинства; - как устроено влияние авторитетного лица и лидера.
  • Когда «Я» превращается в «Мы»? Малые группы
    - что такое малая группа; - как малая группа влияет на продуктивность работы ее членов; - как происходит групповая дискуссия.
  • Как возникает коллективная активность? Стихийные социальные группы
    - что такое массовое и коллективное поведение; - каковы психологические механизмы массового поведения; - каковы психологические механизмы коллективного поведения.
  • Универсальна ли социальная психология? Психология межкультурных различий
    - на чем основаны психологические классификации культур; - в чем заключаются кросс-культурные различия в социально-психологических феноменах; - что происходит с человеком при вхождении в новую культуру.
  • Ты с нами или против нас? Психология межгрупповых отношений
    - по каким показателям можно судить о наличии межгруппового конфликта; - как можно объяснить возникновение межгруппового конфликта; - как можно улучшить межгрупповые отношения.
  • Как формируется Я-социальное? Социализация
    - как происходит социализация; - какую роль в социализации играет родительская семья; - какую роль в социализации играют средства массовой коммуникации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Квиз
  • неблокирующий Кейс
  • неблокирующий Домашняя работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Домашняя работа + 0.125 * Квиз + 0.125 * Кейс + 0.25 * Тест + 0.25 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Hogg, M. A., & Vaughan, G. M. (2014). Social Psychology : UEL (Vol. 7th edition). Harlow, England: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1418528
  • Майерс, Д. Социальная психология : учебник / Д. Майерс. — 7-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 800 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01498-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055383 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055383
  • Социальная психология : учебник для вузов, Андреева Г. М., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Aronson, E., Wilson, T. D., & Akert, R. M. (2013). Social Psychology: Pearson New International Edition (Vol. Eighth edition). Boston: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1418165
  • Douglas Kenrick, Steven L. Neuberg, & Robert B. Cialdini. (2013). Social Psychology: Pearson New International Edition : Goals in Interaction. Harlow, United Kingdom: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1418790